13 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Фото: Юрий Строков

Информация с черного ящика показала, что индикаторы у пилотов показывали неверные данные о скорости полета из-за обледенения датчиков. Депутат Госдумы РФ, Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Николай Арефьев считает, что катастрофы с Ан-148 можно было избежать.

- Каковы ваши предположения: почему упал Ан-148?

- Начну издалека: этой трагедии, возможно, не было бы, если бы не развалился Советский Союз. Тогда все было единым, а сегодня проектные организации, эксплуатационные и производители самолетов разделены не только организационно, но и государственными границами, вот почему эксплуатация самолетов оставляет желать лучшего.

Хотя потерпевший крушение Ан-148 и был выпущен недавно, нареканий к своим конструкторским особенностям накопил немало, попадал в многочисленные аварийные ситуации. Катастрофических последствий пока удавалось избежать. Наконец, настала роковая минута. Погибли люди. А его конструктор - на Украине: ему претензий не предъявишь. Это говорит о том, что самолеты должны иметь одного хозяина и конструкторскую надежность.

Вседозволенность, свалившаяся на Россию и страны СНГ, привела к тому, что техника в эксплуатации может оказаться небезопасной. Если раньше мы руководствовались ГОСТами, то сегодня их упразднили и перешли на технические регламенты, а этого явно недостаточно. К тому же, производители самолетов стараются сэкономить на всем. Скупятся на научные и технологические разработки, закупку оборудования, применяют дешевую рабочую силу. В результате российские самолеты несовершенны, космические корабли то взорвутся, то куда надо не долетят. Скупой платит дважды. Россия, скупясь на совершенствование своей техники, тоже платит дважды. В советское время, самолет Ан-24 - той же серии, что и потерпевший крушение Ан-148, служил 28 лет без единой аварийной ситуации. Самолеты конструкции Антонова обладали высокой прочностью и надежностью. Аварийных ситуаций на этих самолетах практически не было.

- Летчик-испытатель Магомед Толбоев, герой России считает пилотов борта «убийцами». По его мнению, Росавиация «загубила подготовку летчиков».

- Командир экипажа на этом самолете летал пять лет и был высококлассным специалистом. Следовательно, мог правильно реагировать на поведение самолета в любой ситуации. Хотя сегодня подготовка летного состава отличается от советской школы. В СССР летный состав обучался длительное время, проходил летные испытания. Сегодня летчиков обучают по укороченной программе, поэтому в России много людей, окончивших летное училище, но не имеющих летных часов. Из-за этого они работают где угодно, только не по специальности. Дошло до того, что Россия стала привлекать летчиков чуть ли не со всего света. Хорошо, если из Беларуси: там сохранилась советская летная школа.

- Лет 13 назад семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолетному спорту, многократная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина рассказывала, что у нас не было керосина, чтобы заправить ее самолет для участия в международных соревнованиях. Ей помогли турки.

- Это правда. Несмотря на то, что Россия - нефтяная страна, керосина на обучение летчиков нам, видимо, как не хватало, так и не хватает. Лет десять назад летчиков никто толком не учил. Это только сегодня понадобилось. Мешает и коррупция. Летчики получают полмиллиона рублей в месяц. На эти деньги различные авантюристы летят, как осы на варенье: дважды в аварийных ситуациях было зафиксировано, что воздушными судами управляли люди без летной подготовки. Что это, как не диверсия против гражданской авиации и авиапассажиров?

- Сегодня выучиться на летчика парнишке, мечтающему о небе, практически невозможно: дорого. Раньше начальную подготовку можно было хоть в ДОСААФ получить.

- Верно. После ДОСААФ нужно было получить высшее образование. Все летчики оканчивали высшее летное училище или авиационный институт. Нормативный налет часов был обязателен для всех. Без него за штурвал пассажирского судна не сядешь. Но главное, в советское время все было в комплексе и настоящим - обучение, налет часов, инструкторы. Сегодня зачастую фальшивое: обучать за деньги, значит, совсем не обучать. Налета часов нет, оценки ставят, какие угодно, практической подготовки никакой.

