Александр Козловский: Идею агрогородков подглядели у сябров
Почему пенсионной реформы было не избежать, как и кем заселить Дальний Восток и отчего чиновникам нужно платить большую зарплату, корреспонденту «СВ» рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту
Фото: Антон Пикус
РОБОТЫ ПУСТЬ ОТДОХНУТ
- Александр Николаевич, страсти по пенсионной реформе не утихают. Есть эксперты, считающие, что оснований для повышения возраста выхода на заслуженный отдых нет, ведь новые технологии позволяют обходиться меньшим числом работников.
- Вопрос сложный. Но статистика свидетельствует о том, что продолжительность жизни у нас увеличивается, и если, например, раньше пятидесятилетняя женщина считалась пожилой, то сегодня многие и в семьдесят прекрасно выглядят и ведут активный образ жизни. То же можно сказать и о мужчинах. Правда, сильный пол не любит следить за своим здоровьем, да и дурные привычки существенно сокращают жизнь. Что касается современных технологий производства, они не сразу и не до конца смогут заменить людей. Действительно со временем число работников может уменьшиться, однако высококлассные специалисты на рынке труда будут всегда востребованы. Особенно это касается технических специальностей.
- И все-таки не покидает странное ощущение. В загашнике у правительства десять триллионов рублей, тем не менее на стариках решили сэкономить.
- Пенсионная реформа не ограничивается повышением возраста выхода на пенсию. Это комплекс мер, направленных на увеличение продолжительности и улучшение условий жизни, доступность медицины и повышение заработной платы. А триллионы, о которых вы говорите, в том числе идут на инфраструктурные проекты, в экономику РФ.
- Национальные проекты, мягко говоря, буксуют - начиная с реформы образования и заканчивая здравоохранением. Уверенности в том, что пойдут инфраструктурные, тоже нет. Хоть один удачный проект можете привести?
- Например, восстановление региональных трасс и дорог в сельской местности. Работа идет в хорошем темпе. Но в нашей огромной стране в одночасье эту проблему не решишь. Она объективно копилась десятилетиями. Первые год-два после запуска любого крупного проекта - это время наладки, настройки системы. Также ждем результата от внедрения программы «Чистая вода».
Один из проектов - создание в сельской местности городской инфраструктуры, привлекательной для специалистов: учителей, врачей, фармацевтов. То есть для тех, кого там сегодня очень не хватает. И здесь мы присматриваемся и даже реализуем опыт Беларуси - я имею в виду ее знаменитые агрогородки. Специалисты из республики активно делятся опытом и помогают. Например, построили такие на Сахалине.
- Издалека начали...
- На мой взгляд, этот опыт можно распространить на всю страну. На Дальнем Востоке, например, строить удобные деревянные дома с расчетом на большую семью, добротные подворья и переселить туда жителей затапливаемых районов - с их согласия, конечно. Думаю, государству это обойдется дешевле, чем ежегодно выплачивать пострадавшим огромные средства на восстановление домов, которые, по сути, для проживания уже не пригодны, не говоря уже о решении проблемы затоплений кардинально, на что уйдет гораздо больше времени и средств.
ЧИНОВНИКИ ПРОСЯТ РУБЛЯ
Молодых специалистов в удаленные регионы привлекут в том числе и продуманной инфраструктурой – будет где с комфортом жить даже большой семье. Фото: Sakhalin.gov.ru
- Один из самых больных вопросов - колоссальный разрыв между пенсиями и зарплатами представителей власти и простых людей.
- Согласен: это несправедливо, но надо понимать и степень ответственности человека, который руководит многотысячным коллективом. Есть компании, где сотрудников около миллиона, в РЖД, например. У таких руководителей колоссальная ответственность. Поэтому они должны получать и соответствующее денежное вознаграждение.
- Которое должно зависеть от качества их работы.
- Тоже не поспоришь. Например, в РЖД за основу нужно брать не то, как акции компании торгуются на бирже, а безопасность и комфорт пассажиров. Если ее удалось обеспечить, коллапсов и аварий нет, руководитель с чистой совестью может получать достойную заработную плату.
Что касается окладов чиновников, муниципальные служащие в нашей стране, сотрудники городских, районных, сельских администраций, получают довольно небольшое денежное содержание. Им не сокращать зарплату нужно, а думать об ее увеличении. Она подчас едва превосходит прожиточный минимум. О какой ответственности чиновника и качестве его работы тут можно говорить?!
- Сомневаюсь, что после того, как им поднимут зарплату, в стране начнется экономический бум.
- Надо понимать, что у нас в 90-е годы все было разрушено. Я работал в реальном секторе экономики и знаю: восстановить ее - не ключ в замочной скважине повернуть и войти в светлое будущее. Технологии 90-х безнадежно устарели, многие отрасли практически исчезли - станкостроение, машиностроение. Без них невозможно обеспечить устойчивый рост экономики. Чтобы восстановить утраченное, потребуются десятилетия. Отрицательно сказались на качестве нашей жизни, среде обитания и санкции. Они появились, как только мы начали восстанавливать промышленность, экономику, инфраструктуру. И если без них мы могли бы достичь прорыва за два-три года, то с ними на это уйдет гораздо больше времени - если, конечно, мы к ним не приспособимся.
И все же процесс идет. Совместно с частным бизнесом создаются государственные научно-образовательные центры. Появятся новые идеи, проекты.
БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
ПО САНКЦИЯМ ДАЛИ РАЗРЯДОМ
- Вы председатель экспертного совета Госдумы по энергомашиностроению, электротехнической и кабельной промышленности. Расскажите, пожалуйста, о новейших разработках в этих отраслях.
- Прежде всего надо сказать, что эти отрасли на 95 процентов обеспечивают своей продукцией потребности отечественной энергетики. Мы построили свои предприятия и успешно воплощаем в жизнь программу импортозамещения. Сегодня все энергетические объекты России, те, которые относятся к федеральной сетевой компании, Росатому, строятся с применением отечественного оборудования. В оборонно-промышленном комплексе, благодаря господдержке программы импортозамещения, используются самые современные отечественные технологии.
- Какое значение придаете БелАЭС - крупнейшему российско-белорусскому энергетическому проекту?
- Это, безусловно, взаимовыгодное предприятие. Когда БелАЭС выйдет на запланированную мощность, то сможет поставлять электроэнергию на международные рынки. Хотелось бы, чтобы таких проектов у нас было как можно больше.
- Договором о создании Союзного государства, которому 8 декабря исполнилось двадцать лет, предусмотрено и создание единого энергетического пространства. Каким образом это можно сделать?
- Единое пространство предполагает связь между объектами. В энергетике ее обеспечивают электросети. Необходимо создать общее электросетевое пространство, которое позволит по необходимости - в зависимости от нагрузки генераций - перераспределять электроэнергию и мощность между сторонами. Перед этим важно привести в соответствие законодательную базу и определить зоны ответственности.