САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ловится рыба – от металлургов спасибо!

Только в 2023 году в РФ построят двадцать судов для добычи биоресурсов. Это и разнообразит наш стол, и даст мощный стимул для роста всей экономики

«Лучшая рыба – это колбаса!» - шутили в Советском Союзе. Обитатели морей и рек престижной едой тогда не считались, кроме, разумеется, элитных сортов типа севрюги или осетрины. Теперь отношение изменилось, доля рыбки, употребляемой в пищу, значительно выросла на душу населения. Ну, а чтобы ее добывать, нужно строить специальные корабли, причем на заграницу надеяться уже не приходится. О трудностях и удачах рыбохозяйственной отрасли на специальной пресс-конференции рассказал председатель Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговли Сергей Митин.

УДАРНЫЕ ТЕМПЫ

- Сейчас в России добывают примерно пять миллионов тонн биоресурсов в год, - рассказал российский сенатор. — Это хорошая цифра, позволяющая выполнить и доктрину продовольственной безопасности, и отправлять продукцию на экспорт. Но надо двигаться дальше. Еще в 2017 году мы приняли так называемый закон «квоты под киль», позже он был доработан. Суть в следующем: инвестор строит рыбопромысловое судно и получает под него право на добычу биоресурсов.

Первый этап квот предусматривает создание 105 кораблей – 64 рыболовных и 41 для вылова крабов. Программа грандиозная. Сегодня в ней участвуют 16 судостроительных заводов.  А ведь даже в Советском Союзе крупнотоннажные суда у нас не строились, их заказывали как правило в странах Восточной Европы.

Сложности возникли сразу: нужно было разработать конструкторско-технологическую документацию. Первое время ее брали у зарубежных производителей, перерабатывая под наши стандарты, условия, требования морского регистра. Создавали технические мощности и так далее. Было сложно, но насколько получается – судите сами.

Если за десять лет с 2009 года по 2019-ый в России построили всего пять судов средней тоннажности, то с 19-го по 2022-ой – десять, в том числе крупнотоннажных. А за два месяца этого года – уже четыре судна! Всего же за 2023 мы намерены построить двадцать судов. По мнению представителей министерства промышленности, к 2005-2006-му все 105 кораблей будут готовы.  

УКРАЛИ МИЛЛИАРДЫ

А как же санкции? Ведь ими обложили нашу промышленность, как медведя на охоте. Недавно замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтюков спрогнозировал убытки отечественных верфей в сорок миллиардов рублей. Сергей Митин уверен, что все это преодолимо.

- Действительно, санкции по нам ударили сильно, - признал он. – Наши предприятия заплатили семь миллиардов рублей зарубежным поставщикам и теперь и продукцию не получат, и деньги не вернут. Государство помогает – мы приняли закон, позволяющий судоремонтным предприятиям обнулить НДС на семь лет и направить высвободившиеся деньги на свое развитие. Определены 67 наименований необходимых комплектующих для этой отрасли - на их производство выделены значительные средства. Приоритет на наших производствах им обеспечим, главное, чтобы все же осталась здоровая конкуренция.

Но рыбопромысловая отрасль – вовсе не дотационная дыра. Здесь очень много предприятий-смежников. Возьмем металлургию, для судов требуется навигационное и палубное оборудование, приборная техника, двигатели – все это металл. А значит, появляются новые заказы, рабочие места и так далее. Уже давно подмечено: уровень развития судостроения определяет уровень развития экономики всей страны. 

ПАРТНЕРСТВО

НЕТ МОРЯ – НЕ БЕДА  

Александр Лукашенко недавно заявил, что Беларусь хочет построить порт в Мурманске и заинтересована в переработке российских морепродуктов. Перспективы у нас хорошие.  

- Белорусская промышленность давно и успешно специализируется на переработке пищевых продуктов, - пояснил Сергей Митин. – У них и заводы прекрасные, и технологии хорошие. Например, все знают крупнейший завод по переработке молока в Европе – «Савушкин продукт».  Конечно, если белорусы, у которых нет собственного моря, активно включатся в переработку рыбы, это будет очень хорошо, в первую очередь для белорусского рынка – это почти десять миллионов человек.

Весь вопрос только в доставке. Но здесь грандиозные работы ведутся по Северному морскому пути, по Мурманску, который уже значительно ближе Беларуси, чем Владивосток. Это даст возможность обеспечить их рыбными ресурсами. Если они смогут их перерабатывать, а я знаю их возможности, это будет очень хорошее направление для наших стран. 

- Санкции перекрыли поставки комбикормов для рыбных хозяйств. При этом известно, что белорусы, например, в Карелии, поставляют комбикорма для осетровых пород. Как обстоят дела в этой области?  

- Несмотря на санкции, производство аквакультуры у нас идет неплохо – в 2022 году мы достигли показателя в 360 тысяч тонн. К 2030-му году планируем увеличить итоговую цифру до 600 тысяч тонн, тоесть почти удвоить. И это потребует наличие собственной кормовой базы. Мы создали специальную рабочую группу, на которой обсуждаем вопрос производства комбикормов и за год-полтора надеемся решить эту проблему. Что касается белорусских братьев, то не случайно все, что они производят, может спокойно идти на наши предприятия без всяких таможенных пошлин. Мы всегда только рады, - выгода обоюдная и помощь в импортозамещении.

СВОИМИ РУКАМИ

МАЛ МАЛЕК, ДА ДОРОГ

В Нижнем Новгороде построят научный центр, чтобы освободится от иностранной зависимости.

Малек – это маленькая рыбка, которая только что появилась из икринки. Для массового разведения рыбы значительную его часть мы закупали за рубежом. Теперь эту проблему тоже нужно решать.

- Мы подняли вопрос о строительстве научного центра по разведению аквакультуры в Великом Новгороде, на базе старейшего рыборазводного предприятия, - рассказал сенатор. - Сейчас активно работаем с Росрыболовством, ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии – прим. ред.), чтобы разработать программу, которая позволит нам решить вопрос по разведению тех видов, которых у нас не было и нет сегодня. Есть, например, необходимость восстановить на северных реках поголовье редких пород рыб.  И эту работу мы сделаем.

МОЩНЫЙ АЛЬЯНС

НЕ МОРЕМ ЕДИНЫМ

Сергею Митину задавали много вопросов за рамками заявленной темы. На один из них, касающийся российско-белорусского сотрудничества в сфере машиностроения, он решил ответить.

 - Значительная часть тракторов в нашей стране белорусского производства. Наиболее популярный класс – это МТЗ-82, его выпускает Минский тракторный завод. Его продукцию, кстати, с удовольствием берут во всем мире. Производят они машины и помощнее – в четыреста-пятьсот лошадиных сил.

Не менее, чем в тридцати субъектах России, белорусские трактора собирают из поставляемых комплектующих и основы. Это облегчает логистику, удешевляет процесс, дает работу российским предприятиям и разгружает МТЗ для других поставок. Схема очень хорошая.  

 Ориентированы на белорусских производителей мы и в сфере кормоуборочных комбайнов, хотя, конечно, они производятся и у нас. Но потребность в них есть всегда. И напомню слова президента Беларуси, который озвучивал цифру – белорусский трактор состоит на шестьдесят процентов из российских комплектующих.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко произвел кадровые назначения в Следкоме и Верховном суде
  2. Аргентина запросила у НАТО статус глобального партнера
  3. Столтенберг: Украина должна сама обеспечить себя солдатами
  4. Эстония угрожает России ударами по приграничным городам
  5. Песков объяснил слова Путина «не надо так» в адрес губернатора
  6. В заседании Всебелорусского национального собрания примут участие 1162 делегата
  7. Председатель СК России поручил представить доклад по уголовному делу об убийстве на юго-востоке Москвы
  8. Bloomberg: Россия делает ставку на контрактников во избежание мобилизации
  9. Боец ВСУ прочел сброшенную с дрона записку и сдался
  10. В Беларуси задержали экстремиста с целым арсеналом
  11. В Казахстане более 600 нефтяных скважин остановили работы из-за паводка
  12. Песков: США обязал воевать Киев до последнего украинца ради прибыли
  13. В Беларуси из-за сильных осадков объявлен оранжевый уровень опасности
  14. Москвича зарезали возле дома его невесты после того, как он поругался с водителем «Камри»
  15. ВСУ атаковали тренажерный центр Запорожской АЭС

Парламентское Собрание

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Макрон в поход собрался

Павел Родионов

Президент Франции Эмануэль Макрон в своем русофобском угаре, кажется совсем, как в песне Высоцкого, дошел до точки, и всерьез готовится отправить свои войска на Украину.

Суд с душком

Татьяна Вахромеева

Процесс над Трампом – явная попытка устранить политического оппонента

Тарелкины пельмени

Юлия Новицкая

Космонавтам на орбите очень не хватает свежих фруктов и овощей

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также