Масса моих знакомых, преподающих в институтах, жалуются, что их заставляют ставить положительные оценки: за платного студента, который институту деньги приносит, надо держаться. То, что он в профессии потом будет бесполезен, никого не волнует. Как и то, что будет завтра: главное, прожить хорошо сегодня.

А ведь качество обучения летчика, машиниста поезда, врача, учителя должно волновать всех. Нельзя готовить фальшивых врачей, учителей. Когда недоучки начнут лечить детей, а машинисты водить поезда, начнутся катастрофы.

И коррупция, и платное обучение нам выходят боком, потому что продажа образовательных услуг – это не обучение, а спекуляция. Обучение должно быть бесплатным на государственной основе. Это мое твердое убеждение.

Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Ориентир для Союзного государства

Сергей Калашников, Председатель Комиссии ПС по экономической политике о сотрудничестве регионов России и Беларуси

«БИ ТУ БИ» с плеча не руби

Сергей Крючек, член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту о сотрудничестве регионов России и Беларуси

Меняем рыбу и арбузы на мясо и автобусы

Член Комиссии ПС по бюджету и финансам Николай Арефьев - о сотрудничестве его родной Астраханской области с регионами Синеокой

Сергей Калашников: Цифровая валюта уже стучится в двери

Парламентарии снова вспомнили об одном из важных положений главного документа Союзного государства - переходе на единую валюту. Председатель Комиссии ПС по экономической политике Сергей Калашников рассказал, как цифровые технологии могут помочь Беларуси и России поставить точку в этом вопросе

Франц Клинцевич: Был на учениях «Запад-1981», но «Восток-2018» гораздо мощнее

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, сенатор Совета Федерации - о самых крупных военных маневрах со времен СССР

Людмила Макарина-Кибак: В районах лечат лучше, чем раньше в спецклиниках

Член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, врач по образованию - об успехах союзной медицины, формировании моды на ЗОЖ, работе с молодежью

Читайте также

Экономика: интеграция

Есть контРакт!

На V Форуме регионов Беларуси и России установлен новый рекорд по общей сумме подписанных соглашений

Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Политика

В гостях, как дома

Александр Лукашенко и Владимир Путин участвовали в пленарном заседании Форума регионов Беларуси и России

Союзное государство

Играй, гармонизация!

Депутаты Парламетского Собрания обсудили, что делать с программой по защите населения после Чернобыльской катастрофы и как строить вместе новую экологическую политику Союзного государства

Культура

Настоящий РОМАНтик

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года



Политика

В гостях, как дома

Александр Лукашенко и Владимир Путин участвовали в пленарном заседании Форума регионов Беларуси и России

Экономика: интеграция

Есть контРакт!

На V Форуме регионов Беларуси и России установлен новый рекорд по общей сумме подписанных соглашений

Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Общество

Возвышенность - среднерусская, партнерство - российско-белорусское

Калужская область - один из драйверов регионального партнерства. В регионе создан благоприятный климат для компаний из республики. Яркий пример - строительство

Культура

Настоящий РОМАНтик

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года

Туризм

Белорусская родина в центре Сибири

Жители деревни Тургеневка встречают туристов, изучают родную речь и празднуют Купалье и Дожинки

Политика

В Могилеве прошло пленарное заседание Форума регионов

Участие в нем приняли президенты России и Беларуси

Экономика: интеграция

«Приехали за важными решениями и рекордными инвестициями»

V Форум регионов стартовал в Могилеве. В городе на Днепре ждут подписания контрактов на рекордные полмиллиарда долларов

Политика

Александр Лукашенко: Кроме России, рассчитывать не на кого

Президент Беларуси ознакомился с возможностями отечественной военной техники на учебном полигоне ВВС и войск ПВО