Алкогольный краш-тест: сбежавших не будет
Небывалый резонанс от смертельного ДТП с участием актера Михаила Ефремова поднял старые и наболевшие проблемы: пьянство на дорогах. Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Владимир Афонский рассказал «СВ», как общественный резонанс может помочь в борьбе с нетрезвыми лихачами, и что еще можно предпринять для борьбы с разнузданностью на дорогах
Фото: duma.gov
ТРАГЕДИЯ БЕЗ СЦЕНЫ
Вечером 8 июня актер Михаил Ефремов приехал на своем внедорожнике к бару «Улисс». Там он еле-еле припарковался, едва не задев двух девушек-прохожих. Крепко выпил в баре. Потом, судя по записям видеокамер, с грубым нарушением правил выехал на Садовое кольцо – сразу на вторую полосу, чуть не попав под удар ехавшего по ней автомобиля. А через некоторое время резко выехал на встречную полосу. Фургон курьерской службы, которым управлял 57-летний Сергей Захаров из Рязани, после лобового столкновения оказался разбитым вдребезги. Водитель скончался от переломов и черепно-мозговой травмы.
Ефремова спасли подушки безопасности. Он бродил вокруг места аварии в совершенно невменяемом состоянии. Прибывшим полицейским признался, что выпивал. Позже экспертиза обнаружила в крови актера и следы наркотиков...
НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ НЕОТВРАТИМЫМ
Депутат ГосДумы, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Владимир Афонский инициировал срочное принятие поправок в административный кодекс страны об ужесточении ответственности за такие преступления. Их уже приняли в первом чтении.
- Владимир Игорьевич, гайки закручиваем, уже до пятнадцати лет уголовного срока, а они все равно пьют, гоняют, убиваются и убивают. Вот и известный актер показал, как оно бывает. Ну как их остановить?
- Такие случаи, как с Михаилом Ефремовым - они и должны быть публичными. Очень хорошо, что СМИ подключились к этому вопросу. Нужно, чтобы каждому было понятно: совершил преступление - должен быть наказан. В таких проблемах мелочей не бывает, потерь на дорогах слишком много. В России из-за пьяных водителей погибают около четырех тысяч человек каждый год, еще двадцать тысяч становятся инвалидами. Работать должны не только законы и полиция.
Всем миром нужно навалиться: воспитание гражданского общества, общественное порицание нарушителей, принимать актуальные нормы законодательства и правовые акты правительства.
- Люди со связями и деньгами нередко уходят от ответственности. Раз можно им - другие берут пример.
- Гражданское общество у нас уже созрело для мощного порицания противоправных действий такого рода, будь то пьянство за рулем, или дебоширство. Пример тому недавний случай с известными футболистами Кокориным, Мамаевым. Образцово-показательный процесс показал: никому не дозволено преступать закон. Преступили? Должны отсидеть невзирая на лица, деньги и связи. Футбольные звезды, члены сборной России - все равно, наказание пришло неотвратимо.
ВОЖДЕНИЕ ОПАСНОЕ ИЛИ АГРЕССИВНОЕ?
- Тогда о законах. Что нового принимаем на этом этапе?
- Будут существенно увеличены административные штрафы не только за «алкогольное» вождение, но и за езду без прав. Сумма сложения наказаний, если водитель уже не первый раз попадается на таком, может достигать двухсот-трехсот тысяч рублей. Алкоголь в крови, как и отказ от освидетельствования - отягощающие обстоятельства.
Еще в 2016 году в Правила дорожного движения внесли изменения. Определили термин «Опасное вождение», но законодательно это не закрепили. И не было возможности применять какие-то меры к «гонщикам». Экспертное сообщество сейчас разделяет понятие «опасное» и «агрессивное» вождение. Это очень важно, потому что защитники уводили обвиняемых от ответственности рассуждениями «вам стиль не нравится, а мы при чем?»
Сотрудник ГИБДД теперь может привлекать за сам факт опасного, угрожающего другим гражданам вождения, не дожидаясь трагедии. И это уже внесено в качестве поправки, принятой в первом чтении. Кстати, под это понятие подпадает и многократное нарушение ПДД.
