Артем Туров: Распутываем клубок вопросов
О том, как разрешаются правовые споры союзного строительства, где искать новые точки приложения сил, будет ли единая валюта, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Задумка Форума регионов оправдала себя?
- На сто процентов. Взять даже суммы контрактов, которые заключены. Каждый год рост на сотни миллионов долларов. Практически все регионы РФ за редким исключением имеют соглашения о сотрудничестве с Беларусью. У топовых российских предприятий появились стратегические парт-неры в Синеокой. Мы видим очень много совместных проектов, растет постоянный интерес предприятий двух стран друг к другу.
Все меньше каких-то ненужных споров и претензий. Нашим и белорусским компаниям необходимы возможности для рывка, и те механизмы, которые заложены через программы Союзного государства и другие направления, - они достаточно эффективны. Все это показал Форум регионов. Это как лакмусовая бумага по взаимодействию наших стран.
- Форум к тому же - инструмент обратной связи.
- Совершенно верно. На саммите звучат предложения с мест, поднимаются проблемы глубинки. Такой диалог отработан не только в рамках форума. Когда мы проводили парламентские слушания в Брянске, то специально пригласили представителей бизнеса и общественности из Приграничья. Именно они находятся на переднем крае нашей интеграции.
Ведь у каждого региона - своя специ-фика. И надо это учитывать. К примеру, Брянская область - передовик в сельском хозяйстве, а Псковская имеет серьезный промышленный потенциал. Надо выстраивать интеграционную работу с учетом местных особенностей.
- Некоторое время назад была идея, чтобы на форуме договоры заключали не только крупные регионы, но и муниципалитеты.
- Это уже есть. В Могилеве подписаны соглашения, касающиеся сельского хозяйства, культуры и туризма, которые намерены развивать муниципалитеты двух стран.
К примеру, активно обсуждался вопрос поставок лифтового оборудования и пассажирского транспорта для нужд муниципалитетов. Точка кипения нашей интеграции - именно на этом уровне.
УМНАЯ ТКАНЬ
- Какую союзную программу вы хотели бы инициировать?
- Ее уже когда-то запускали. Это программа по льну. Сегодня отрасль переживает второе рождение. В Смоленской области есть производственная база. Потребность в продукции колоссальна. Лен используется при производстве композитных материалов, взрывчатых веществ, в создании нотехнологий, космических материалов. Это продукт стратегический, и он должен принести экономический эффект всем производителям на территории двух стран. В Орше находится крупнейший в Беларуси льнокомбинат, подобный строится в Смоленской области. Поэтому самое время Союзному государству занять достойное место со своей продукцией на мировом рынке.
- А вы сознательно выбрали в Парламентском Собрании комиссию по законодательству?
- Конечно, предоставили возможность, и я выбрал близкую себе тему. Когда был депутатом Смоленской областной Думы, то очень плотно работал с коллегами из Беларуси. Решали проблемы бизнеса и обычных граждан в приграничье. В Парламентском Собрании продолжил эту работу, только на другом уровне. На комиссиях, семинарах, слушаниях рассматриваем практически все сферы жизни россиян и белорусов - трудоустройство, здравоохранение и образование, торгово-экономическое сотрудничество и миграционную политику.
- Какие узлы было тяжелее всего распутывать?
- Одна из историй у всех на слуху, когда белорусу надо было подтверждать статус носителя русского языка для работы на территории РФ. Госдума эффективно и быстро убрала этот барьер. Еще урегулировали поправки в закон «О безопасности дорожного движения», которые подразумевали, что для работы водителем иностранным гражданам необходимо иметь удостоверения российского образца. Изначально поправки нарушали положения Договора о создании Союзного государства в части обеспечения равных прав граждан. Поэтому вопрос был снят, но потребовалось время.
- Остаются еще какие-то сложные задачи?
- Надо урегулировать миграционные вопросы. Все ждут, когда у нас появится единая виза для граждан третьих стран, что-то типа союзного шенгена.
- А вы за союзный шенген?
- Да, потому что затронуты вопросы безопасности, связанные с туристическими потоками. По этому поводу уже ведутся консультации на уровне Постоянного Комитета Союзного государства, МИД, МВД, пограничных служб обеих стран.
