Геннадий Давыдько: Сейчас, к сожалению, главное – слыть, а не быть
Председатель Комиссии ПС по информационной политике, технологиям и связи поговорил с «СВ» о новом центре силы в Азии, об окончании СВО, и о том, опасен ли для человека искусственный интеллект
ПОДТЯНУТСЯ КАЗАХСТАН, ГРУЗИЯ, МОЛДОВА
- Геннадий Брониславович, смена геополитического курса и разворот Беларуси и России на Восток очевидны. О новом центре силы в Азии можно говорить с уверенностью?
- Сложный вопрос, потому что Азия всегда была сильна. И Россия тоже. Но, если говорить про евразийское пространство, безусловно, магнит сплочения двух союзных стран имеет значение даже больше в морально-психологическом смысле. Белорусская мощь только присоединяется в качестве геополитического, а не финансового, военного или промышленного значения, поэтому сам смысл Союза Беларуси и России увеличивается многократно и создает реальную силу. И, главное, сила обладает магнетизмом. Если покажем мощь, экономическую радость и другую выгоду от сотрудничества, тогда в наш союз будут проситься страны постсоветского пространства.
- Какие именно?
- Хотелось бы думать о Казахстане, а в перспективе понимать, что это может быть и Украина, обновленная и отрезвевшая.
- И Грузия?
- Безусловно. Вообще можно перечислить все страны постсоветского пространства, кроме Прибалтики. Она нам не нужна. В таком виде.
- В каком?
- Они все потеряли. Пространство, государственность. Это территории, которые населены людьми, полностью дезориентированными, уставшими от политической трескотни. Они не понимают, что происходит. Я заинтересован в Молдове. Считаю, что она вместе с Приднестровьем должны быть в едином кулаке. Я не о государственной форме. Федерация, или нет, союзное ли государство. Важно то, что Молдова должна влиться в единое пространство.
СИМПАТИЯ ДРУГ К ДРУГУ
- Недавно президент Беларуси Александр Лукашенко вернулся из Китая. В минувшем сентябре лидеры Республики и Китая приняли совместную декларацию о выводе отношений на новый уровень. Насколько усилилось сотрудничество с этой азиатской страной?
- Оно всегда было, потому что лидеры двух стран испытывают чисто человеческие симпатии друг к другу. Беларусь всегда предлагала Китаю преференции даже по строительству Шелкового пути и по созданию центров Великий Камень под Минском. Много китайских специалистов работает в Беларуси на свою страну по продуктам питания. Сотрудничество кипит и развивается. Нынешний визит белорусского лидера в Китай не был сенсацией, но стал информационной бомбой и сильно разозлил Запад, потому что это в первую очередь демонстрация самостоятельности Китая, демонстрация цивилизации, которую называют центром силы, а не падшей Европой, которая уже состоялась, как полностью расплющенная американскими интересами территория. Визит президента Беларуси в Китай имеет большое долгоиграющее действие на будущее. Это такая китайская дерзость.
Продуманная. Что касается белорусского лидера, он никогда ни перед кем не становился в позу виноватого, просящего, клянчущего или заискивающего. Всегда сохранял лицо и действовал самостоятельно.
- Какие новые совместные проекты могут появиться?
- Во-первых, военно-промышленное сотрудничество с Китайской народной республикой. Пример тому – легковые автомобили, военизированные, бронированные, и знаменитый комплекс «Полонез». Продолжается сотрудничество и по другим направлениям, неведомым широкой общественности. Более того, когда Беларусь подверглась новому этапу санкций со стороны Запада, усилилось сотрудничество с Китаем по поводу производства ряда комплектующих деталей для автомобилей, тракторной промышленности. Мы активно работаем с Китаем уже и как мировой индустриальный центр, и по новейшим технологиям, которые мы охотно заимствуем. И китайцы охотно делятся ими с нами. Это долгое сотрудничество, направленное на повышение благополучия китайского, белорусского и российского народов.
МАСКИ СБРОШЕНЫ
- Насколько сильно Запад может расширить санкции против Союзного государства?
- У них уже кончилась скамейка запасных по санкциям. Что еще страшнее они могут придумать? Уже воюют с нами. Хотят нас убить. Санкции не страшны.
- Никакие?
