САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Хватит «колесовать» пешеходов

Использование сегвеев, гироскутеров, электросамокатов и других подобных средств передвижения, из-за которых происходит множество ДТП, решено ограничить законом на всей территории Союзного государства

ФОТО: БЕЛТА

«ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ» ПРОТИВ ПЕШЕХОДА

Эта трагедия случилась в Москве совсем недавно. Врач Андрей Кравцов, заведующий отделением МРТ поликлиники Литфонда, спешил на работу на электросамокате. Он, как говорят, был осторожным водителем. Но в этот раз не углядел и случайно сбил на тротуаре 22-летнего юношу. Тот серьезно не пострадал. Однако, во время вспыхнувшей ссоры, молодой человек вытащил нож и несколько раз ударил медика. Спасти его не удалось. Да, смерть в результате использования так называемых средств индивидуальной мобильности, к счастью, не так уж часта, хотя родным погибших от этого не легче. Но счет травмированных и покалеченных людей идет уже на тысячи. В Беларуси объявлено, что в самом скором времени появятся четкие правила по использованию экзотического транспорта. Наши не отстают. Минтранс и МВД России подготовили пакет поправок к правилам дорожного движения относительно электросамокатов, моноколес и так далее.

Кстати, не следует думать, что ситуация с таким транспортом актуальна лишь в теплое время года. У нас и зимой в городах охотно катаются на каких-нибудь сигвеях с зимней резиной, сметая все вокруг.

- Давно пора, - поддержал нововведения депутат Парламентского Собрания Владимир Афонский. Для него это выстраданная тема, ведь в прошлом созыве Госдумы он работал в комитете по транспорту и строительству. – Данный вопрос на комитете мы обсуждали около двух лет.

- Что же помешало ввести ограничения?

- Пандемия. Передвижений стало меньше. Появились другие насущные вопросы. И тем не менее, неоднократно на разных площадках – Госдумы, минстранса, Общественной палаты мы обсуждали безопасность на наших дорогах. Причем не только на проезжей части, но и на пешеходных зонах. Дело в том, что в настоящее время тот, кто передвигается на электросамокате, сигвее и так далее приравнивается в правах к пешеходу.

- То есть человек «на своих двоих» не имеет преимуществ перед тем, кто встал на колеса?

- Совершенно верно. А теперь представьте, когда «железный конь» весом в семьдесят килограмм налетает на человека. Да прибавьте вес того, кто на нем едет. А навстречу могут попасться старики, дети, домашние животные. Причем нередки случаи, когда на самокаты взбираются два человека. Ведь это тоже не запрещено никакими правилами! Как нет и ограничения по скорости. И все это нужно менять.

НУЖНЫ ШЛЕМ И НОМЕР

- С чего нужно начать?

- Прежде всего мы должны установить правило, чтобы водитель этих самых мобильных средств знал правила дорожного движения, как передвигаться по правой обочине дороги. Он должен быть соответствующим образом экипирован – шлем и так далее. А также иметь идентификационный номер.

- А права этот человек иметь должен?

- Думаю, да - как минимум категории «М» - «мотороллеры». Считаю необходимым так же разбить водителей по возрастным группам. Например, подростки должны иметь право ездить на электросамокатах со скоростью не больше пяти километров в час. Впрочем, я уверен, что по тротуарам любое средство должно передвигаться со скоростью пешехода, тех же самых пяти километров.

- А ведь многие только ради скорости такими средствами передвижения и пользуются…

- Где-то, в специально отведенных зонах, скорость можно разрешить и до 25 километров в час, пожалуйста. А вот в густонаселенных местах я бы вообще передвижение на электросамокатах запретил. Хотя бы в часы пик.

- Пункты проката такого транспорта буквально на каждом углу. Правильно ли это?

- Очень негативно к такой практике отношусь. Ведь у нас еще даже не предусмотрено возмещение ущерба третьим лицам, страховка. За образец можно взять, например, законодательство Германии.

- Значит, вы изучали иностранный опыт?

