Сергей Боярский: Выделяем миллиарды в помощь чернобыльцам
Член Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Госдумы РФ - о том, что Союзное государство делает для людей, пострадавших от крупнейшей техногенной катастрофы
СТРОИЛИ С НУЛЯ
- Сергей Михайлович, одна из главных задач вашей комиссии - борьба с последствиями трагедии на ЧАЭС. Прошло уже 32 года с момента катастрофы. Можно ли уже сказать, что проблему в целом решили, риска для людей больше нет, а самые загрязненные территории законсервировали?
- За эти годы проделали колоссальную работу. Первая программа Беларуси и России заработала еще в 1998-м. Совместные усилия наших специалистов дали синергетический эффект: за первые два года удалось оснастить специализированные больницы и санатории современной техникой, разработать нормативно-правовые документы по вопросам медицинской, радиационной и социальной защиты и по восстановлению территорий. После этого создали единую базу данных о последствиях Чернобыля.
- Проблема - настолько масштабная. Как решали, с какого края к ней подступиться?
- Поэтапно, от программы к программе решались важнейшие задачи, с которыми столкнулись жители загрязненных территорий.
Сначала нужно было снизить риск для их здоровья. Поэтому в первую очередь финансировали больницы, в которых люди получали квалифицированную помощь. Так, буквально с нуля построили, открыли и полностью оборудовали Медицинский радиологический научный центр в Обнинске, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге, Республиканский НПЦ радиационной медицины и экологии человека в Гомеле. Еще в Гродно появился завод медицинских препаратов, который выпускает лекарства для жителей пострадавших районов Беларуси и России.
После больниц пришла очередь разработки стандартов диагностики и лечения самых распространенных заболеваний. Вплотную занимались экологическим просвещением людей, реабилитацией пострадавших земель.
- Комиссия Парламентского Собрания подключилась к этой работе в 2013 году?
- Да. И за эти пять с лишним лет в Союзном государстве уже успели реализовать четыре программы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Благодаря четвертой из них, которая завершилась в 2017 году, в кардиологии, онкологии, педиатрии и акушерстве появились новые медицинские технологии и приборы контроля радиоактивного загрязнения. Создали единый интернет-портал (www.rorbic.ru), цель которого - сформировать у людей радиоэкологическую культуру и адекватное отношение к радиационной опасности. Переоснастили детские реабилитационно-оздоровительные центры. Вот несколько цифр: только на завершенные программы из бюджета Союзного государства выделили больше 3,5 миллиарда рублей. Помощь получили пятнадцать тысяч человек. На подходе пятая программа, рассчитанная до 2021 года. На нее выделяется еще 1,8 миллиарда рублей.
ЗЕМЛИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
- Знаю, что все это время и в России, и в Беларуси старались восстанавливать загрязненные районы. Появились книги, в которых эти территории обозначены.
- Исследования «Каталог средних годовых эффективных доз облучения критических групп жителей населенных пунктов Гомельской области» и «Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси» - серьезные и кропотливые труды.
Если говорить о возвращенных в сельское хозяйство землях, то в Беларуси с этим дела обстоят лучше, чем в России. Там их обеззараживали, удобряли калием и фосфором, снизив содержание радионуклидов практически в сто раз. До безопасных значений. Сегодня на этих землях уже выращивают сельскохозяйственные культуры. Их постоянно проверяют, к качеству и чистоте претензий нет. Также там пасется скот. Но до сих пор площадь загрязнения остается значительной - около восемнадцати процентов. Немало.
В 1986 году республику называли «зоной экологического бедствия». По данным МЧС Беларуси, на загрязненной территории жили 2,2 миллиона человек. Почти пятьсот населенных пунктов пришлось освободить - отселили около 140 тысяч местных жителей (75 процентов из них - жители Гомельской области). Еще около двухсот тысяч человек самостоятельно покинули радиоактивные территории.
В России больше всего пострадали Брянская, Калужская, Тульская и Орловская области. Досталось и Смоленской, Воронежской, Курской, Липецкой и другим регионам. В затронутых районах, общая площадь которых почти шестьдесят тысяч квадратных километров, жили больше трех миллионов человек. В том числе это два миллиона гектаров сельхоз-угодий, миллион гектаров леса.
Целое европейское государство по размеру! Сотни тысяч гектаров, к сожалению, не восстановлены до сих пор.
Депутатский запрос
«Мириться с бюрократией больше нельзя»
- Какие задачи комиссия будет решать в этом году?
- Продолжим гармонизацию национальных законодательств. Обязательно продлим действие совместного оздоровительного проекта. Не меньше полутора тысяч жителей наших стран, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, смогут поправить здоровье по союзным путевкам.
Будем жестко контролировать исполнение бюджета. У нас с этим хронические проблемы: часть выделенных средств остаются неосвоенными. В итоге страдают те, кому можно было помочь, но не получилось по каким-то бюрократическим причинам. Мириться с этим больше нельзя.
Депутаты Парламентского Собрания готовы помогать нашим коллегам из Секретариата ПС и Постоянного Комитета запросами, личными контактами и влиянием - ускорить процесс, свести к минимуму бюрократию, чтобы как можно больше россиян и белорусов получили необходимую помощь, средства на которую уже выделены.
ДОСЬЕ «СВ»
Сергей Боярский родился 24 января 1980 года в Ленинграде. Окончил Северо-Западную академию государственной службы при Президенте РФ, где получил два высших образования: на факультете экономики и финансов и на факультете государственного и муниципального управления. Занимался предпринимательской деятельностью. Позже стал советником губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко по связям с общественностью. Был гендиректором телеканала «Санкт-Петербург». С сентября 2016 года - депутат Госдумы РФ, член фракции «Единая Россия», заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды. Входит в состав Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.