Сергей Калашников: Матрешка как единый организм работать не может
Согласованная работа в области защиты прав потребителей и конкуренции - приоритетное направление развития Союзного государства до 2022 года. Как этого добиться, знает председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике
КТО ВЫИГРАЕТ И КТО ПРОИГРАЕТ?
- Как, на ваш взгляд, нужно решать проблемы?
- Начать это делать. А не только декларировать намерения. Декларация должна быть подкреплена планом действий. Главное, в союзный бюджет на 2019 год заложить соответствующие задачи и финансирование. Бюджет нужно делать реальным, направленным на достижение конкретных результатов.
- Чья эта задача?
- Предложить технологии должен Постоянный Комитет СГ. Затем - по цепочке: план действий идет на согласование в союзный Совмин, затем принимается на сессии Парламентского Собрания и утверждается Высшим Государственным советом.
- В Парламентском Собрании всерьез взялись за формирование единого экономического пространства.
- В союзном договоре прописаны все основные цели создания Союзного государства. Пора его выполнить!
В числе первых - мы создаем единое экономическое пространство. Это предполагает, что на территории Союзного государства действуют единые правила без каких-либо ограничений. То есть все субъекты хозяйственной деятельности в обеих странах обладают равными правами. В первой статье договора написано - объединить интеллектуальные и экономические усилия.
Еще одна задача - реально объединить возможности России и Беларуси для противостояния внешним вызовам. Понятно, что любое государство хочет быть богаче соседей, но сладких пряников на всех не хватает, и конкуренцию никто не отменял. Выигрывают не те, кто конкурирует друг с другом - это неэффективно. Выигрывают те, кто успешно противостоит внешним вызовам, а не зацикливается на конкуренции. Научно-технический прогресс не остановить. В лидерах те, кто успешно встраивается в новые технологические и экономические требования.
противоречия остались
- Какие статьи Договора о создании Союзного государства можно перенести на уровень ЕАЭС?
- Практически все конкретные статьи, начиная с 9-й, где говорится об имуществе Союзного государства, должны быть пересмотрены с учетом вхождения и договоренностей России и Беларуси в ЕАЭС.
Мы создаем внутри ЕАЭС подобие «матрешки», состоящей из Союзного государства и отдельных государств - как минимум трехуровневая получается. Такая матрешка работать как единый организм не может. Поэтому нужно четко определить уровни взаимодействия стран ЕАЭС и отдельных двусторонних связей внутри него. ЕАЭС - это новая форма интеграции, более глобальная. Экономическая пространственная чаша, оставшаяся после Советского Союза. С Беларусью у нас самые крепкие культурологические связи. Мы - единый комплекс восточных славян, который связан общей историей, языком, культурой и т.д.
- Как считаете, далеки мы от равных прав в СГ?
- Мы обеспечили равенство прав наших граждан. За исключением некоторых нюансов. У хозяйствующих субъектов есть ограничения, хотя, должен сказать, в последний год и в этой сфере произошли сдвиги. Противоречия, создающие некую асимметрию, являются скорее техническими, а не принципиально содержательными. По крайней мере на уровне законодательства они сняты.
Это относится и к международному позиционированию, и к выработке единой международной политики, и стратегическим национальным интересам, которые каждая сторона понимает по-своему, с точки зрения своих национальных интересов.