Геннадий Давыдько: С кем вы, мастера культуры?
Пожалев деньги на искусство, можно лишиться государства
В России отметили День народного единства. Накануне праздника в одном из московских кинотеатров я посмотрел широко рекламируемый фильм «Сердце Пармы». Он недвусмысленно утверждает, что это самое единство создавалось огнем, мечом, уничтожением интересов и религий малых народов, да и самих этих народов.
Смысловые и эмоциональные акценты в картине расставлены так, что все симпатии публики на стороне убиваемых, а по отношению к жестоким, сытым и самодовольным московитам - только презрение, временами доходящее до ненависти.
Многомиллионный бюджет, превосходная игра актеров, знающий, во имя чего старается, талантливый режиссер - все это не зря и не просто так. Это не упущение, не оплошность - это часть войны за общественное мнение. И выдавливающая слезы любовная история в сюжетной ткани фильма - лишь отвлекающее движение левой рукой, которое делает фехтовальщик, чтобы правой нанести верный удар в сердце простофили.
Цель достигнута: московские зрители после просмотра фильма выходили слегка подавленные открытой им «правдой» об их предках. А уж когда доезжали до квартир, шелуха жирных батальных сцен и многозначительность мистических фокусов опадали совсем, и в сухом остатке оставалась мысль: а ведь если сегодня в кинопрокате Львова или Киева появится этот фильм, его даже на украинский переводить не будут - успех у нациков гарантирован.
Во время Великой Отечественной войны снимали картины, которые вдохновляли бойцов на подвиг, рисовали образ будущего, давали людям надежду.
Большинство из них до сих пор считаются шедеврами: «Жди меня», «Иван Грозный», «Два бойца», «Воздушный извозчик», «В шесть часов вечера после войны», да и снятый в 1938 году «Александр Невский». Может, в наше время лучше потратить государственные миллионы на качественную реставрацию, пропаганду, рекламу и прокат этих истинно патриотических фильмов?
Герои той великой войны - Матросов, Космодемьянская, Гастелло, Маресьев, Заслонов и другие - стали героями потому, что их подвиг воспели в советских песнях, фильмах и стихах.
Искусство - это прежде всего эмоции. Мысль, идея, окрыленная чувством, попадает прямо в сердце и воспламеняет его, побуждает к любви или ненависти.
С кем вы сегодня, мастера культуры? Вопрос Максима Горького звучит в кинозалах Союзного государства. Где новые «Офицеры»? Где кино, по силе близкое к «Брестской крепости»? А в ответ тишина. И только отвратительные совокупные московиты из «Сердца Пармы» вырезают малые декоративные народы.
В концепциях национальной безопасности любой страны прописаны и свято чтут сферы экономики, обороны, здравоохранения, образования, информации - все это, бесспорно, очень важно. Но без идеи, без цели, во имя чего мы все это строим, без идеологии все они обескровлены и уязвимы.
Раньше говорили, что государство, которое пожалеет денег на культуру, потом все равно потратит их, но уже на тюрьмы. Теперь время злее. И упущенные возможности в сфере культуры и искусства могут обратиться потерей государственности.