- Сплошные теракты на «Северном потоке - 2». Уже можно все. И России, и Беларуси, и Западу. Маски сброшены. При слове «санкции» все уже ухмыляются. Было тяжело, но Россия и Беларусь справились. И даже во многих отраслях, наоборот, началось повышение. И ВВП Беларуси не пострадало, а пошло с опережением. И в России экономика выдержала. Программа импортозамещения работает активно по всем отраслям. Более того, все хорошо и с природными кладовыми, и с интеллектуальным потенциалом. Нас бьют, а мы крепчаем. И это не шапкозакидательская позиция. Там, откуда кто-то уходит, свято место пусто не бывает. Многим приходится овладевать, а народ у нас очень талантливый. И, более того, начинают ценить человека. С большим уважением и бережливостью стали относиться к кадровой политике на всех уровнях управления. Раньше были определенные места, где чиновники. Увольняешься – ну, ладно, другой придет. Сейчас большее внимание к кадрам. Это новое явление, которое появилось с натиском на нас.
- Такая тенденция существует, несмотря на то, что человеку угрожает искусственный интеллект?
- Конечно. Во-первых, стали стараться платить людям больше. Даже специалистам. Во время беды всегда дороже становятся те люди, которых можешь потерять, вольно или невольно. Это не холодный прагматизм. Если раньше для меня кто-то был просто коллегой, сейчас он еще и единоверец. Славянский менталитет такой, что мы объединяемся, когда нам плохо. Когда хорошо, можем индивидуально куда-то пойти, разбежаться. А тут – давление извне объединяет нацию. И Союз Беларуси и России крепчает с каждым днем.
- И все-таки насколько велика вероятность того, что роботы победят человека?
- Угроза виртуального существования всегда была и есть. Наше время характерно тем, что обман, фейк торжествуют. По сути, уход от действительности, попытка обмануть себя, виртуальное общение. Главным всегда у нас было быть. А сейчас важнее слыть. Ты можешь сделать любую аватарку, придумать биографию, и в интернете ты – герой, а на деле им не являешься. Главное, как себя представишь. И то же самое - искусственный интеллект. Он никогда не научится шутить, плакать, пахнуть. И, если миром все-таки правит любовь, а мне хочется в это верить, искусственный интеллект не сможет испытать это чувство. Побег от одиночества, комплексов в виртуальный мир всегда был, есть и будет. Подмена, суррогат. Я не отношусь к этому, как к войне миров. Это материальный мир, который воюет с духовным. Искусственный интеллект проникает в человека тогда, когда он перестает чувствовать боль другого и становится частью некой субстанции. Страшно, когда в тебе монетизируется душа, и параллельно нет духовности. Ты становишься частью некоего общего интеллекта. А что он такое? Рациональность. А духовность не всегда такая. Она нежна. И природна. А от природы не уйти. Накажет, поэтому я не боюсь искусственного интеллекта. Он должен служить человеку. Пусть, где надо, развиваются роботы, техника, но не верю в то, что искусственный поэт станет писать стихи, рассказы, статьи. Эта сублимация не войдет ни в сердце, ни в душу.
НЕ СПЕШИТ И ВЫЖИДАЕТ
- Каким образом в борьбе с санкциями может помочь курс на Восток?
- Для успешного существования экономики производству и потреблению необходимо примерно 300 млн. человек. Была идея Советского Союза - трехсотмиллионный закрытый рынок, который обеспечивает себя, производство, потребление и т.д. Единение с другими странами в экономическом смысле может сделать этот цикл закрытым и не нуждающимся вообще ни в чем. Не помешают ни великая стена, ни железный занавес. Мы спокойно выживем на евроазиатской территории, даже вполне будем счастливы, если нас не будут трогать. Так что, все, что происходит, хорошо.
- США ввели санкции против Китая. И в том числе запретили передачу технологий. Как Поднебесная справится с этим моментом?
- Главное преимущество Китая в том, что он никуда не спешит. Он живет столетиями. Если у нас пятилетки, у США – месяцы, год-два, то Китай спокойно выжидает. У него другая философия. И отношение ко времени. Китай переждет и перехитрит санкции.
