Сергей Рачков: Беларуси и России необходимо формировать новые производственные цепочки и повышать конкурентоспособность продукции
Санкции превратились в элемент гибридной войны по подрыву нашей экономики. Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики уверен, что ответом на внешние вызовы и угрозы станет объединение усилий с участием союзников по СНГ и ЕАЭС, а также импортозамещение в приоритетных и высокотехнологичных отраслях экономики.
МНОГОВЕКТОРНАЯ ПРИБЫЛЬ
Союзное государство эффективно противостоит внешнему давлению
— Когда Беларусь столкнулась с санкциями со стороны Запада, азиатское направление начало играть особую роль. Что необходимо предпринимать для активизации работы в данном направлении?
-- Меры по переориентации экспортных и импортных поставок, кооперации со стороны правительств, как Беларуси, так и России, должны носить конкретный характер. В связи с этим нужно выработать конкретные планы работы с каждым зарубежным государством в целях максимального использования всех возможностей по увеличению экспорта, реализации инвестиционных проектов. В этой работе важно вовлечение и максимальная отдача послов и дипломатов в каждой конкретной стране, работа на результат. Кроме того, в налаживании контактов с деловыми кругами соответствующего государства в целях наращивания и диверсификации экспорта товаров и услуг должны играть существенную роль органы местного управления и самоуправления, общественные организации и объединения.
Особое внимание в переориентации экспортных и импортных потоков с украинского и европейского направлений на перспективные рынки Азии следует уделять развитию межрегионального сотрудничества с учетом широкой сети побратимских связей с городами зарубежных государств.
Необходимо акцентировать деятельность на продвижении внешнеэкономических интересов на перспективных рынках таких стран, как Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Азербайджан, Израиль, Алжир, Тунис, Марокко, Бангладеш, Шри-Ланка, Монголия, Мексика.
Все возможные контакты с зарубежными партнерами должны быть нацелены, в первую очередь, на достижение конкретных результатов сотрудничества в экономической сфере. Кроме традиционных форм взаимодействия, целесообразно искать новые способы коммуникации, в том числе, максимально задействовать потенциал парламентской, народной и общественной дипломатии для реализации межгосударственных договоренностей, достигнутых на высшем и высоком уровнях.
СОТРУДНИЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ И В НЕБЕ
От медиахолдинга до космического спутника
— Санкции сделают экономические связи между нашими странами еще крепче?
-- Внешнеполитическая ситуация вокруг Беларуси и России максимально обострена усилением санкций. Введен целый ряд ограничительных мер, затрагивающих аспекты политики, экономики, финансов, спорта, культуры, науки, образования, гуманитарных обменов со стороны США, ЕС, на национальном уровне рядом стран. В этой связи вопрос выработки совместных мер противодействия в рамках Союзного государства как никогда актуален.
Изменения военно-политической обстановки в регионе, возникновение новых вызовов и угроз для Беларуси и России, беспрецедентное внешнее давление на наши страны — все эти факторы обусловили существенный рывок в интеграционном сотрудничестве Беларуси и России.
4 ноября 2021 года Президенты России и Беларуси утвердили 28 союзных программ, которые предусматривают радикальные шаги в продвижении экономической интеграции. Эти программы необходимо оперативно реализовывать, они, в первую очередь, об экономической интеграции Беларуси и России. Экономика — прежде всего, и об этом всегда говорит Президент Беларуси.
Правительствами Беларуси и России ведется целенаправленная работа по выполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и союзных программ. Создаются рабочие группы, формируется необходимая нормативно-правовая база, оформляется электронный мониторинг выполнения союзных программ.
Предстоит подготовить и принять большой пакет совместных и национальных документов, направленных на формирование единой промышленной и аграрной политики, обеспечение равного доступа к госзакупкам, гармонизацию налогового и таможенного законодательства, унификацию регулирования транспортного рынка. Необходимо сформировать объединенные рынки нефти и нефтепродуктов, электроэнергии и газа.
В условиях беспрецедентного давления со стороны коллективного Запада можно сказать уверенно, что отношения Беларуси и России успешно проходят проверку на прочность.
