Сенатор Сергей Калашников: Пора создавать министерство счастья
Как заставить экономику работать на человека даже во время кризиса и каким образом скажется нынешняя сложная ситуация в мире на интеграции наших стран, «СВ» рассказал председатель Комиссии ПС по экономической политике
Жилищную проблему поможет решить «дешевая» ипотека. Фото: Светлана Маковеева/kpmedia.ru
«ОКРАШЕННЫЕ» ДОЛГИ
- Очень непростое время сейчас, все говорят, что надо помогать бизнесу. Если бы вы были российским премьером Мишустиным, с чего бы начали?
- С изменения финансово-кредитной системы. Установил бы реальный курс рубля, перекрыл лазейки для финансовых спекуляций и ввел стимулирующую систему кредитования. Займы на развитие и оборотные средства производства должны быть «окрашенными» - такие можно использовать только на реальные закупки оборудования, оплату труда и так далее. Второе - позволил бы малому бизнесу - у нас это десять - пятнадцать процентов, а за рубежом 80 - 90 - максимально проявить творческие возможности для восполнения любого дефицита и импортозамещения.
- Каким образом?
- Допустил бы малый бизнес к тем самым «окрашенным» кредитам - в рамках дозволенного, гарантировал стабильную работу без законодательных изменений в течение хотя бы трех лет и облегчил налоговую нагрузку: ввел минимальные налоги, отменил или существенно уменьшил налог на недвижимость для производства. Главное, запретил бы силовому блоку кошмарить бизнес. Проверки должны быть плановыми.
- Последствий не боитесь?
- Бесконтрольным малый бизнес не останется, особенно там, где недобросовестные предприниматели могут нанести ущерб государству и обществу. Достаточно продумать жесткие критерии предупреждения нарушений. А вот у силовиков сегодня много прав и мало ответственности. Чтобы это изменить, в Уголовный кодекс необходимо внести сверхотягчающие обстоятельства для людей в погонах. Там, где обычному человеку дают три года, силовика сажать на десять.
СТАНДАРТЫ ВЫЖИВАНИЯ
- Налоговую систему стали бы менять?
- Конечно! Сегодня народ для нее - дойная корова. Если не хватает денег, первое, куда залезают налоговики, - в карман граждан. У нас огромное количество косвенных налогов, и они безудержно разрастаются. Эту порочную систему я бы аннулировал. Оставил бы только прямые налоги и ввел прогрессивную шкалу - как во всем мире.
- Наша социальная политика строится на минимальных стандартах - минимальная пенсия, заработная плата, прожиточный минимум...
- Это все параметры выживания. Мы должны отказаться от них и ввести средние стандарты жизни. Сегодня обязательства государства перед гражданином - минимальная социальная защита. А надо обеспечить достойный уровень жизни.
- Опять реформы?
- В первую очередь системы здравоохранения. В 41-й статье нашей Конституции записано, что мы имеем право на бесплатную медпомощь. Значит, ее действительно надо сделать таковой, доступной и квалифицированной - по мировым стандартам. Сделать это просто: восстановить модель Семашко - при минимальных затратах наиболее эффективную, что признано во всем мире.
- Мы уже столько вбухали в эту реформу!
- Мы сделали акцент на высокотехнологичную медицинскую помощь. А ведь 80 процентам пациентов она бы не понадобилась, выяви врач районной поликлиники серьезную болезнь на ранней стадии. В онкологии четыре степени. Две первые лечатся легко и дешево, третья и четвертая - практически не лечатся или с колоссальными финансовыми затратами. Зачем до этого доводить?
Нужно восстановить первичное звено, ввести регулярный контроль здоровья населения в районных поликлиниках. Хороший пример - Куба: имея незначительные финансовые возможности в шкале эффективности здравоохранения, она занимает восьмое место в мире по уровню предоставляемой помощи, мы - 130-е.
СОКРАЩЕНИЕ АППЕТИТОВ
- Дальше в числе приоритетов, видимо, «доступное» жилье.
- Для решения демографической проблемы и увеличения рождаемости оно покруче материнского капитала будет. США решили эту проблему в 1950-х годах ХХ века. Там введен удобный институт аренды, практически нулевая ипотека.
