Иван Мельников: Дайте молодым стимул, и они вспашут любую целину
Заместитель председателя Парламентского Собрания о 100-летнем юбилее комсомола, модных профессиях и взаимопонимании с внуками
КУЗНИЦА КАДРОВ
- Какие вехи в деятельности комсомола вы бы назвали самыми значимыми?
- Недаром советская власть наградила комсомольскую организацию шестью орденами. За боевые заслуги в годы Гражданской войны и иностранной интервенции. За проявленную инициативу в выполнении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии. За большую работу по воспитанию советской молодежи в духе преданности Отечеству. Ну и, конечно, за большие заслуги комсомольцев и советской молодежи в освоении целинных и залежных земель.
Ведь правда: сегодня мы ездим по российским городам, пользуемся советской инфраструктурой, а ведь многое было создано именно комсомольцами. По собственному опыту помню, как эффективно работал комсомол. Студенческие стройотряды были настоящими, живыми, эффективными. Во время учебы в Московском государственном университете в конце 1960-х - начале 1970-х я был комиссаром таких отрядов. Мы строили Первый гуманитарный корпус МГУ в Москве, сельскохозяйственные объекты и жилые дома на селе в Смоленской области.
- Сейчас нет масштабных молодежных проектов, как в советское время. Какую «целину» российская и белорусская молодежь могла бы осваивать вместе?
- При соответствующих условиях и желании - любую. У нас Союзное государство. Много общих задач. Мы не просто соседи, а родственники. Тут вопрос лишь мотивации. Надо ставить интересные амбициозные задачи и исходить из того, что у современной молодежи энтузиазма объективно меньше, чем у советского комсомола. Если будут стимулы, энтузиазм появится.
- Комсомол в СССР был кузницей кадров. Где их куют сегодня?
- Проблема! Комсомол культивировал ценности коллективизма, а через общение в коллективе, через общественную работу люди проявляли себя, выделялись, закалялись, росли. Сейчас на первом плане - ценности индивидуализма. Программы посвящены успеху да лидерству. Интернет заполнен курсами личностного роста, коучинга, погоней за быстрым результатом, ради которого не обязательно трудиться, а важно перенастроить мировоззрение, мыслить позитивно и прочее. Так что кадры появляются скорее вопреки, чем благодаря. Но на способных, талантливых молодых людей всегда есть запрос. В политической элите, в партиях, в общественных структурах, в бизнесе все равно появляются сильные и энергичные люди.
НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, НО И ВОСПИТЫВАТЬ
- Как вы оцениваете молодежную политику в Союзном государстве? Какие новые проекты могли бы предложить?
- Сейчас ей уделяется больше внимания, чем несколько лет назад. В Парламентском Собрании мы хорошо почувствовали тот момент, что ресурс дружбы, сложившейся в советское время, начинает постепенно иссякать, уходит поколение, которое выросло в Советском Союзе. Поэтому постоянно ищем формы, как передавать эту дружбу поколению next. От Молодежной палаты при ПС многое зависит. Это как раз та площадка, где нужен инициативный поиск решений по сближению молодых людей Беларуси и России. Мы им поможем с реализацией идей. Есть еще большой нераскрытый потенциал в сфере культуры, образования и науки, в развитии спорта.
- В белорусском опыте работы с молодым поколением увидели что-то интересное?
- Больше всего нравится, что там как-то не отделяют воспитательный процесс от учебного. Эту фундаментальную ценность советской системы образования в Беларуси удалось сохранить.
НОВЫЙ ПОДХОД
Созидатели не в моде
- Как вы относитесь к популярным нынче у молодежи профессиям - блогерам, ютуберам, эсэмэмщикам, пиарщикам и т.д.?
- Нормально. Сформировалась новая информационная среда. Если появляются эти виды деятельности, значит, они востребованы временем. Тут проблема именно в феномене моды, популярности. Когда блогером хочет стать каждый второй, возникает явный перебор. А любой перебор, естественно, создает дисбаланс и вызывает раздражение. И эта новая ниша на рынке труда как-то сама себя не регулирует.
Важно, чтобы государство создавало условия, которые вернут популярность профессии созидателей - рабочих, специалистов в интеллектуальной сфере.
- Как думаете, у нынешних парней и девчонок есть все, чтобы развиваться, проявлять себя?
- Есть больше, чем все. Интернет, цифровые технологии - безграничные возможности. Это инструменты для роста. Возможности проявить себя. Надо уметь извлекать из них лучшее, использовать для расширения знаний, самореализации. Скажу честно, все свое свободное время, хоть его и маловато, я провожу среди молодежи. Это касается и участия в педагогической работе в МГУ, и развития спортивного движения.
У партии, которую я представляю в Госдуме, есть свой клуб по мини-футболу, который сначала стал чемпионом Москвы, потом Высшей лиги, а теперь уже восьмой год играет в Суперлиге. Постоянно хожу на игры, общаюсь с ребятами, нахожусь в гуще соревнований безо всяких VIP-трибун и лож. Мне нравится, заряжает эмоционально. Кстати, чуть более года назад наша команда играла товарищеские матчи с клубом «Столица» из Минска. Ребята подружились, общаются.
- Чем занимаются ваши внуки? У вас есть взаимопонимание с ними или это уже совсем другое поколение?
- Если серьезно заниматься воспитанием детей и внуков, то проблем с пониманием особо не возникает. Все мои дети получили образование в МГУ, сейчас работают в разных сферах. Старший сын руководит спортивным клубом, о котором я сказал. Мы вместе втянули в наше общее хобби внука Георгия. Поэтому на домашних играх, как правило, присутствуют три поколения Мельниковых. Есть и три внучки. Одна уже школьница, две еще маленькие.
- Их любимая музыка вас не раздражает?
- В основном я ее не слышу. Но с детьми у нас в целом вкусы совпадают, а внуки еще не вошли в подростковый возраст, чтобы что-то могло раздражать.
ДОСЬЕ «СВ»
Иван Мельников родился 7 августа 1950 года в городе Богородицке Тульской области. Окончил механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова. Работал преподавателем спецшколы-интерната при МГУ, замсекретаря комитета комсомола, старшим инженером лаборатории, старшим преподавателем, доцентом кафедры, секретарем парткома механико-математического факультета. Заведовал кабинетом методики преподавания элементарной математики при кафедре матанализа. Кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор. Награжден орденом «Знак почета» и знаком «Отличник народного образования». Первый зампредседателя ЦК КПРФ. Депутат Госдумы с 1995 года.