Состоявшийся 11 — 13 апреля этого года рабочий визит в Россию Александра Лукашенко в очередной раз подтвердил открытые и доверительные отношения глав государств. Сложившееся взаимодействие позволяет находить решения принципиально важных вопросов двусторонней повестки дня.
— Беларусь и Россия активно взаимодействуют в различных областях, в том числе в сфере импортозамещения. Как бы вы оценили подобные тенденции?
- Перед экономикой Союзного государства в условиях западных санкций, введенных на фоне мирового кризиса, возникает немало проблемных вопросов. Но есть на них и реальные ответы. В первую очередь это ставка на свои силы и возможности, иначе говоря, импортозамещение продукции, которую раньше Беларусь и Россия покупали за рубежом. Потенциал имеется. Союзное государство сохранило и даже приросло компетенциями в ряде высокотехнологичных отраслей.
На этом неоднократно делает акцент Президент Беларуси Александр Лукашенко. Сегодня после принятия 28 союзных программ и реализации нового этапа интеграции речь идет уже о сотрудничестве по самым передовым направлениям. Беларуси и России нужно формировать новые производственные цепочки и повышать конкурентоспособность
продукции. Конкретных направлений сотрудничества немало.
Целесообразно направить основные средства бюджета Союзного государства, в первую очередь, на реализацию комплекса мер по замещению отечественными производителями западных компаний, ушедших с рынков Беларуси и России, а также на развитие промышленной кооперации.
По импортозамещению работают отраслевые белорусско-российские рабочие группы в автомобилестроении, сельхозмашиностроении, станкостроении, электронике, легкой, химической промышленности и фармацевтике. Уже есть предварительные результаты: определены совместные проекты в машиностроительном комплексе и производстве химических продуктов на сумму $2,6 млрд. Сформирован и отработан перечень импортозамещающей продукции с количеством более 2,7 тыс. наименований, который будет ориентиром для бизнеса, а также применения мер стимулирования для организации соответствующих импортозамещающих производств.
Сегодня для Беларуси импортозамещение -- это вопрос экономического суверенитета. Работа ведется по двум основным направлениям: поиск альтернативных поставщиков и производство отечественных аналогов.
— Могут ли в Союзном государстве появиться масштабные проекты, которые в обозримой перспективе помогут нашим компаниям занять ниши, освобожденные в России западными компаниями?
-- С учетом недружественной политики в отношении Беларуси и России нам следует активно работать на системное противодействие деструктивным мерам на всех площадках Союзного государства и при помощи всех ресурсов Союзного государства. Поэтому первостепенное внимание необходимо уделить реализации пакета новых интеграционных договоренностей, направленных на дальнейшее развитие и углубление союзной интеграции.
Мы имеем значительные возможности для расширения спектра нашего сотрудничества за счет реализации таких актуальных проектов, как подготовка пилотируемого полета белорусского космонавта, создание нового спутника дистанционного зондирования земли сверхвысокого разрешения, проведение атомных исследований, производство электронной компонентной базы, создание союзного медиахолдинга.
Но не только Беларусь и Россия сталкиваются с негативными последствиями санкционного давления, но и все страны СНГ. В условиях развязанной против нас экономической войны только совместными консолидированными усилиями с активным участием союзников по СНГ и ЕАЭС мы сможем адекватно и эффективно реагировать на тотальные санкции ЕС и США. К выработке мер по поддержке экономик в условиях санкций следует активно подключиться структурам интеграционных объединений — Евразийской экономической комиссии, Исполнительному комитету СНГ.
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
— Деструктивные телеграм-каналы нередко предрекают падение экономики и уровня жизни наших людей. Как вы реагируете на такие сообщения?
-- В ответ на алармистские пустые слова можно предоставить конкретные цифры. Перед Правительством Беларуси стоит задача не допустить ухудшения ситуации, чтобы сохранить параметры работы экономики на уровне прошлого года. Определены четыре основных приоритета: обеспечение бесперебойной деятельности субъектов хозяйствования, переориентация экспортных потоков, импортозамещение, поддержка населения.
