13 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Фото: Юрий Строков

Информация с черного ящика показала, что индикаторы у пилотов показывали неверные данные о скорости полета из-за обледенения датчиков. Депутат Госдумы РФ, Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Николай Арефьев считает, что катастрофы с Ан-148 можно было избежать.

- Каковы ваши предположения: почему упал Ан-148?

- Начну издалека: этой трагедии, возможно, не было бы, если бы не развалился Советский Союз. Тогда все было единым, а сегодня проектные организации, эксплуатационные и производители самолетов разделены не только организационно, но и государственными границами, вот почему эксплуатация самолетов оставляет желать лучшего.

Хотя потерпевший крушение Ан-148 и был выпущен недавно, нареканий к своим конструкторским особенностям накопил немало, попадал в многочисленные аварийные ситуации. Катастрофических последствий пока удавалось избежать. Наконец, настала роковая минута. Погибли люди. А его конструктор - на Украине: ему претензий не предъявишь. Это говорит о том, что самолеты должны иметь одного хозяина и конструкторскую надежность.

Вседозволенность, свалившаяся на Россию и страны СНГ, привела к тому, что техника в эксплуатации может оказаться небезопасной. Если раньше мы руководствовались ГОСТами, то сегодня их упразднили и перешли на технические регламенты, а этого явно недостаточно. К тому же, производители самолетов стараются сэкономить на всем. Скупятся на научные и технологические разработки, закупку оборудования, применяют дешевую рабочую силу. В результате российские самолеты несовершенны, космические корабли то взорвутся, то куда надо не долетят. Скупой платит дважды. Россия, скупясь на совершенствование своей техники, тоже платит дважды. В советское время, самолет Ан-24 - той же серии, что и потерпевший крушение Ан-148, служил 28 лет без единой аварийной ситуации. Самолеты конструкции Антонова обладали высокой прочностью и надежностью. Аварийных ситуаций на этих самолетах практически не было.

- Летчик-испытатель Магомед Толбоев, герой России считает пилотов борта «убийцами». По его мнению, Росавиация «загубила подготовку летчиков».

- Командир экипажа на этом самолете летал пять лет и был высококлассным специалистом. Следовательно, мог правильно реагировать на поведение самолета в любой ситуации. Хотя сегодня подготовка летного состава отличается от советской школы. В СССР летный состав обучался длительное время, проходил летные испытания. Сегодня летчиков обучают по укороченной программе, поэтому в России много людей, окончивших летное училище, но не имеющих летных часов. Из-за этого они работают где угодно, только не по специальности. Дошло до того, что Россия стала привлекать летчиков чуть ли не со всего света. Хорошо, если из Беларуси: там сохранилась советская летная школа.

- Лет 13 назад семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолетному спорту, многократная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина рассказывала, что у нас не было керосина, чтобы заправить ее самолет для участия в международных соревнованиях. Ей помогли турки.

- Это правда. Несмотря на то, что Россия - нефтяная страна, керосина на обучение летчиков нам, видимо, как не хватало, так и не хватает. Лет десять назад летчиков никто толком не учил. Это только сегодня понадобилось. Мешает и коррупция. Летчики получают полмиллиона рублей в месяц. На эти деньги различные авантюристы летят, как осы на варенье: дважды в аварийных ситуациях было зафиксировано, что воздушными судами управляли люди без летной подготовки. Что это, как не диверсия против гражданской авиации и авиапассажиров?

- Сегодня выучиться на летчика парнишке, мечтающему о небе, практически невозможно: дорого. Раньше начальную подготовку можно было хоть в ДОСААФ получить.

- Верно. После ДОСААФ нужно было получить высшее образование. Все летчики оканчивали высшее летное училище или авиационный институт. Нормативный налет часов был обязателен для всех. Без него за штурвал пассажирского судна не сядешь. Но главное, в советское время все было в комплексе и настоящим - обучение, налет часов, инструкторы. Сегодня зачастую фальшивое: обучать за деньги, значит, совсем не обучать. Налета часов нет, оценки ставят, какие угодно, практической подготовки никакой.

Масса моих знакомых, преподающих в институтах, жалуются, что их заставляют ставить положительные оценки: за платного студента, который институту деньги приносит, надо держаться. То, что он в профессии потом будет бесполезен, никого не волнует. Как и то, что будет завтра: главное, прожить хорошо сегодня.

А ведь качество обучения летчика, машиниста поезда, врача, учителя должно волновать всех. Нельзя готовить фальшивых врачей, учителей. Когда недоучки начнут лечить детей, а машинисты водить поезда, начнутся катастрофы.

