Геннадий Давыдько: Вызовы для учителя
Глядя каждый год на взволнованных первоклашек, мы и сами волей-неволей переносимся в свое 1 сентября. Вспоминаем робкий шаг через порог школы, неожиданный звонок на урок, знакомство с одноклассниками, а самое главное - с учителем
И в Беларуси, и в России много говорят об идеологии, патриотизме, новых формах воспитания детей, а я считаю, что они неотделимы от образования. Сегодня ты ученик, а завтра гражданин своей страны.
Растет совершенно новое поколение с клиповым мышлением. Современным детям нужно все быстро, коротко, емко. Их можно считать прагматиками, но не в плохом смысле слова, а за резонный вопрос: зачем мне это надо? И это как некая ловушка для учителя, ведь если он не сумеет правильно объяснить, найти подход, увлечь ученика, тот просто потеряет интерес. И тогда его воспитанием займется окружающая среда, заточенная под бесконечные лайки, стримы, репосты и похвалу сверстников.
Простой пример. Я учился, когда шариковые ручки можно было купить на каждом углу. Но в моем портфеле всегда лежали чернильница и перо. Зачем? Так обучали нас чистописанию. Меня и одноклассников это страшно выводило из себя, но учительница всегда повторяла, что воспитывает в нас дисциплину, характер. На этом маленьком примере учила преодолевать трудности, которых в жизни будет с головой. С годами я понял, как была права она и как неправ был я.
Могла она этого не делать? Безусловно. Только учителем она была по призванию, а не вынужденно. Многие любят рассуждать, что работа учителя - легкая материя. Один рассказывает - другой запоминает. Правда, в этой схеме упущены важные детали: любовь к школе, уважение ученика к преподавателю и его отношение к ученику.
Как можно ставить под сомнение этот кропотливый труд? Попробуйте из года в год рассказывать о первом кругосветном путешествии Магеллана, да так, чтобы это было увлекательно для постоянно меняющихся поколений детей.
Конечно, воспитание детей - это и прямая обязанность родителей. Хотя они запросто могут превратить жизнь учителя в ад своими амбициями, понтами и сплошными претензиями. Поражаюсь, когда слышу: вы же школа, вот учите и воспитывайте. Нет! Здесь важно работать в тандеме. Вспомните, еще лет тридцать назад учитель был безоговорочным лидером мнений. К нему приходили не только с вопросами по учебе, но и за жизненным советом. Так почему сейчас все так поменялось? Учителя теперь не просвещают, а «оказывают образовательные услуги». И, верно подметила одна из преподавательниц, для них такая формулировка слишком обидна.
Мне бы хотелось, чтобы учитель имел статус госслужащего, ведь, по сути, они государевы люди. Тогда и общество изменит свое отношение к педагогам.