Александр Сегодник: Задача на засыпку - как связать потребности экономики с образованием?
Член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике рассказал, как в Беларуси трудоустраивают молодежь и нужно ли в Союзном государстве единое образовательное пространство
Фото: Виктор Гиль
«РЕАНИМАЦИЯ» ДЛЯ ШКОЛЫ
- Любые нововведения в сфере образования становятся резонансной темой. Недавно Президент Беларуси раскритиковал вузовские и школьные программы, потребовал их «реанимировать».
- Все так: образование должно ориентироваться на потребности экономики, а условия обучения - быть приближены к реальным условиям работы. Зачем держать студента в вузе пять лет, если он может освоить нужную программу за четыре или три года? С первых курсов нужно активнее знакомить с «производственной кухней», делать упор на практику. Задачка на засыпку - связать потребности рынка с образовательными услугами. У нас не хватает крановщиков, электромонтеров, токарей. А экономистов или юристов - перебор. Молодежь с такими «массовыми» дипломами часто вынуждена работать не по профессии - зарплаты не устраивают, вакансий нет. А хороших специалистов-выпускников переманивают за рубеж. Получить качественное образование и искать достойную работу можно и нужно не за границей, а в Союзном государстве. Хотя, что скрывать, работодатель часто недоволен уровнем образования, которое дают в отечественных вузах и техникумах. Нередко ребята на своей первой работе слышат: «Забудьте все, чему вас учили». Это же абсурд! От этой формулы пора уходить.
- Одна из заявленных целей Союзного государства - создание единого образовательного пространства от Бреста до Курил. Насколько мы к этому приблизились за двадцать лет?
- Соглашение о взаимном признании дипломов подписано еще в 1995 году. Да, проверка знаний у нас отличается: в Беларуси - это Централизованное тестирование (ЦТ), в России - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Но цель у них одна - проверить уровень подготовки школьников. У наших суверенных стран свои особенности и традиции - это нормально. Не нужно искать проблемы там, где их нет. Отметки в зачетках у белорусов выставляются по десятибалльной шкале, у россиян - по пятибалльной. И все же различия значительными считать нельзя, общего у нас больше. Права студентов равны. Если белорус поступил в российский вуз на бюджет, он пользуется всеми теми же льготами и удобствами, что и граждане РФ: стипендия, общежитие, соцпакет. Аналогично в белорусских университетах. В скором времени выпускники МГУ и БГУ смогут получать двойной диплом. Ректоры договорились о создании общей магистратуры на исторических факультетах. Рельсы проложены, будем надеяться, что пример станет заразительным. Регулярно проводятся совместные коллегии, студенческие обмены, общие олимпиады, научные конференции.
К слову, Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, где начинающему специалисту гарантируют рабочее место. Госпредприятия, учреждения отправляют запрос в министерства. Заявки на молодых специалистов идут в вузы по профилю. В последние годы не только студенты-бюджетники, но и те, кто учится платно, просят выдать им направление на работу. В России, насколько я знаю, присматриваются к нашему опыту.
ОТ ОСТРОВЦА ДО АНАПЫ
- Какие культурные проекты на особом контроле у Комиссии по соцполитике?
- Фестивали «Молодежь - за Союзное государство», «Творчество юных» - масштабные творческие и образовательные форумы. Это уже наша добрая союзная традиция. Они помогают открывать новые имена в мире искусства, способствуют взаимопроникновению культур и развитию молодежных контактов. Все это создает надежную основу для укрепления дружбы на многие годы вперед. Чего не хватает, так это преемственности союзных фестивалей. Чтобы победители слета «Творчество юных» и фестиваля «Молодежь - за Союзное государство» пели на «Славянском базаре».
Парадокс современного рынка труда – очень востребованы специалисты в высокотехнологичных сферах и…простые рабочие. Фото: Олег Рукавицын/kpmedia.ru
Причем хорошо, если бы представляли именно Союзное государство.
Одно только перечисление молодежных мероприятий займет полстраницы. Это спартакиада для детей и юношества, туристический слет, кадетские смены «За честь Отчизны» в знаменитом белорусском детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» и многое другое. Особый по значимости проект - строительство БелАЭС в Островце, которая объединяет молодежные стройотряды из Беларуси и России. С каждым годом студотрядовское движение набирает популярность. Во многих странах постсоветского пространства такого уже не встретишь.
- Довольны работой младших коллег - Молодежной палаты при Парламентском Собрании?
- Молодцы - долго не раскачивались, взялись за дело: проанализировали законодательство в области молодежной политики наших стран, запустили соцопросы. Сейчас в самом разгаре конкурс по созданию эмблемы молодежи Союзного государства. С деятельностью палаты активизировалась совместная работа белорусского и российского союзов молодежи. Сегодня ребята более смелые, инициативные, креативные - достойное будущее.
ИНФОПОЛЕ
«Надо продвигать союз не раз в год, а постоянно»
- В апреле мы отпраздновали 20-летие подписания Договора о создании Союзного государства. Но все равно, как показал недавний опрос ВЦИОМ, в России про Союзное государство половина жителей не знает. Как продвигать наш союз?
- О важности и значимости СГ нужно вспоминать не раз в год, а постоянно. Наполнять информацией о наших достижениях, проектах инфополе. Наша комиссия предлагает на сайтах министерств, ведомств, различных структур посвятить как минимум одну страничку интеграции России и Беларуси. Активнее привлекать к просветительской работе библиотеки, школы. Организовывать выставки книг: союзную тему раскрывают десятки изданий, взять те же красочные тома «Жемчужины Беларуси и России», «Белорусский след в культуре и архитектуре Москвы», «Ветка. История старообрядчества».
Столько книг замечательных выходит каждый год! В том числе - тематических. В этом году, например, к летнему спортивному празднику - II Европейским играм - наряду с художественной литературой, публицистикой выпустят ряд информационных изданий, которые, уверен, оценят и жители Синеокой, и туристы. Например, серию «Беларусь спортивная» или «Спорт высшей пробы. Европейские и Олимпийские игры». А какое разнообразие книг для детей! Опасения, что новые технологии задушат книгу - совершенно напрасны.
ОБЩАЯ ИСТОРИЯ
АЙДА В «ЗВЕЗДНЫЙ ПОХОД»!
- Расскажите о самых знаковых проектах, которые пройдут в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
- Будем развивать проект «Дороги Победы» - молодежный туризм по памятным местам Беларуси и России. Ребята проезжают по военно-историческим объектам городов-героев, городов воинской славы и другим местам, опаленным войной. Проект родился в России, но сейчас министерства и ведомства договариваются о том, чтобы развивать его и на территории нашей страны. Недавно в Беларуси состоялся «Звездный поход». Больше трехсот студентов за пару дней побывали в Минской, Витебской, Гродненской, Могилевской областях. Возлагали цветы к мемориалам, встречались с ветеранами, в школах организовывали мастер-классы и спортивные соревнования. Очень масштабные проекты, которые проводятся под патронатом Союзного государства - реконструкция мемориального комплекса «Брестская крепость» и создание Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области. Это наша общая память.
ДОСЬЕ «СВ»
Александр Сегодник родился в 1956 году в Гродненской области. Окончил Минский государственный педагогический институт. Работал учителем белорусского языка и литературы на селе. Занимал различные руководящие должности в системе образования, был начальником Управления образования Гродненского облисполкома. С 2012 года - депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Награжден медалью «За трудовые заслуги».