САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Алкогольный краш-тест: сбежавших не будет

Небывалый резонанс от смертельного ДТП с участием актера Михаила Ефремова поднял старые и наболевшие проблемы: пьянство на дорогах. Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Владимир Афонский рассказал «СВ», как общественный резонанс может помочь в борьбе с нетрезвыми лихачами, и что еще можно предпринять для борьбы с разнузданностью на дорогах

Фото: duma.gov

ТРАГЕДИЯ БЕЗ СЦЕНЫ

Вечером 8 июня актер Михаил Ефремов приехал на своем внедорожнике к бару «Улисс». Там он еле-еле припарковался, едва не задев двух девушек-прохожих. Крепко выпил в баре. Потом, судя по записям видеокамер, с грубым нарушением правил выехал на Садовое кольцо – сразу на вторую полосу, чуть не попав под удар ехавшего по ней автомобиля. А через некоторое время резко выехал на встречную полосу. Фургон курьерской службы, которым управлял 57-летний Сергей Захаров из Рязани, после лобового столкновения оказался разбитым вдребезги. Водитель скончался от переломов и черепно-мозговой травмы.

Ефремова спасли подушки безопасности. Он бродил вокруг места аварии в совершенно невменяемом состоянии. Прибывшим полицейским признался, что выпивал. Позже экспертиза обнаружила в крови актера и следы наркотиков...

НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ НЕОТВРАТИМЫМ

Депутат ГосДумы, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Владимир Афонский инициировал срочное принятие поправок в административный кодекс страны об ужесточении ответственности за такие преступления. Их уже приняли в первом чтении.

- Владимир Игорьевич, гайки закручиваем, уже до пятнадцати лет уголовного срока, а они все равно пьют, гоняют, убиваются и убивают. Вот и известный актер показал, как оно бывает. Ну как их остановить?

- Такие случаи, как с Михаилом Ефремовым - они и должны быть публичными. Очень хорошо, что СМИ подключились к этому вопросу. Нужно, чтобы каждому было понятно: совершил преступление - должен быть наказан. В таких проблемах мелочей не бывает, потерь на дорогах слишком много. В России из-за пьяных водителей погибают около четырех тысяч человек каждый год, еще двадцать тысяч становятся инвалидами. Работать должны не только законы и полиция.

Всем миром нужно навалиться: воспитание гражданского общества, общественное порицание нарушителей, принимать актуальные нормы законодательства и правовые акты правительства.

- Люди со связями и деньгами нередко уходят от ответственности. Раз можно им - другие берут пример.

- Гражданское общество у нас уже созрело для мощного порицания противоправных действий такого рода, будь то пьянство за рулем, или дебоширство. Пример тому недавний случай с известными футболистами Кокориным, Мамаевым. Образцово-показательный процесс показал: никому не дозволено преступать закон. Преступили? Должны отсидеть невзирая на лица, деньги и связи. Футбольные звезды, члены сборной России - все равно, наказание пришло неотвратимо.

ВОЖДЕНИЕ ОПАСНОЕ ИЛИ АГРЕССИВНОЕ?

- Тогда о законах. Что нового принимаем на этом этапе?

- Будут существенно увеличены административные штрафы не только за «алкогольное» вождение, но и за езду без прав. Сумма сложения наказаний, если водитель уже не первый раз попадается на таком, может достигать двухсот-трехсот тысяч рублей. Алкоголь в крови, как и отказ от освидетельствования - отягощающие обстоятельства.

Еще в 2016 году в Правила дорожного движения внесли изменения. Определили термин «Опасное вождение», но законодательно это не закрепили. И не было возможности применять какие-то меры к «гонщикам». Экспертное сообщество сейчас разделяет понятие «опасное» и «агрессивное» вождение. Это очень важно, потому что защитники уводили обвиняемых от ответственности рассуждениями «вам стиль не нравится, а мы при чем?»

Сотрудник ГИБДД теперь может привлекать за сам факт опасного, угрожающего другим гражданам вождения, не дожидаясь трагедии. И это уже внесено в качестве поправки, принятой в первом чтении. Кстати, под это понятие подпадает и многократное нарушение ПДД.

