Встать в строй, Островский и Толстой!
В российскую школьную программу возвращают патриотические произведения
Среди них - роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Русский характер» Алексея Толстого и «Брестская крепость» Сергея Смирнова.
То, что в школе преподают конкретные практические предметы, - вопросов ни у кого не вызывает. Дети ведь ходят туда, чтоб получить основы знаний, которые им необходимы в жизни. Изучение истории тоже дело важное: человеку надо знать, что было в прошлом, чтобы правильно организовать будущее.
А вот для чего в школе преподают литературу, кажется, ясно не всем. Для чего детям изучать придуманные писателями и поэтами истории, для чего разбираться в мотивах поступков вымышленных персонажей, да еще наизусть зубрить целые страницы описаний явлений природы или душевных терзаний литературных героев?
В наше прагматичное время, когда агрессивно растущий скелет цифровых технологий и тотальная монетизация всего повсеместно дырявят озоновый слой духовности, многим кажется, что успешному айтишнику, врачу, банкиру или строителю литературные познания не особенно и нужны.
Но, при всем уважении к точным наукам, смею утверждать, что ни в одной профессии духовно пустой человек не добьется высот, а школьные уроки литературы - это алтарь в храме становления личности. Только в этом месте в душе молодого человека бережно выращивается духовное солнце.
Физически человек состоит из того, что он ест, нравственно - из того, что читает. Мировоззрение, которое побуждает нас к поступкам, формируется семьей, ближайшим окружением, опытом и чтением.
Когда литературный герой, взволновав читателя своими переживаниями и поступками, проникает в его трепетное сердце и становится образцом для подражания - это эффект, которого лекцией или агиткой не достичь никогда.
Герои, совершавшие подвиги на полях сражений Великой Отечественной, на девяносто процентов состояли из советских книг, песен и фильмов.
Хорошо, что в школьную программу возвращаются мощные, пронизанные чувством патриотизма произведения. Это можно назвать мобилизацией - в боевой строй за наше общее будущее призывают уже проверенных временем литературных воинов.
Но как эти книги воспримут наши дети? Как преподнести эти произведения таким образом, чтобы им захотелось их прочитать? Как вообще принудить человека к чтению? Грустно, но мне трудно представить девушку или юношу, взахлеб читающих бумажную книгу.
Конечно, некоторые увлеченные и организованные ребята прочитают все, что войдет в школьную программу. Но абсолютное большинство, привыкшее к форматам СМС и ТикТока, насквозь прошитое голливудскими фильмами, - хорошо если хоть формально пролистают. А ведь могут и посмеяться.
Важно не просто внести изменения в программу обучения, а вдохновить учителей, которые смогут зажечь огонь в глазах у юных граждан великого Отечества.
Намерения у Министерства просвещения хорошие. Путь предстоит непростой и долгий. Но мы уже шагаем.
Геннадий Давыдько, председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи.