С первого класса – в карьеру
Нужно ли поучать современных мальчишек и девчонок? Кто должен пропагандировать союзное строительство? Как спастись от информационного шума? Рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева
Фото: Юрий Строков
ПОМОЩНИК ДЕПУТАТА
- Недавно прошел VI Форум регионов Беларуси и России. Главный ориентир - на молодежь. При всей важности экономических и политических вопросов удалось вывести этот вопрос на первое место.
- Мы давно поняли, что у молодежи есть интерес к интеграционным процессам. Поэтому мы вовлекаем ее в наши государственные дела. Для того чтобы обсуждать молодежную политику, нужно прежде всего ее проговорить с самой молодежью.
Поэтому прошло сразу несколько мероприятий. Одно из них - форум «Молодежь - за Союзное государство», организованный министерствами образования двух стран, Росмолодежью и БРСМ. Подняли вопросы, касающиеся трудоустройства, туризма, образования. Хорошо отработали на секции, посвященной молодежным проектам в Союзном государстве. Это был свежий взгляд на политику и жизненные проблемы, мне всегда интересно, потому что даже у опытных парламентариев может замылиться взгляд.
- Как вам кажется, много ли государство уделяет молодежной повестке?
- Все время кажется, что чего-то мало делаем, можно бы еще добавить. Но когда начинаешь общаться с молодежью, понимаешь, насколько много связей, мероприятий и контактов, родившихся без участия чиновников. Мне кажется, очень важно, чтобы вот эти горизонтальные связи продолжали развиваться. Ребята объединяются в различных сферах и продвигают свои проекты, а мы выступаем помощниками.
Я не раз говорила, от того, как мы относимся к молодежи, какие социальные гарантии даем, на какие отношения их настроим, - от этого будет зависеть наше завтра. Да, молодежь может делать ошибки, но для этого есть старшие товарищи, которые подправят.
- Как отработала молодежная палата на форуме?
- Они наши активные помощники. Могут гораздо больше, чем думают о своих возможностях. У них нет страха действовать. Они занимаются пропагандой союзного строительства. На своем уровне рассказывают о наших достижениях. Скоро они встанут у руля наших государств.
БЕСХОЗНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
- Вы еще три года назад на комиссии в Ростове-на-Дону выступили с предложением разработать общие стандарты школьного образования.
- Мы ставили этот вопрос и на Четвертом форуме регионов. Предлагали унифицировать школьные программы и провести эксперимент, а в качестве опытных площадок выбрать приграничные территории. И хотя эта идея нашла отклик, до сих пор мы не получили реакции от министерств образования.
- Какую новую союзную программу хотели бы лоббировать?
- Наша комиссия и так основная по лоббированию интересов стариков, детей, многодетных семей. Мы выступаем, чтобы нынешние союзные программы и мероприятия продолжали существовать, не урезали их финансирование. Мы видим, какой эффект дают фестиваль «Творчество юных», гражданско-патриотическая кадетская смена «За честь Отчизны», спартакиада для детей и юношества, оздоровление детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Нужны инновационные проекты, которые не просто съедят деньги, а принесут прибыль в бюджет Союзного государства. Пока же средства зачисляются в казну России и Беларуси. Надо этот момент «расшить». Также как и решить проблему с интеллектуальным продуктом и собственностью. Они должны принадлежать Союзу, но обладатели либо заказчики, либо та страна, на территории которой реализовывали совместный проект.
НЕ СДАДИМСЯ БЕЗ БОЯ
Девчонки даже не подозревают, что опытные учителя уже разглядели их задатки – одной будут помогать стать врачом, а другую запишут в актрисы. Фото: Владислав Комяков/kpmedia.ru
- Сегодня многие деструктивные силы пытаются перетащить молодежь на свою сторону.