- Безусловно. Я противник слепого копирования, но положительный опыт не грех и перенять – четко прописанные правила и градации водителей. При этом нужно, чтобы ответственность несло не только физическое лицо, ставшее виновником ДТП, но и юридическое, предоставляющие транспортное средство на прокат. Кстати, я сказал «транспортное средство», хотя по закону элетросамокаты таковыми не являются.

- Так, может, пора принять закон?

- Понимаете, их уровнять технически довольно непросто. Для этого нужно вносить очень много поправок, изменять нормативные акты, в том числе техрегламент Таможенного Союза о безопасности колесных транспортных средств. Но этого, возможно, и не требуется – такие «колеса» достаточно будет выделить в отдельную категорию.

Примета времени

С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ

Электросамокаты и электровелосипеды пользуются популярностью у работников, которые приносят россиянам еду из магазинов или кафе.

- Это еще очень важный момент, - обращает внимание Афонский. – Этот транспорт стал очень популярным у сервисов доставки еды. Это уже коммерческая история.

- Что здесь надо проработать?

- Нужно понять, кто здесь несет ответственность за правонарушение. Водитель, который нередко гражданин другой страны? Или все-таки компания, на которую он работает? На законодательном уровне и в России, и в Беларуси нужно это решить. Я против того, чтобы вставлять палки в колеса бизнесу. Более того, если у есть проблемы, следует разрабатывать программы, чтобы помочь предпринимателям. Однако, везде должны быть четкие правила.

- Некоторые считают, что вообще новые средства передвижения следует запретить в городе.

- Я прекрасно отдаю себе отчет, что это очень популярный, интересный и для многих удобный вид передвижения. Несомненно, есть плюсы. Но мы сейчас говорим про другое – про безопасность абсолютного большинства граждан наших стран. Это самое главное.

Новые нормы

В ПУТЬ ТОЛЬКО С ФОНАРЕМ

Госавтоинспекция Беларуси предложила внести изменения в Правила дорожного движения. Во многом, они совпадают с тем, как хотят упорядочить вопрос российские коллеги, но есть и оригинальные идеи.

ПЬЯНОМУ – КРАСНЫЙ СВЕТ 

Об этом рассказал заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон. По его словам, передвигаться на сегвеях можно будет лишь по велосипедным дорожкам. И только если их нет - по тротуарам, пешеходным зонам или обочинам, но не создавая препятствий прохожим.

Спереди у транспортного средства должен быть фонарь белого цвета, сзади – красного. Таки­м образом, оно станет более заметным в темноте. Занимон предложил узаконить шлемы при движении, сейчас эта норма рекомендательного характера. И, конечно, особое внимание к техосмотру – должна быть в полном порядке тормозная система, рулевое управление при его наличии и так далее. Алкоголь категорически под запретом, как у обычного водителя транспортного средства.

НАКАЗАНИЕ – НЕ САМОЦЕЛЬ

Передвигаться на особом транспорте по до­рогам общего пользования можно будет с 14 лет, а вот кататься во дворах и жилых зонах смогут все желающие – возрастных ограничений не предусмотрено. Александр Заниман прокомментировал трагедию в Минске, когда под колеса машины попал подросток, пересекавший проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу на электросамокате. По его словам, в новых правилах будет прописано, что перед тем, как выехать на проезжую часть, необходимо заблаговременно притормозить и пересекать дорогу со скоростью движения пешеходов, то есть не более пяти-восьми километров в час.

«Наказание за нарушение не самоцель, - заверил Занимон. – Главное, сохранить как можно больше жизней на дроге». Предполагается, что новые правила вступят в силу уже перед новым летним сезоном.

СКАЗАНО

Игорь Сущенко, инструктор по обучению езде на моноколесе:

-Необходимость внесения изменений в ПДД продиктована временем. Сегодня на улицах достаточно много людей, передвигающихся на самых различных приспособлениях. За последние два сезона я обучил езде на моноколесе более 500 человек. Самому старшему ученику было 73 года, младшему – пять.