И коррупция, и платное обучение нам выходят боком, потому что продажа образовательных услуг – это не обучение, а спекуляция. Обучение должно быть бесплатным на государственной основе. Это мое твердое убеждение.

Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Нина Железнова: Горжусь, что я крестьянка по рождению и призванию

О проблемах современного агропрома и деревне будущего корреспонденту «СВ» рассказала член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Совета Республики, директор компании «Озерицкий-Агро»

Трибуна депутата

Главный тост на 9 мая: Чтобы больше не пришлось воевать

Член Комиссии Парламентского собрания по информационной политике Казбек Тайсаев считает, что победой в Великой Отечественной войне советские люди обязаны единству народов и любовью к Родине

Трибуна депутата

Фронт борьбы за правду

Союзные депутаты - о празднике Победы

Трибуна депутата

Николай Мартынов: Союзный бюджет должен не только тратить, но и зарабатывать

Может ли предприниматель  получить финансовую поддержку от СГ и открыть новое производство? Белорусский сенатор, член Парламентского Собрания, владелец и гендиректор обувного холдинга «Марко», решил это проверить на себе и предлагает построить в Тюмени новую обувную фабрику на 320 рабочих мест.

Трибуна депутата

С Первомаем, друзья и сябры!

Иван Мельников, заместитель Председателя Парламентского Собрания, первый зампредседателя Государственной Думы РФ

Трибуна депутата

Сергей Боярский: Выделяем миллиарды в помощь чернобыльцам

Член Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Госдумы РФ - о том, что Союзное государство делает для людей, пострадавших от крупнейшей техногенной катастрофы

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Ивацевичи

Увидеть сатурнян, услышать, как поет прошлое и не только...

Экономика: интеграция

Атомная поддержка

Белорусскую АЭС будет обслуживать «Росэнергоатом»

Культура

Авангард от Лангбарда и бессмертная "Кармен"

Самому красивому и узнаваемому театру Беларуси - 85 лет

Союзное государство

«Орлятам» помогут встать на крыло

Как Россия и Беларусь улучшают военную инфраструктуру и повышают безопасность, союзные депутаты обсудили на заседании Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в Суздале

Общество

Превратился в белых журавлей...

Лучшим проектом мемориала «Я убит подо Ржевом» признали работу молодого белгородского скульптора Андрея Коробцова

Политика

Лучший президент... «Президент»

Трехдневный визит Александра Лукашенко в Таджикистан показал новые возможности для сотрудничества



Политика

Лучший президент... «Президент»

Трехдневный визит Александра Лукашенко в Таджикистан показал новые возможности для сотрудничества

Политика

Место встречи - Сочи и Петербург

На этой неделе Президент России Владимир Путин проводит переговоры с иностранными лидерами. В Сочи к нему приехал болгарский коллега Румен Радев, а в Петербург - французский лидер Эммануэль Макрон

Спорт

Марадона заплакал, целуя футболку «Динамо»

Наконец-то, его футбольное величество официально был представлен в качестве председателя правления брестского «Динамо»

Союзное государство

«Орлятам» помогут встать на крыло

Как Россия и Беларусь улучшают военную инфраструктуру и повышают безопасность, союзные депутаты обсудили на заседании Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в Суздале

Политика

Итоги саммита ЕАЭС: На мировую арену вышел коллективный игрок

Как не допустить дезинтеграции? Что важнее: двусторонний контакт или многосторонняя политика? В какую сторону идут наши страны? Эксперты комментируют первую встречу президентов России и Беларуси в этом году

Общество

Превратился в белых журавлей...

Лучшим проектом мемориала «Я убит подо Ржевом» признали работу молодого белгородского скульптора Андрея Коробцова

Культура

Авангард от Лангбарда и бессмертная "Кармен"

Самому красивому и узнаваемому театру Беларуси - 85 лет

Культура

«От сладкого к Горькому»

Незадолго до дня памяти белорусского классика Максима Богдановича, который отмечают 25 мая, Институт мировой литературы РАН передал в Минск обширную переписку его отца с Максимом Горьким. Музей сделал ответный жест. Эти документы открывают неизвестные стороны жизни обоих. Корреспондент «СВ» одним из первых увидел раритетные документы

Спорт

Постолимпийский синдром

У российских болельщиков турнир в Дании оставил смешанные чувства. И горечь поражения, и гнев на арбитров, придумавших удаление в овертайме с канадцами, и надежда на светлое будущее

Спорт

Крути педали, чтоб «золото» дали

Легендарный велогонщик Валерий Чаплыгин рассказал, какой ценой достаются победы