В России никаких технологических и экономических проблем, чтобы обеспечить людей жильем, нет. Дело в том, что основная функция наших банков - делать деньги, а не предоставлять людям услуги по хранению и переводу средств и инвестировать в отечественную экономику.
Я считаю, что аппетиты риелторов-застройщиков надо сократить: ипотека для населения, как во всем мире, должна быть от нуля до двух процентов. Главное для домостроения - глина и дешевая электроэнергия - у нас есть. Просто люди не хотят за десять процентов рентабельности оторвать свое тело от кресла: им нужно сто.
- В нынешней ситуации пандемии и кризиса, возможно, властям не до улучшения уровня жизни. Сначала нужно экономику в целом спасти?
- Если бы новый премьер провозгласил, что критерий эффективности работы правительства - это когда люди с каждым годом живут лучше и лучше, можно было бы говорить о том, что государство работает на народ. В этом смысл работы любого правительства. Даже сейчас задача власти - сделать людей счастливыми. Кстати, около десятка стран уже создали министерства счастья, которые действительно решают вопрос, как сделать, чтобы людям было хорошо. Неплохо бы и у нас создать такое министерство.
ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ
ВМЕСТЕ И ЭПИДЕМИЮ БИТЬ ЛЕГЧЕ
- По прогнозам, после пандемии рынок труда может сильно измениться. Не надо ли срочно менять систему образования?
- С образованием угадать трудно. По данным ЮНИСЕФ, к 2030 году исчезнут семьдесят процентов нынешних профессий. Мы не знаем, какие придут им на смену, как и к чему готовить школьников и студентов. Считаю, что наши учебные заведения должны готовить специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющейся действительности и каждые несколько лет менять свой профиль.
- Единые госэкзамены в эту систему вписываются?
- Что такое ЕГЭ? Это одна из ветвей образования или доведенный до логического конца алгоритмический метод решения задач. Классическое образование учило мыслить. Сегодня мы сокращаем уроки литературы в школе: зачем, мол, ученикам знать, любит Маша Гринева или не любит? Забыли, что литература дает то, что не даст ни один предмет: учит нас соучаствовать, сочувствовать, сопереживать, принимать решения в неопределенной ситуации при недостатке информации, когда герой одновременно и плох, и хорош, и нет однозначного ответа.
Выбирая систему, мы должны решить, какое обучение нужно будущему россиянину: бездумное алгоритмическое или творческое, развивающее умение принимать решения в неясных условиях.
- Кризис, коронавирус затронули и Беларусь. Какими, на ваш взгляд, мы выйдем из этой ситуации?
- Мировой кризис преодолеют наиболее успешные страны, имеющие конкурентоспособную экономику - независимо от природного потенциала, размера и количества населения. Основной фактор - насколько по организационному и человеческому потенциалу они готовы к изменениям.
И Беларусь здесь не только равна нам, но по многим позициям опережает и показывает, как надо себя вести. Пример - отношение к криптовалюте. Это наше будущее. И то, что Беларусь обратила на нее внимание и создала благоприятный налоговый режим в этой сфере. Это, на мой взгляд, очень важный маркер, который и говорит о том, что она скорее больше готова к грядущим изменениям, чем мы.
- Как непростые условия повлияют на нашу интеграцию?
- Есть веселая украинская пословица: вместе и батьку бить легче. Я о том, что и коронавирус, и экономическая ситуация способствуют появлению новых экономических конгломераций. Национальные экономики уходят. С другой стороны, мы наблюдаем процесс окукливания, самоизоляции стран. Это реакция не на вирус, а на экономическую реальность, в которой государства не могут тотчас же прыгнуть в уходящий поезд и занять достойное место в мировом разделении труда. Первая реакция - закрыться, сосредоточиться и решить, каким образом и куда идти. Возможности широкой кооперации снижаются.
С другой стороны, только вместе можно преодолеть цивилизационные вызовы. В этом смысле создание агломераций - тренд сегодняшнего дня. И на этом фоне Союзное государство - хороший пример ассоциации и кооперации национальных экономик. Будущее - за ними.