По каждому направлению отрабатываются конкретные пакеты мер. Часть из них уже нашла отражение в подготовленном правительством и реализуемом указе № 93 Президента Беларуси и комплексном плане первоочередных мер по поддержке экономики. Экономика Беларуси адаптивна к агрессивным действиям Запада. Об этом свидетельствуют цифры — положительное сальдо платежного баланса, экспорт в первом квартале 2022 года вырос на 5 процентов.
Несмотря на сокращение поставок энергетических товаров и калия, остальные отрасли нарастили экспорт на 10 %, стабилизировалась ситуация на валютном рынке. Уже в апреле 2022 года продажа валюты всеми субъектами рынка превысила ее покупку на 500 млн. долларов. Финансовые результаты работы основных предприятий положительные.
За I квартал выручка выросла на 17 %, опередив рост себестоимости. Положительная динамика роста зарплат сохраняется. Все социальные обязательства выполняются государством вовремя.
МЕНЮ НА ПЕРСПЕКТИВУ
— Обостряется проблема продовольственной безопасности в мировом масштабе. Как нам выстраивать стратегию торговли продуктами питания?
-- Продовольственная безопасность в Беларуси на высоком уровне. Наша страна занимает 23-е место в мировом рейтинге продовольственной безопасности среди 113 стран мира. Каждую пятилетку реализуются государственные программы по развитию АПК, что обеспечивает его устойчивый рост. Государство продолжает оказывать поддержку в закупке сельскохозяйственной техники отечественного производства. Системная поддержка производства продовольствия дает отдачу и позволила нашей стране в прошлом году увеличить экспорт продовольствия до 6,7 млрд. долларов.
СОЮЗНЫЙ ЩИТ
Беларусь и Россия отреагируют на укрепление сил Североатлантического альянса
— Финляндия и Швеция отказываются от военного нейтралитета и собираются вступить в НАТО. Этот шаг несет угрозу Союзному государству?
-- Действия Финляндии и Швеции являются частным случаем, который подтверждает общую тенденцию — со стороны западных государств мы видим четкую неготовность идти на компромиссные решения в вопросах обеспечения стратегической безопасности. Кроме того, Запад пытается всячески дискредитировать сотрудничество России и Беларуси, вмешаться во внутреннюю политику двух стран и дестабилизировать обстановку в них.
В связи с этим Беларусь и Россия активно развивают военное и военно-техническое сотрудничество в рамках Союзного государства, которое направлено на отражение внешних военных угроз, главным источником которых являются США и НАТО.
Попытка втянуть Финляндию и Швецию в Североатлантический Альянс получит соответствующий ответ Союзного государства. Беларусью и Россией пройден путь от двусторонних соглашений в различных областях военного сотрудничества периода создания национальных вооруженных сил до принятия Военной доктрины Союзного государства, которая определяет развитие основных направлений совместной оборонной политики.
В сфере обороны и безопасности заключено более 40 международных договоров, созданы Региональная группировка войск (сил) и Единая региональная система противовоздушной обороны. Осуществляется совместная охрана внешней границы. Регулярно проводятся совместные учения, ключевые — «Запад-2021» и «Союзная решимость 2022».
Важным фактором в данной работе является обновленная Военная доктрина Союзного государства, утвержденная Высшим Госсоветом 4 ноября 2021 г. Доктрина гармонично вписывается в общую тенденцию наращивания взаимодействия Беларуси и России в сфере активизации сотрудничества предприятий оборонно-промышленного комплекса двух стран, обеспечения военной безопасности, и прежде всего на единой границе Союзного государства.
Этот стратегический документ в полной мере учитывает значительные изменения военно-политической обстановки в Восточной Европе, произошедшие за последние годы. Особое место в военном сотрудничестве отводится взаимодействию по купированию угроз, связанных с приближением к границам Союзного государства военной инфраструктуры НАТО.
Дальнейшее развитие ситуации с обороной Союзного государства будет зависеть от военно-политической обстановки. Безусловно, все шаги Союзного государства в военной и военно-технической областях должны быть адекватны существующим и прогнозируемым внешним вызовам и угрозам, и отвечать принципу разумной достаточности.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Миротворцы ОДКБ сорвали планы западных радикалов в Казахстане
-- На фоне непростой ситуации в мире нужно ли повышать уровень политического взаимодействия в рамках ОДКБ?