- Двигаясь по обочине в темное время суток, желательно надеть свето­отражающий жилет, чтобы привлечь внимание проезжающих водителей. Плюс при езде на таких средствах я бы советовал использовать мото- или велошлем, перчатки, наколенники, налокотники. Некоторые надевают моточерепаху, что тоже неплохо.

- Даже при низкой скорости не нужно пренебрегать элементами защиты – другие участники движения могут врезаться в вас. Но самое главное – будьте внимательны и не отвлекайтесь на га­джеты. Если поблизости дети, сбрасывайте скорость до минимальной, особенно если они двигаются к вам спиной. Действия ребенка предсказать сложно.

- Мощность в моноколесе и электросамокате нужна прежде всего для того, чтобы вы легко заехали на крутую горку или склон. Хотите кататься быстрее, отправляйтесь на специальную закрытую площадку. 

Из социальных сетей

«СЕГВЕЙ ОПАСЕН ДЛЯ ЖИЗНИ»

В Интернете очень много историй, в которых люди рассказывают, как пострадали от транспортной экзотики. Вот лишь несколько из них.

«Скажу прямо: Segway опасен для жизни! Как я это поняла? Сломанные рёбра и два серьёзных перелома мужа, который вылетел с сигвея на асфальт, мне это популярно объяснили. К счастью, муж оказался крепким парнем. Он быстро восстанавливается. Чувствует себя хорошо. Но ведь могло бы быть и иначе… При этом техника безопасности была соблюдена. Скорость – не превышена. Путь – чистый и пустой. Сам сигвей – полностью исправен. Единственное предположение: наезд колесом на невидимый с высоты боковой выступ. В результате – выброс в полный рост, на правый бок» .

«Навстречу едет электросамокат и охрененно неожиданно и внезапно, как лосось в кустах черники, поворачивает в меня, я только голову наклонить успел. Человек оказался адекватным, помогал оказывать мне медпомощь. Полицию я не вызывал. Что в данном случае она может зафиксировать? Скоростной режим самокатов не регламентирован. То есть из-за очень непонятной правовой базы мы бы погрязли в разбирательствах с неизвестным финалом».

«Я поздно заметила самокат, который ехал навстречу, а на нем были двое, парень и девушка. Там две дорожки — туда и обратно. Мне показалось, они выехали вдвоем на мою дорожку. В итоге столкнулись, они упали на меня вместе с самокатом. Я ударилась головой, и, видимо, ручка самоката рассекла бровь (хорошо, не глаз): лицо было в крови, мы сначала не могли понять откуда. Плюс разодранные коленки, гематомы на животе. Ну и ссадины, царапины на руках».

«В Минске на Проспекте Победителей видела как девочка на гироскутере наехала на домашнюю собаку, лабрадора. Непонятно кто больше испугался – пес визжал так, что все сбежались кругом. Девочка потом, как я видела, очень сильно хромала».

Несчастный случай

ПОГИБ ПЕНСИОНЕР

Первый случай гибели человека от столкновения с электросамокатом в России (а, возможно, и в мире) был зафиксирован 11 июля 2018 года. 34-летний москвич Илья сбил 88-летнего мужчину. От полученных травм он скончался в тот же день. В январе 2019-го против водителя возбудили дело по статье «Нарушение правил безопасности движения транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение смерть человека». Однако, 26 мая 2020 года Черемушкинский районный суд закрыл дело, приговорив виновника ДТП к штрафу в сто тысяч рублей.

УБИЛСЯ МИЛЛИОНЕР

Джеймс Хеселден — британский изобретатель и предприниматель, входящий в список четырехсот богатейших людей страны, в декабре 2009 года купил компанию Segway Inc., разработавшую электрический самокат сегвей. А в сентябре 2010 года, катаясь на двухколесном средстве, которое выпускала его компания, потерял управление и упал со скалы в реку с тридцатиметровой высоты. В результате множественных травм грудной клетки и позвоночника он скончался. Ему было 62 года.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также