В Уголовном кодексе это уже сделано (поправки в статью 264 УК). В прошлом году увеличили срок наказания до двенадцати лет, если пьяный водитель совершил наезд на пешехода. Или до пятнадцати лет, когда погиб не один человек - это достаточно жесткая мера. Теперь в законах достаточно инструмента, чтобы противостоять этой напасти, дело осталось за менталитетом.

ХОРОШЕГО ШОФЕРА СПРАВКОЙ НЕ НАКАЖУТ

- Технические средства тоже можно включать в актив?

- И технические, и комплекс мер Минздрава. Например, одно из предложений - установка алкозамков, если водитель хоть раз попался пьяным. Чтобы машина не заводилась, если шофер сел «с выхлопом». И еще предлагают существенно увеличивать страховые выплаты таким водителям. Это сможет служить отличной профилактикой.

В 2019 году Минздрав выпустил приказ, предполагающий исследование каждого гражданина при выдаче прав управления автомобилем. Анализы предполагали брать на алко- и наркозависимость. На тот момент это сильно удорожало бы получение медсправок. Мы понимали, что всех граждан углубленно обследовать нет необходимости - это было бы ударом по кошельку добросовестных шоферов. Думали ввести приказ с 1 июля 2020 года, но приостановили. Теперь приняли иную схему. Сдавать анализы на зависимость будут только у тех, кто уже попадался - например, в поле зрения правоохранителей с алкоголем или наркотиками.

Такая практика будет расширяться в том числе при лишении прав управления. При необходимости будем говорить и о принудительном лечении для тех, кто сам справиться с зависимостью уже не может. Обычного водителя трогать не будут.

ПО ЗАКОНУ

ИЗ СПОРТКАРА ДА В МАЛЯРЫ

Есть еще одна беда - «черные» гонщики, стритрейсеры и «золотая» молодежь, которая плюет на правила.

- Даже в безлюдной Москве ночами ревут форсированный двигатели, гонщикам адреналин заменяет алкоголь. Поправки учтут и эту проблему?

- Про тех, кто гоняет «без царя в голове». До 480 часов обязательных работ за такие полеты болидов по городам предусматривается. «Пилоты» могут поступать в распоряжение муниципалитета и отрабатывать на общественных работах в качестве наказания и воспитания - дороги ремонтировать, помогать разметку наносить.

Чтобы не было злоупотреблений - все решения должны приниматься судами. Возможно необходимо принять более короткий срок для рассмотрения такого рода дел - если лихач действительно опасен для общества это поможет избежать рецидивов и попыток ускользнуть от наказания. Возможно, нужно смотреть и ответственность третьих лиц, кто дает таким ездунам управлять транспортом – если доказан их умысел, то есть сознательная передача управления.

Эти машины для спортивных трасс на обычных улицах опасны. Страх наводят на людей, потом рисуются своим «геройством» в соцсетях. В чем тут геройство - что пока не убил никого и не попался инспектору? Если люди не понимают к чему это может привести, не думают о последствиях - на это и должно включаться глубочайшее общественное порицание. И с малых лет должно быть воспитание - уважение ко всем участникам дорожного движения. Мы сейчас уже активно пропагандируем это не только в школе, но и начиная с детского сада. Машин становится все больше и больше, они становятся мощнее и опаснее, нужно чтобы эти нормы впитывались с молоком матери.

Мы рассматриваем предложения экспертов - в дополнение к принятым в первом чтении к поправкам. Например, конфискацию транспортного средства до момента уплаты штрафов. Или до прохождения исполнительно-трудовых работ.

- Просто продекларировать порицание и написать закон – маловато будет. Они попросту не остановятся и сбегут на бешеной скорости, как делала известная Мара Багдасарян.

- Есть уже технические средства, Правительство работает. Системы «Безопасный город» - многофункциональные камеры фотовидеофиксации на трассах, в городских агломерациях – они для этого повсеместно и устанавливаются. Необходимо усиливать и полицию. Все эти «модные» рейсеры, гремящие ночами на улицах Москвы, – их обычному постовому задержать трудно. Видимо, надо готовить больше специальных подразделений ГИБДД, тренировать их, оснащать технически.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  2. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  3. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  4. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  5. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  6. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  7. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  8. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  9. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство
  10. Китайское судно могло намеренно повредить кабели в Балтийском море
  11. 25 украинских беспилотников сбили за ночь над территорией РФ
  12. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  13. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  14. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  15. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также