Геннадий Давыдько: Ах, Арлекины!
Творческие беглецы старательно изображают счастливую жизнь за границей
Для людей каплей, проясняющей суть, становятся чрезвычайные обстоятельства: дни, когда надо принимать важные решения, выбирать одну из сторон в конфликте.
Время нынче жестокое, контрастное. И если ты не за, значит - против. Если не свой, значит - чужой. Так, наверное, и должно быть во время исторического излома.
Счастливы те, кто осознанно, вдохновенно занимает свое место в строю, исповедуя цели рядом стоящих единоверцев.
Но есть сомневающиеся, не способные разобраться в происходящем и вместе с тем искренне болеющие за страну. Для таких граждан самая подходящая позиция посередине, как у Максимилиана Волошина в стихотворении «Гражданская война»:
А я стою один меж них,
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Но представители нынешней творческой элиты молиться способны только за свой комфорт. И плевать они хотели на поклонников, стоящих в строю, ведущих бой, работающих на оборону. С пересечением границы звезда преступает черту, рвется ниточка наивной зрительской любви, которая приносила беглецу вдохновение, славу и деньги. Наступает момент той самой азотной кислоты, которая расплывается желтовато-голубоватым пятном на лике кумира, совсем недавно казавшемся золотым.
Есть хорошая мудрость: «Нравится картина - не знакомься с художником». Как поклонникам того или иного творца отделить сегодняшнюю корявую позу кумира от его творчества? Возможно ли продолжать любить тексты озлобленного теперь старика Макаревича? Или Слепакова?
Или вот, Алла Пугачева - безусловно, любимая миллионами людей певица, которая сама много раз клялась в любви к зрителям.
«Были холопами, стали рабами», - про кого сказала хлопнув дверью, покидая Родину?
Она никогда не исполняла патриотических песен. Не пела о партии и комсомоле, о подвигах летчиков или пожарных, нет в ее прошлом репертуаре текстов о Родине, Победе. Зато есть о любви. И исполнено артистично, умно, талантливо.
И вот звезда съехала. Не упала, не сгорела, а съехала. И что-то мне подсказывает, вместе с песнями.
Артисты живут чувствами. Думаю, Алла Борисовна уехала совсем не по политическим причинам, а по личным: любовь, деньги, обиды, нервы… Впрочем, как и большинство прочих примкнувших к чужбине тружеников театра, кино, ТВ и эстрады.
Политический контекст, как мешки на головы висельников, на них злорадно нахлобучивают враги России.
Смущает, что слишком старательно творческие беглецы изображают свое счастливое закордонное существование и полное отсутствие колебаний и сомнений.
Невольно вспоминается песенка:
«Слез моих не видно никому… Арлекин
я, видно, неплохой…»