В родные пенаты
Депутаты ПС нашли точки роста для внутренних путешествий - стоит сделать упор на патриотические маршруты, заняться подготовкой кадров и добавить виртуальности
ОТДЫХАЙТЕ ДОМА НА ЗДОРОВЬЕ
Союзные парламентарии провели семинар, посвященный развитию туризма, не в душных кабинетах, а в архитектурных жемчужинах Беларуси - Мирском и Несвижском замках. С первых минут гости попали в особый антураж: узкие винтовые лестницы, массивная мебель, необычные окна с видом на внутренний двор крепости. С XVI века здесь устраивали пиры, княжеские приемы, рыцарские турниры.
«Нестоличный» формат работы оказался очень продуктивным. Основной вопрос: как сделать так, чтобы свое культурное наследие ценилось больше навязанного западного?
- Я посмотрела статистику: в Северной Америке, Азии, многих странах Европы тех, кто выбирает отдых на родине, больше восьмидесяти процентов! - задала тон дискуссии председатель Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева. - Да, нужно признать, сервис, сфера услуг, цены у нас порой оставляют желать лучшего. Но коронавирус внес позитивные изменения в туристические сферы наших стран. Отрасль оживилась. Приведу в пример Сочи, Анапу, где на летний отдых уже раскуплено большинство отелей.
С коллегой согласилась Людмила Макарина-Кибак, заместитель председателя комиссии. Как врач она уверена - в «коронное» время безопаснее отдыхать на родине. Тут же привела личный пример:
- Мои дети вместе с внуками с удовольствием исследуют нашу страну. У нас много самобытных городов и местечек. Да что говорить о приезжих, если мы сами зачастую о них не слышали? Ситуацию нужно исправлять. Пандемия показала: нам необходимо активнее развивать внутренний туризм. Что касается маршрутов по военно-историческим объектам городов-героев, городов воинской славы и другим местам Беларуси, опаленным войной, - они сегодня очень популярны и востребованы. На таких экскурсиях всегда много детей
и молодежи. Но нужно обратить внимание еще и на интернет и организовать разработку виртуальных туров по знаковым местам.
ДОЛОЙ СТЕРЕОТИПЫ
Анастасия Кретова, руководитель отдела международных связей Центрального музея Великой Отечественной войны поделилась позитивным примером. Ковид подтолкнул к активной онлайн-работе - создали свое телевидение, сюжеты для которого снимают школьники. Популярностью пользуется проект «Культурный Тик-Ток», близкий и понятный молодежи.
Именно такой путь и нужен для современного развития патриотического туризма. Тем более что несколько раз увиденное точно захочется посетить вживую.
- Надеемся на постепенное снятие ограничений. Восстановление транспортного сообщения, вакцинация будут способствовать встречам с туристами в офлайн-режиме. Ведь увиденное своими глазами красноречивее любых слов, - уверена Ирина Воронович, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси.
Эксперты пришли к выводу: давайте не будем «затенять» отдых в Союзном государстве, ведь многие воспринимают его недостаточно серьезно. Пора уже избавляться от стереотипов, что чужое интереснее и привлекательнее.
Активнее развивать решили не только культурно-познавательный, но и военно-исторический туризм.
- Среди таких проектов кадетские и суворовские смены, фестивали «Молодежь - за Союзное государство», «Творчество юных». Историко-патриотический туризм сегодня - это не только активный отдых. Такие встречи дают гораздо больше. Они помогают развивать интеллектуальные и морально-волевые качества, формировать нравственную культуру, укреплять дружбу, чувство долга, - была категорична Елена Афанасьева.
Сегодня нужны новые общие экскурсионные маршруты и спортивно-туристические слеты, военно-патриотические соревнования.
ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ
Владимир Жевняк, заместитель руководителя Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в Минске:
- В наших странах хорошо понимают значение патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Оно способствует сохранению и укреплению исторической памяти в условиях угроз и вызовов современного мира.
Посмотрите на мемориал «Хатынь», созданный на месте сожженной деревни. В допандемийные времена тысячи белорусов, россиян и туристов со всего мира приезжали сюда, чтобы услышать колокола скорби. Да, коронавирус внес коррективы в проведение союзных мероприятий. В прошлом году многие молодежные слеты пришлось отменить, но надеюсь, этой осенью нас ждет более оптимистический сценарий, и мы сможем позвать учащихся суворовских военных и кадетских училищ Беларуси и России.
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
БОЙЦЫ ВЕРНУТСЯ ИЗ БОЯ
Молодежь предложила разработать мобильное приложение для бронирования билетов и популяризовать движение поисковиков.
Заместитель председателя Российского Союза Молодежи Александр Митрофанов предложил создать союзное мобильное приложение. Программа позволит в один клик резервировать со скидкой билеты и жилье, посещать кафе и заказывать экскурсии.
Еще одна инициатива - масштабный мозговой штурм. В РСМ предложили парням и девушкам стать режиссерами своего отдыха и самим придумать интересные маршруты. Итогом может стать совместная акция, которая познакомит с местами боевой славы.
Уже сейчас сотни неравнодушных людей проводят свои законные отпуска в вахтах памяти. Поисковики поднимают из земли останки тех, о ком мы не имеем права забыть.
- 11 июня в Пскове пройдет международный молодежный патриотический форум «Мы помним». Туда из Беларуси привезут и торжественно захоронят найденных погибших солдат и офицеров - уроженцев Псковщины. А 21 и 22 июня в Бресте совместно с Российским союзом молодежи мы запустим международный проект «Сады Победы», - рассказал Дмитрий Воронюк, первый секретарь ЦК Белорусского республиканского союза молодежи.
О взаимовыгодном сотрудничестве с молодым поколением Z рассказал директор мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский:
- Пару месяцев назад студенты БНТУ после посещения музея решили усовершенствовать его. Появилось два десятка новых проектов. Возможно, один из них воплотится в реальность в скором времени.
ОТДЕЛ КАДРОВ
ЭКСКУРСИЯ ПО...ЯНДЕКСУ
Немаловажный момент - подготовка кадров для отрасли. Некоторые экскурсоводы работают непрофессионально: готовят рассказ не на основе исторических сведений и архивных материалов, а подсмотрев информацию в Яндексе. А там можно найти много чего далекого от реальности. Потом такие неточные сведения передают детям, подросткам.
Конечно, у туристов свои простые критерии комфортного отдыха - легко проехать, есть куда сводить детей, где погулять, на что посмотреть.
- Очень многое зависит от презентации экскурсии. Приведу пример. У нас разработан маршрут под названием «История партизанского движения на Брянщине» - захватывающий, неформальный тур. Но учителя с ходу отказываются от предложения, мол, детям ходить по лесу и кормить комаров неинтересно. Приходится объяснять, убеждать, рассказывать, - не сдерживала эмоций Ирина Кулешова, директор Брянского государственного краеведческого музея.