Геннадий Давыдько: Презумпция виновности
Смерть четырех российских туристов в Албании - трагедия. И очень досадно, что она обрастает инсинуациями, цель которых - провоцировать конфронтацию на национальной почве. Хотя, казалось бы, при чем здесь это?
18 октября стало известно, что в сауне одного из SPA-отелей в деревне Керрет были обнаружены тела шестидесятилетнего мужчины, его 58-летней супруги, их дочери и ее молодого человека.
Трагедия сразу же начала обрастать множеством слухов и домыслов. Вопрос: это несчастный случай или преднамеренное убийство? Будем верить, что следствие разберется. Албанская полиция возбудила уголовное дело по статье «Убийство».
Резануло же мне слух другое. В многократно повторяющемся новостном сюжете на одном из главных федеральных каналов России говорилось, что, скорее всего, это преднамеренное убийство, потому что владелец турфирмы, где покупались путевки, - внимание! - гражданин Украины.
Я имею хорошее представление о том, какой тщательной редактуре подвергаются дикторские тексты на государственных теле- и радиоканалах и в России, и в Беларуси. И коль скоро такое конкретное предположение о присутствии националистического мотива в убийстве допущено до эфира, могу предположить, что это не просто небрежность редактора. А что? Начало формирования образа злоумышленника просто по национальному признаку?
А как же презумпция невиновности? И не уподобляемся ли мы в этом случае западным оболваненным обывателям, для которых все мировое зло имеет русскую национальность?
Вот в Беларуси обсуждают инициативу о введении уголовной ответственности за подписку на экстремистские телеграм-каналы и прочие социальные сети. Подписан? Значит, косвенно финансируешь, ведь именно за трафик и глубину просмотров они получают деньги. И я полностью поддерживаю эту инициативу. Одумывайтесь, отписывайтесь, открещивайтесь все, кто голову на плечах имеет, от вредоносных интернет-клоак.
Но есть нюансы. Силовики, политики, журналисты, эксперты, которые ищут и должны по роду профессии знать все точки зрения, аргументы противника. Как с ними быть? В республике есть список экстремистских материалов, но его еще нужно постараться найти. Полагаю, что он должен быть на виду. А может, нужно подумать и над системой предупреждения. Захотел пользователь найти определенный телеграм-канал, а его сразу предостерегли. Ну нет у нас пока, к сожалению, технических возможностей для недопущения присутствия этих токсичных источников на нашей территории. А значит, воевать с ними надо всеми доступными способами.
Никого оптом, просто за то, что он что-то почитал на экстремистском ресурсе, карать не будут. Идет кропотливая работа по определению степени участия каждого в раскручивании протестной активности, в травле законопослушных граждан, в разжигании вражды. За слово надо отвечать.