В Уголовном кодексе это уже сделано (поправки в статью 264 УК). В прошлом году увеличили срок наказания до двенадцати лет, если пьяный водитель совершил наезд на пешехода. Или до пятнадцати лет, когда погиб не один человек - это достаточно жесткая мера. Теперь в законах достаточно инструмента, чтобы противостоять этой напасти, дело осталось за менталитетом.
ХОРОШЕГО ШОФЕРА СПРАВКОЙ НЕ НАКАЖУТ
- Технические средства тоже можно включать в актив?
- И технические, и комплекс мер Минздрава. Например, одно из предложений - установка алкозамков, если водитель хоть раз попался пьяным. Чтобы машина не заводилась, если шофер сел «с выхлопом». И еще предлагают существенно увеличивать страховые выплаты таким водителям. Это сможет служить отличной профилактикой.
В 2019 году Минздрав выпустил приказ, предполагающий исследование каждого гражданина при выдаче прав управления автомобилем. Анализы предполагали брать на алко- и наркозависимость. На тот момент это сильно удорожало бы получение медсправок. Мы понимали, что всех граждан углубленно обследовать нет необходимости - это было бы ударом по кошельку добросовестных шоферов. Думали ввести приказ с 1 июля 2020 года, но приостановили. Теперь приняли иную схему. Сдавать анализы на зависимость будут только у тех, кто уже попадался - например, в поле зрения правоохранителей с алкоголем или наркотиками.
Такая практика будет расширяться в том числе при лишении прав управления. При необходимости будем говорить и о принудительном лечении для тех, кто сам справиться с зависимостью уже не может. Обычного водителя трогать не будут.
ПО ЗАКОНУ
ИЗ СПОРТКАРА ДА В МАЛЯРЫ
Есть еще одна беда - «черные» гонщики, стритрейсеры и «золотая» молодежь, которая плюет на правила.
- Даже в безлюдной Москве ночами ревут форсированный двигатели, гонщикам адреналин заменяет алкоголь. Поправки учтут и эту проблему?
- Про тех, кто гоняет «без царя в голове». До 480 часов обязательных работ за такие полеты болидов по городам предусматривается. «Пилоты» могут поступать в распоряжение муниципалитета и отрабатывать на общественных работах в качестве наказания и воспитания - дороги ремонтировать, помогать разметку наносить.
Чтобы не было злоупотреблений - все решения должны приниматься судами. Возможно необходимо принять более короткий срок для рассмотрения такого рода дел - если лихач действительно опасен для общества это поможет избежать рецидивов и попыток ускользнуть от наказания. Возможно, нужно смотреть и ответственность третьих лиц, кто дает таким ездунам управлять транспортом – если доказан их умысел, то есть сознательная передача управления.
Эти машины для спортивных трасс на обычных улицах опасны. Страх наводят на людей, потом рисуются своим «геройством» в соцсетях. В чем тут геройство - что пока не убил никого и не попался инспектору? Если люди не понимают к чему это может привести, не думают о последствиях - на это и должно включаться глубочайшее общественное порицание. И с малых лет должно быть воспитание - уважение ко всем участникам дорожного движения. Мы сейчас уже активно пропагандируем это не только в школе, но и начиная с детского сада. Машин становится все больше и больше, они становятся мощнее и опаснее, нужно чтобы эти нормы впитывались с молоком матери.
Мы рассматриваем предложения экспертов - в дополнение к принятым в первом чтении к поправкам. Например, конфискацию транспортного средства до момента уплаты штрафов. Или до прохождения исполнительно-трудовых работ.
- Просто продекларировать порицание и написать закон – маловато будет. Они попросту не остановятся и сбегут на бешеной скорости, как делала известная Мара Багдасарян.
- Есть уже технические средства, Правительство работает. Системы «Безопасный город» - многофункциональные камеры фотовидеофиксации на трассах, в городских агломерациях – они для этого повсеместно и устанавливаются. Необходимо усиливать и полицию. Все эти «модные» рейсеры, гремящие ночами на улицах Москвы, – их обычному постовому задержать трудно. Видимо, надо готовить больше специальных подразделений ГИБДД, тренировать их, оснащать технически.