САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ловится рыба – от металлургов спасибо!

Только в 2023 году в РФ построят двадцать судов для добычи биоресурсов. Это и разнообразит наш стол, и даст мощный стимул для роста всей экономики

«Лучшая рыба – это колбаса!» - шутили в Советском Союзе. Обитатели морей и рек престижной едой тогда не считались, кроме, разумеется, элитных сортов типа севрюги или осетрины. Теперь отношение изменилось, доля рыбки, употребляемой в пищу, значительно выросла на душу населения. Ну, а чтобы ее добывать, нужно строить специальные корабли, причем на заграницу надеяться уже не приходится. О трудностях и удачах рыбохозяйственной отрасли на специальной пресс-конференции рассказал председатель Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговли Сергей Митин.

УДАРНЫЕ ТЕМПЫ

- Сейчас в России добывают примерно пять миллионов тонн биоресурсов в год, - рассказал российский сенатор. — Это хорошая цифра, позволяющая выполнить и доктрину продовольственной безопасности, и отправлять продукцию на экспорт. Но надо двигаться дальше. Еще в 2017 году мы приняли так называемый закон «квоты под киль», позже он был доработан. Суть в следующем: инвестор строит рыбопромысловое судно и получает под него право на добычу биоресурсов.

Первый этап квот предусматривает создание 105 кораблей – 64 рыболовных и 41 для вылова крабов. Программа грандиозная. Сегодня в ней участвуют 16 судостроительных заводов.  А ведь даже в Советском Союзе крупнотоннажные суда у нас не строились, их заказывали как правило в странах Восточной Европы.

Сложности возникли сразу: нужно было разработать конструкторско-технологическую документацию. Первое время ее брали у зарубежных производителей, перерабатывая под наши стандарты, условия, требования морского регистра. Создавали технические мощности и так далее. Было сложно, но насколько получается – судите сами.

Если за десять лет с 2009 года по 2019-ый в России построили всего пять судов средней тоннажности, то с 19-го по 2022-ой – десять, в том числе крупнотоннажных. А за два месяца этого года – уже четыре судна! Всего же за 2023 мы намерены построить двадцать судов. По мнению представителей министерства промышленности, к 2005-2006-му все 105 кораблей будут готовы.  

УКРАЛИ МИЛЛИАРДЫ

А как же санкции? Ведь ими обложили нашу промышленность, как медведя на охоте. Недавно замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтюков спрогнозировал убытки отечественных верфей в сорок миллиардов рублей. Сергей Митин уверен, что все это преодолимо.

- Действительно, санкции по нам ударили сильно, - признал он. – Наши предприятия заплатили семь миллиардов рублей зарубежным поставщикам и теперь и продукцию не получат, и деньги не вернут. Государство помогает – мы приняли закон, позволяющий судоремонтным предприятиям обнулить НДС на семь лет и направить высвободившиеся деньги на свое развитие. Определены 67 наименований необходимых комплектующих для этой отрасли - на их производство выделены значительные средства. Приоритет на наших производствах им обеспечим, главное, чтобы все же осталась здоровая конкуренция.

Но рыбопромысловая отрасль – вовсе не дотационная дыра. Здесь очень много предприятий-смежников. Возьмем металлургию, для судов требуется навигационное и палубное оборудование, приборная техника, двигатели – все это металл. А значит, появляются новые заказы, рабочие места и так далее. Уже давно подмечено: уровень развития судостроения определяет уровень развития экономики всей страны. 

ПАРТНЕРСТВО

НЕТ МОРЯ – НЕ БЕДА  

Александр Лукашенко недавно заявил, что Беларусь хочет построить порт в Мурманске и заинтересована в переработке российских морепродуктов. Перспективы у нас хорошие.  

- Белорусская промышленность давно и успешно специализируется на переработке пищевых продуктов, - пояснил Сергей Митин. – У них и заводы прекрасные, и технологии хорошие. Например, все знают крупнейший завод по переработке молока в Европе – «Савушкин продукт».  Конечно, если белорусы, у которых нет собственного моря, активно включатся в переработку рыбы, это будет очень хорошо, в первую очередь для белорусского рынка – это почти десять миллионов человек.

Весь вопрос только в доставке. Но здесь грандиозные работы ведутся по Северному морскому пути, по Мурманску, который уже значительно ближе Беларуси, чем Владивосток. Это даст возможность обеспечить их рыбными ресурсами. Если они смогут их перерабатывать, а я знаю их возможности, это будет очень хорошее направление для наших стран. 

- Санкции перекрыли поставки комбикормов для рыбных хозяйств. При этом известно, что белорусы, например, в Карелии, поставляют комбикорма для осетровых пород. Как обстоят дела в этой области?  

- Несмотря на санкции, производство аквакультуры у нас идет неплохо – в 2022 году мы достигли показателя в 360 тысяч тонн. К 2030-му году планируем увеличить итоговую цифру до 600 тысяч тонн, тоесть почти удвоить. И это потребует наличие собственной кормовой базы. Мы создали специальную рабочую группу, на которой обсуждаем вопрос производства комбикормов и за год-полтора надеемся решить эту проблему. Что касается белорусских братьев, то не случайно все, что они производят, может спокойно идти на наши предприятия без всяких таможенных пошлин. Мы всегда только рады, - выгода обоюдная и помощь в импортозамещении.

СВОИМИ РУКАМИ

МАЛ МАЛЕК, ДА ДОРОГ

В Нижнем Новгороде построят научный центр, чтобы освободится от иностранной зависимости.

Малек – это маленькая рыбка, которая только что появилась из икринки. Для массового разведения рыбы значительную его часть мы закупали за рубежом. Теперь эту проблему тоже нужно решать.

- Мы подняли вопрос о строительстве научного центра по разведению аквакультуры в Великом Новгороде, на базе старейшего рыборазводного предприятия, - рассказал сенатор. - Сейчас активно работаем с Росрыболовством, ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии – прим. ред.), чтобы разработать программу, которая позволит нам решить вопрос по разведению тех видов, которых у нас не было и нет сегодня. Есть, например, необходимость восстановить на северных реках поголовье редких пород рыб.  И эту работу мы сделаем.

МОЩНЫЙ АЛЬЯНС

НЕ МОРЕМ ЕДИНЫМ

Сергею Митину задавали много вопросов за рамками заявленной темы. На один из них, касающийся российско-белорусского сотрудничества в сфере машиностроения, он решил ответить.

 - Значительная часть тракторов в нашей стране белорусского производства. Наиболее популярный класс – это МТЗ-82, его выпускает Минский тракторный завод. Его продукцию, кстати, с удовольствием берут во всем мире. Производят они машины и помощнее – в четыреста-пятьсот лошадиных сил.

Не менее, чем в тридцати субъектах России, белорусские трактора собирают из поставляемых комплектующих и основы. Это облегчает логистику, удешевляет процесс, дает работу российским предприятиям и разгружает МТЗ для других поставок. Схема очень хорошая.  

 Ориентированы на белорусских производителей мы и в сфере кормоуборочных комбайнов, хотя, конечно, они производятся и у нас. Но потребность в них есть всегда. И напомню слова президента Беларуси, который озвучивал цифру – белорусский трактор состоит на шестьдесят процентов из российских комплектующих.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  2. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  3. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  4. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  5. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  6. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  7. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  8. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  9. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  10. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  11. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  12. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  13. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли
  14. Власти Киева рекомендуют жителям не выходить на улицу из-за ухудшения состояния воздуха
  15. Часть россиян покинула аэропорт Антальи, где загорелся самолет Superjet

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также