13 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Фото: Юрий Строков

Информация с черного ящика показала, что индикаторы у пилотов показывали неверные данные о скорости полета из-за обледенения датчиков. Депутат Госдумы РФ, Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Николай Арефьев считает, что катастрофы с Ан-148 можно было избежать.

- Каковы ваши предположения: почему упал Ан-148?

- Начну издалека: этой трагедии, возможно, не было бы, если бы не развалился Советский Союз. Тогда все было единым, а сегодня проектные организации, эксплуатационные и производители самолетов разделены не только организационно, но и государственными границами, вот почему эксплуатация самолетов оставляет желать лучшего.

Хотя потерпевший крушение Ан-148 и был выпущен недавно, нареканий к своим конструкторским особенностям накопил немало, попадал в многочисленные аварийные ситуации. Катастрофических последствий пока удавалось избежать. Наконец, настала роковая минута. Погибли люди. А его конструктор - на Украине: ему претензий не предъявишь. Это говорит о том, что самолеты должны иметь одного хозяина и конструкторскую надежность.

Вседозволенность, свалившаяся на Россию и страны СНГ, привела к тому, что техника в эксплуатации может оказаться небезопасной. Если раньше мы руководствовались ГОСТами, то сегодня их упразднили и перешли на технические регламенты, а этого явно недостаточно. К тому же, производители самолетов стараются сэкономить на всем. Скупятся на научные и технологические разработки, закупку оборудования, применяют дешевую рабочую силу. В результате российские самолеты несовершенны, космические корабли то взорвутся, то куда надо не долетят. Скупой платит дважды. Россия, скупясь на совершенствование своей техники, тоже платит дважды. В советское время, самолет Ан-24 - той же серии, что и потерпевший крушение Ан-148, служил 28 лет без единой аварийной ситуации. Самолеты конструкции Антонова обладали высокой прочностью и надежностью. Аварийных ситуаций на этих самолетах практически не было.

- Летчик-испытатель Магомед Толбоев, герой России считает пилотов борта «убийцами». По его мнению, Росавиация «загубила подготовку летчиков».

- Командир экипажа на этом самолете летал пять лет и был высококлассным специалистом. Следовательно, мог правильно реагировать на поведение самолета в любой ситуации. Хотя сегодня подготовка летного состава отличается от советской школы. В СССР летный состав обучался длительное время, проходил летные испытания. Сегодня летчиков обучают по укороченной программе, поэтому в России много людей, окончивших летное училище, но не имеющих летных часов. Из-за этого они работают где угодно, только не по специальности. Дошло до того, что Россия стала привлекать летчиков чуть ли не со всего света. Хорошо, если из Беларуси: там сохранилась советская летная школа.

- Лет 13 назад семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолетному спорту, многократная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина рассказывала, что у нас не было керосина, чтобы заправить ее самолет для участия в международных соревнованиях. Ей помогли турки.

- Это правда. Несмотря на то, что Россия - нефтяная страна, керосина на обучение летчиков нам, видимо, как не хватало, так и не хватает. Лет десять назад летчиков никто толком не учил. Это только сегодня понадобилось. Мешает и коррупция. Летчики получают полмиллиона рублей в месяц. На эти деньги различные авантюристы летят, как осы на варенье: дважды в аварийных ситуациях было зафиксировано, что воздушными судами управляли люди без летной подготовки. Что это, как не диверсия против гражданской авиации и авиапассажиров?

- Сегодня выучиться на летчика парнишке, мечтающему о небе, практически невозможно: дорого. Раньше начальную подготовку можно было хоть в ДОСААФ получить.

- Верно. После ДОСААФ нужно было получить высшее образование. Все летчики оканчивали высшее летное училище или авиационный институт. Нормативный налет часов был обязателен для всех. Без него за штурвал пассажирского судна не сядешь. Но главное, в советское время все было в комплексе и настоящим - обучение, налет часов, инструкторы. Сегодня зачастую фальшивое: обучать за деньги, значит, совсем не обучать. Налета часов нет, оценки ставят, какие угодно, практической подготовки никакой.

Масса моих знакомых, преподающих в институтах, жалуются, что их заставляют ставить положительные оценки: за платного студента, который институту деньги приносит, надо держаться. То, что он в профессии потом будет бесполезен, никого не волнует. Как и то, что будет завтра: главное, прожить хорошо сегодня.

А ведь качество обучения летчика, машиниста поезда, врача, учителя должно волновать всех. Нельзя готовить фальшивых врачей, учителей. Когда недоучки начнут лечить детей, а машинисты водить поезда, начнутся катастрофы.

