Сергей Рачков: Согласованная внешняя политика — успех Союзного государства на международной арене
Беларусь и Россия тесно сотрудничают в вопросах внешней политики
Накануне 8 декабря — дня подписания Договора о создании Союзного государства поговорили с членом Совета Республики, председателем Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики Сергеем Рачковым.
- Сергей Анатольевич, интеграционные процессы в рамках Союзного государства развиваются в экономике, социальной политике, обороне, безопасности, культуре и других сферах. Какое место в них занимает внешняя политика?
- Одной из целей Союзного государства Договором 1999 года определено проведение согласованной внешней политики. Совместная деятельность наших государств в этом направлении имеет особое значение для развития интеграции в рамках «двойки», во многом определяет успехи Союзного государства на международной арене. Это особенно актуально в текущей геополитической ситуации — открытое иностранное вмешательство во внутренние дела наших стран, принятие откровенно недружественных документов европейскими структурами, санкционная политика.
В такой непростой обстановке основным средством повышения эффективности международной деятельности Союзного государства является укрепление взаимодействия между дипломатическими ведомствами. В этом направлении проводится целенаправленная работа. Традиционно разрабатываются двухгодичные программы согласованных действий в области внешней политики, проводятся совместные заседания коллегий министерств иностранных дел и тематические консультации, другие мероприятия. Это позволяет обеспечить координацию в международных организациях, «сверить часы» по основным вопросам международной и региональной безопасности, актуальным мировым проблемам.
Широкие возможности в сфере внешней политики создают и другие субъекты внешнеполитической деятельности, а именно национальные парламенты и международные парламентские структуры и объединения. Парламентское собрание как орган, выполняющий функции парламента Союзного государства, через реализацию своих представительских задач играет важную роль в продвижении интересов обеих стран на международной арене.
В качестве основных направлений этой работы можно выделить: дальнейшее развитие отношений с организациями — партнерами, установление и расширение контактов с межпарламентскими структурами, национальными парламентами, участие в международном наблюдении за выборами, принятие заявлений и комментариев по внешнеполитическим событиям, затрагивающим интересы нашего межгосударственного объединения.
В структуре Научно-консультативного совета ПС действует секция по вопросам внешней политики. В ее состав входят белорусские и российские ученые, сотрудники министерств иностранных дел, эксперты.
- Как развивается взаимодействие Парламентского собрания с межпарламентскими структурами? Какие акценты расставляются в этой работе?
- Парламентское собрание Союза Беларуси и России имеет статус постоянного наблюдателя в Межпарламентском союзе, Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств, Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности и Парламентском союзе Организации Исламского сотрудничества. С 2005 года в Парламентском собрании действуют специальные рабочие группы по сотрудничеству с различными межпарламентскими структурами с целью концентрации усилий депутатов на конкретном направлении деятельности.
Особое внимание мы обращаем на развитие взаимодействия с важными для наших стран и парламентов структурами на постсоветском пространстве — Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств и Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности. Кроме участия в их плановых мероприятиях, мы вводим новые форматы сотрудничества, например, проведение совместных тематических парламентских слушаний, и планируем продолжить эту практику.
Традиционно в фокусе внимания — участие в качестве наблюдателя в работе Межпарламентского союза по обсуждению вопросов политики и безопасности, устойчивого экономического развития, взаимодействия с ООН. В этом году ассамблеи Межпарламентского союза не проводились, но мы рассчитываем, что делегации Парламентского собрания примут участие в весенней и осенней сессиях Межпарламентского союза в будущем году. Мы активно работаем в рамках геополитической группы «Евразия», Координационного комитета женщин-парламентариев, панельных дискуссий всех постоянных комитетов.
Парламентское собрание ведет активный диалог с региональными межпарламентскими структурами — Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества и Межпарламентской ассамблеей православия. Уникальность последней структуры заключается в том, что представители 25 парламентов мира на всех континентах объединились для обсуждения значимых гуманитарных вопросов развития православного общества, взаимодействия православия и общества.
- Как Вы оцениваете деятельность депутатов Парламентского собрания в качестве международных наблюдателей за выборами?
- Союзные депутаты имеют большой опыт работы в качестве международных наблюдателей за выборами, прежде всего, в государствах — участниках СНГ. Наблюдение осуществляется на серьезной правовой основе — Конвенции СНГ «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ». В 2020 году союзные парламентарии наблюдали за президентскими выборами в Беларуси, Таджикистане и Молдове, парламентскими выборами в Азербайджане и Таджикистане.
Активное участие депутатов Парламентского собрания в подготовке итоговых заявлений и проведении пресс-конференций по результатам мониторинга избирательного процесса неизменно получает высокую оценку руководства штабов миссий наблюдателей СНГ и способствует укреплению авторитета Парламентского собрания.