- Три года назад мы сделали срезы общественного мнения. Исследование показало, что молодежь не принимает экстремизм и отторгает антиобщественные формы поведения. В этом году показатели не изменились, но молодежь терпимее стала относиться к этим вопросам, то есть в голове у них уже другое отношение к тем, кто такое антиобщественное поведение проявляет. Это говорит о том, что все-таки мы с вами слабо работаем в информационном пространстве, которое на сегодняшний день занято кем угодно, кроме госструктур и ведомств. У нас на это не хватает времени, потому что заняты, как мы говорим, профессиональной бытовухой или какой-то основной своей работой, но на государственном уровне обязательно нужно это информационное пространство занимать. Мы с вами говорим о том, что очень легко разрушить память и потом взять любого из нас без боя. Вот что произошло с Украиной? Разрушили память и взяли страну без боя. То же самое пытаются сделать с нами. Поэтому информационным пространством надо серьезно заниматься.
ПОДЪЕМ В ГОРУ
- Очень популярная тема в последнее время социальные лифты, проводится конкурс «Лидеры России». Может, масштабировать его на все Союзное государство?
- Такой конкурс не решает проблем социальных лифтов. Объясню почему. Есть спортсмены-олимпийцы, а есть люди, занимающиеся физкультурой. В «Лидерах России» участвуют достаточно профессиональные люди, которые уже добились успехов, реализовали какие-то проекты, заняли высокие должности. Такой конкурс - продолжение их профессиональной карьеры. А вот как сделать так, чтобы простые люди хотели становиться профессионалами?
Одним конкурсом такую задачу не решишь. В советское время социальный лифт работал в школе, я на себе его прочувствовала. В первом классе моя учительница сказала, что Лена будет учителем, и мне потом помогали всей школой развиваться в этом направлении. В моем однокласснике увидели задатки правоохранителя. Его готовили, настраивали, и в итоге он стал таможенником. Это была работа учителей, они давали старт.
НАШИ УНИВЕРСИТЕТЫ
ВНЕЗАПНАЯ ПРОВЕРКА
- Как вы относитесь к разговорам, что молодежь нынче пошла не та?
- Нельзя говорить, молодежь та и ли не та, она просто молодежь в силу своего возраста. Изменилось время, оно даже стало течь по-другому, потому что обмен информацией, с которым мы сейчас сталкиваемся, в сотни раз быстрее, чем было еще пятнадцать лет назад.
Информация сыплется как из рога изобилия, ее нужно переварить. Гаджеты открыли доступ не только к добрым и нужным вещам, но и злым, например, различным сектам, обществам, которые вынуждают юных заниматься противоправными делами, а иногда даже приводят к суициду.
Я преподаю в Институте мировых цивилизаций и вижу, что у ребят есть некая растерянность. Мало кто из них умеет распределять потоки информации, выделять важное, нужное и доброе. К сожалению, школа этому не учит, не дают такие навыки в семье, потому что мы живем с вами в условиях, когда взрослые вынуждены зарабатывать копейку с утра до поздней ночи.
- Желание учиться есть?
- Не исчезло, это точно. Если их чем-то цепляет педагог, то они с удовольствием учатся. Нынешние студенты очень любят ставить преподавателя в неудобное положение. Сейчас у всех интернет, и они могут проверить факт, высказанный лектором, и спросить что-нибудь каверзное. Преподаватель должен быть готов к этому. И если он не знает, он должен честно сказать, что не знает, но на следующей лекции вернуться к этому вопросу, все разъяснить. И нельзя забыть. Молодежь помнит все, и она обязательно подловит еще раз.
ТРИ ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТРЕВОГ
ЧТО ВОЛНУЕТ МОЛОДЕЖЬ
- Есть три важные темы, которые поднимает молодежь, - говорит Елена Афанасьева. - Социологи тоже подмечают эти тренды.
1. Образование. Об этом говорит больше девяноста процентов наших молодых людей. Они высказывают опасение, что вся учеба станет платной, а родители не смогут потянуть обучение за деньги.
2. Трудоустройство. 65 процентам важен этот вопрос. Значит, важно развивать совместные предпринимательские проекты. Ведь уже есть успешный пример, когда в конце прошлого года открылся первый российско-белорусский молодежный бизнес-инкубатор, который охватывает разные направления - медицину, сельское хозяйство, IT, робототехнику. Через год такой же откроется в Казани.
3. Поддержка молодых семей. Часто мне задают вопрос, какие формы поддержки есть в наших странах. В это и будем углубляться.