НАСЛЕДИЕ
«Папино кино снимут его ученики»
- Вы не раз подчеркивали, что ваша судьба связана с Беларусью.
- У меня по отцовской линии корни как раз из Могилевской области. Поэтому для меня никогда не было никакой границы между Россией и Беларусью, никакого разделения на своих и чужих. Мне кажется, вот это понимание, не только мое, но и миллионов людей, привело к тому, что мы за последнее десятилетие построили самый успешный интеграционный проект. Мы видим, что все те эффективные механизмы, которые реализуются в Союзном государстве, переходят в формат Евразийского экономического пространства. Это показатель, что реализуется не просто проект, а идет конкретная работа для наших граждан.
- Помните таможенные посты между Россией и Беларусью в девяностые годы?
- Что было, то было. Хорошо, что ушло. Мне всегда было тяжело воспринимать любые ограничения на передвижение людей, товаров, капиталов между нашими странами. Поэтому, когда по всем каналам показали картинку, как сносят таможенный пост в Краснинском районе Смоленской области, у всех жителей приграничья был праздник. Они всегда жили, двигались навстречу друг другу, общались, а тут их попытались разъединить.
Сегодня мы с белорусскими коллегами продолжаем убирать барьеры. Наша задача, чтобы гражданин России или Беларуси в любой точке Союзного государства чувствовал себя как дома и получил одинаковый набор услуг в образовании, здравоохранении, социальной и трудовой сфере. То же самое касается и бизнеса. Для предпринимателей на рынке любой страны должны быть равные условия. Этим мы занимаемся на протяжении уже полутора лет, с тех пор как был сформирован новый состав Парламентского Собрания.
- У вас есть любимое место в Беларуси?
- Для меня Минск - родной город, там дом отца. Он недалеко от станции метро «Усход». Когда-то окна дома смотрели на яблоневый сад, теперь там все расстроилось.
- Нет ли идеи сделать музей-квартиру?
- Квартира уже давно принадлежит другим людям. На доме - памятная доска. Но у нас есть другая идея. Папа написал сценарий фильма «Фиеста-45», в котором рассказывает, как независимо от национальности люди разных стран в едином порыве празднуют Победу. В Минске есть ученики Виктора Тимофеевича, которые хотели бы этот замысел к юбилею режиссера экранизировать.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Берите шире
- Что скажете о единой валюте СГ? Были разговоры, но воз и ныне там.
- Вопрос скорее к экономистам. По-моему, единую валюту надо вводить на евразийском пространстве. Это дало бы более широкие возможности пяти странам. С другой стороны, появление такого финансового инструмента - стабилизирующий фактор для наших зарубежных партнеров. Может, кто-то посмотрит на новые деньги как на резервную валюту. Реализовать возможно не прямо сию минуту, а постепенно. Мы видим, сколько на это времени потратил Европейский союз.
- Один из депутатов Парламентского Собрания говорил, что только фестивалями, конкурсами и развлечениями мы не сможем укрепить дружбу между молодежью двух стран. Нужны идеологические проекты.
- Вопрос в другом, молодежное сотрудничество развивается по нескольким направлениям, и культурный вектор невозможно куда-то спрятать, потому что это наша культурная матрица, которая связывает два больших славянских народа общей историей, общим будущим, которое мы строим.
Но есть и стратегические проекты. Например, создание Молодежной палаты при Парламентском Собрании, своего рода консультативно-совещательного органа, который объединил в себе лидеров, студентов и рабочую молодежь. Мне кажется, сделан интересный шаг для того, чтобы молодые люди двух стран могли четко выстраивать отношения по горизонтали.
- Какой вы видите главную миссию Молодежной палаты?
- Главное, чтобы ребята могли самореализоваться через эту структуру. В будущем им придется взаимодействовать на другом уровне, но они должны разговаривать на одном языке. Сегодня мы ждем от молодых людей инициатив. Надеюсь, что при поддержке депутатов, органов исполнительной власти появятся конкретные проекты, которые дадут молодежи двух стран возможности для кооперации и самореализации.