Китайский народ научился многому за многовековую историю. Он мудрый. Дело в том, что англосаксы, назовем эту категорию людей так, меряют всех по своему миропониманию. И выстраивают с учетом понятного им поведения стратегию. Но у каждой нации свои особенности. Попытка подогнать все человечество под единое лекало обречена на провал.
Мир прекрасен тем, что в нем живут разные люди. Они, как клумба со всевозможными цветами. Англосаксы хотят, чтобы она была по всей поверхности одинаково подстрижена. Одного цвета и запаха. Тогда им легко и понятно жить. Нет, мир будет разным. И попыткой сделать это единообразие они сами себя подрезают. Во-первых, все уже поняли, что грани демократии – это такое прикрытие. Права человека сами попирают тысячу раз. Ханжество западного мира стало очевидно. Обидно только, что мощно работают информационные технологии. И общественное мнение создается любое на нужном отрезке времени. И практически руководит странами, формируется теми, у кого есть технологии и деньги. Надо образ врага или образ друга – пожалуйста. Это, кстати, зависит и от экономической или общественно-политической ситуаций. Научить людей самостоятельно формировать точку зрения по поводу происходящего в мире было бы бесценно. Но пока не получается, и в этом главная проблема. Оружие, куда страшнее, чем атомная бомба, управляемость народных масс через создание общественного мнения.
ВСКОРЕ ПОРЕЖУТ МИРОВОЙ ТОРТ
- Председатель КНР Си Цзиньпин готовится к визиту в Москву для того, чтобы пообщаться с российским президентом Владимиром Путиным. Какое значение имеет эта встреча?
- Предполагаю, это самое важное политическое событие нового времени. Если Си Цзиньпин и Владимир Путин пожмут друг другу руки, обнимутся и скажут «да, мы стоим вместе», все, мировой торт будет порезан невыгодно для совокупного Запада, назовем его так.
- Нет ли опасений, что Китай поглотит Россию?
- Нет. Он когда-то сделает это со всем миром. Россия и Беларусь пока слабы в демографическом плане. По прогнозам серьезных аналитиков, славян через 300 лет может не остаться. Я имею в виду русских, белорусов, украинцев. Не из-за войн, а потому что перестали рожать. И тут надо думать не о расовой чистоте, а о порядочности и духовности тех людей, которые сюда придут.
- Китайский автопром в состоянии заместить российский?
- Это не нужно. Надо сотрудничать. И, насколько знаю, Россия это делает успешно. И Беларусь тоже. Производятся марки китайских автомобилей с определенным улучшением.
- Вы бы хотели такую машину?
- Автомобиль должен просто ехать. И вовремя тормозить и останавливаться. И нужен комфорт внутри. В последнее время в Беларуси популярны автомобили Lada. Их хвалят. Самые популярные машины на сегодняшний день. И никто не нуждается в других. И для того, чтобы купить российскую машину, в Беларуси большие очереди. Есть, конечно, и
Geely. Китайское производство налажено. Выстроена удобная система продаж. Новых автомобилей западного производства не стало, и Geely подорожали. Но Lada популярнее. Даже юмористы перестали хохмить по поводу них.
ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕХОРОШИХ ЗАОКЕАНСКИХ ДЯДЕНЕК
- Март богат заморскими гостями. В Москву планирует прилететь глава МИДа Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан. Наверняка затронут вопрос о зенитных ракетных комплексах С-400. На ваш взгляд, опасения Израиля оправдаются, и Россия все-таки предоставит их Ирану?
- Думаю, это будет игрой, потому что Россия борется за Израиль. Он не должен быть враждебной страной по отношению к ней. Ему надо одуматься. Израильтянам тяжело. Они попали под влияние не очень хороших заокеанских дяденек и станут предметом торга. И, если Россия поставит зенитные комплексы, это будет означать израильский проигрыш. Дипломатический. Там должны подумать.
- По вашим прогнозам, Израиль станет ближе к России?
- Думаю, да, и в ближайшее время. СВО закончится в течение этого года, и все определится. И мир расколется по интересам. Думаю, что Израилю выгоднее быть ближе к российской территории, поскольку в урегулировании ближневосточных проблем Россия может оказать больше помощи, нежели другие страны.
- Нельзя быть по одному? Обязательно с кем-то: либо в восточном секторе, либо в западном?
- Евреи – люди умные. И у них есть историческая память. Она не даст совершить им глобальную ошибку.