-- Сегодня роль ОДКБ в деле поддержания мира и стабильности на евразийском пространстве существенно возросла. Это подтверждают события начала года в Казахстане, где ОДКБ впервые применила свой миротворческий потенциал. Организация показала свою востребованность, способность действовать быстро, решительно и эффективно. Благодаря этому конфликт был локализован и не получил развития по негативному сценарию.
ОДКБ действительно состоялась как международная военно-политическая организация. С момента создания она планомерно повышает уровень своей готовности реагирования на различные типы угроз: военно-политические, террористические, наркотические, миграционные. В том числе минимизацию этих угроз в рамках миротворческих операций.
Развитие ситуации на западной границе Союзного государства и южной границе Беларуси обусловливает укрепление сотрудничества с государствами — членами ОДКБ в рамках коалиционного военного строительства, осуществляемого в интересах обеспечения совместной безопасности.
Необходимо настойчивее выступать за консолидацию усилий по обеспечению коллективной военной безопасности, а также дальнейшего развития системы, сил и средств ОДКБ.
Важно внимательно изучить опыт успешного проведения коллективной миротворческой операции ОДКБ в Казахстане и использовать странами ОДКБ, в том числе Союзным государством, в дальнейшем повышении эффективности совместной работы по противодействию попыткам внешнего деструктивного вмешательства. Очевидно, что в условиях сохраняющейся глобальной нестабильности, разрастания региональных конфликтов роль и востребованность усилий ОДКБ будет увеличиваться.
В связи с этим, на мой взгляд, необходимо разработать и реализовать программы ОДКБ в сфере информационной и общественной безопасности, противодействия внешнему вмешательству в электоральные процессы. Союзному государству целесообразно активнее поддерживать инициативы и действия по укреплению ОДКБ, ее миротворческого компонента с целью обеспечения собственной безопасности и суверенитета, а также наших партнеров по ОДКБ.
ЭПИДЕМИЯ ВРАНЬЯ
Людям все сложнее разобраться, где правда, а где ложь и провокация
— Усиливаются вызовы и угрозы в информационной сфере. Как нам выстраивать борьбу с фейками?
-- Предложения по совершенствованию информационной политики серьезно обсуждались 31 мая на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко. Была поставлена задача выработать механизмы противодействия, контрмеры в информационном пространстве. Коллективный Запад пытается воздействовать на Беларусь с использованием психологических операций и методик влияния на сознание людей. Сегодня мы буквально тонем в потоке лжи и дезинформации, распространяемых информационными террористами, которые находятся в тысячах километров от реальных событий, и разжигают ненависть и злобу среди простых людей – белорусов, русских, украинцев.
В такой ситуации крайне важно оставаться, прежде всего, порядочными людьми, демонстрировать приверженность исторической и культурной общности народов, находить общие точки соприкосновения. Воздействие deepfakes и fake news на политику, общество и бизнес становится гораздо более ощутимым, а новые технологии, которые пытаются усилить этот эффект, - более заметными.
В связи с этим необходимо внедрять все новые понятия и явления в правовую систему и оперативно вырабатывать меры по противодействию им, выстраивать адаптивную систему защиты информационного поля, систему идентификации субъектов в инфополе и меры ответственности этих субъектов.
Как ученый — исследователь в сфере политической социализации молодежи считаю важным повышать культуру потребления контента, в первую очередь, у молодежи: обучать распознавать фейки, работать с телеграм-каналами, обучать анализировать полученную из интернета информацию. Для того чтобы масс-медиа успевали за развитием новейших технологий в SMM, нам надо задуматься о радикальных скоростях в эволюции наших отечественных масс-медиа.
Кроме того, надо работать над уровнем социальной ответственности инфлюэнсеров и трендсеттеров в социальных сетях, которые сегодня, по сути, сами себе журналисты, операторы и продюсеры. Все они должны понимать, какую ответственность они несут, влияя своим мнением и позицией на сознание молодых людей. Надо призывать их к рассудительности, развитию критического мышления, анализа.