И коррупция, и платное обучение нам выходят боком, потому что продажа образовательных услуг – это не обучение, а спекуляция. Обучение должно быть бесплатным на государственной основе. Это мое твердое убеждение.

Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Рулить и себе не навредить

Член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев знает о качестве трасс не только как лидер движения «Убитые дороги», но и как кандидат в мастера по автоспорту

Трибуна депутата

Сергей Крючек: «Олимпийское движение надо очистить от дискриминации»

Депутат Госдумы РФ, член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту - о допинговом скандале, ангажированности спортивных чиновников и честный спорт

Трибуна депутата

Владислав Щепов: Инвестиции - приоритет союзной экономики

Как идет формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства, насколько эффективны программы и как будет реализовываться «цифровая повестка»? Об этом «СВ» рассказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Трибуна депутата

Леонид Калашников: Нельзя надеяться на чьи-то «добрые» намерения

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики рассказал о национальных интересах России, Беларуси и Союзного государства

Трибуна депутата

Борис Чернышов: Можно менять соболиные хвостики на лен, но лучше создать криптовалюту

Член Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, один из самых молодых депутатов Госдумы РФ менее чем за год стал автором шести законопроектов. Ему есть что предложить и коллегам по Парламентскому Собранию

Трибуна депутата

Редакция газеты "Союзное вече" поздравляет с 70-летием Александра Попкова

Жизнь Александра Андреевича - пример служения своей стране и народу

Читайте также

Общество

Застынь, мгновение!

Мороз и солнце. Больше ничего и не нужно, чтобы работы этих мастеров ожили, засверкали, словно витрины ювелирного магазина, и радовали глаз зрителей... до первой оттепели. На излете зимы в разных уголках России и Беларуси проходят фестивали, где художники и скульпторы воздвигают памятники кусачей стуже и северному ветру. Изо льда, конечно

Интервью

Артист Глеб Матвейчук: В синюю певицу из «Пятого элемента» меня превращали шесть часов

Он родился в Москве, а рос и учился в Минске. Играл в кино и рок-операх, писал музыку для фильмов, но широкую известность получил после съемок в реалити-шоу. Артист и композитор рассказал «СВ», кого было сложнее всего изображать в телешоу «Точь-в-точь», о совместных проектах с Александром Балуевым и какой выбор пришлось сделать между российской и белорусской столицами

Трибуна депутата

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Политика

На гонку вооружений Москва ответит асимметрично

Министры обороны стран НАТО на последней встрече в Брюсселе договорились о модернизации командных структур Альянса. Как этот шаг, а также новая ядерная доктрина США повлияет на нас, обсудили военные эксперты на круглом столе «Россия - НАТО текущее состояние отношений»

Экономика: интеграция

Меньше рисков - больше свободы

Бизнесу в Беларуси облегчили жизнь. Стоит ли принять похожий закон о развитии предпринимательства в России?

Союзное государство

V Форум регионов: Встреча состоится в области, а не в столице

В Минске прошло совместное белорусско-российское заседание оргкомитетов по его подготовке и проведению



Общество

Застынь, мгновение!

Мороз и солнце. Больше ничего и не нужно, чтобы работы этих мастеров ожили, засверкали, словно витрины ювелирного магазина, и радовали глаз зрителей... до первой оттепели. На излете зимы в разных уголках России и Беларуси проходят фестивали, где художники и скульпторы воздвигают памятники кусачей стуже и северному ветру. Изо льда, конечно

Экономика: интеграция

Меньше рисков - больше свободы

Бизнесу в Беларуси облегчили жизнь. Стоит ли принять похожий закон о развитии предпринимательства в России?

Общество

Делай добро, бро*

В 2017-м в России появился новый государственный праздник, и 5 декабря впервые отметили День волонтера. В нынешнем году решили не мелочиться и посвятить этой важной, но относительно новой для наших стран деятельности весь год

Спорт

Чемпионка поколения NEXT

На исходе первой олимпийской недели белорусы завоевали сразу две награды. «Золото» неожиданно для самой себя взяла фристайлистка Анна Гуськова

Интервью

Артист Глеб Матвейчук: В синюю певицу из «Пятого элемента» меня превращали шесть часов

Он родился в Москве, а рос и учился в Минске. Играл в кино и рок-операх, писал музыку для фильмов, но широкую известность получил после съемок в реалити-шоу. Артист и композитор рассказал «СВ», кого было сложнее всего изображать в телешоу «Точь-в-точь», о совместных проектах с Александром Балуевым и какой выбор пришлось сделать между российской и белорусской столицами

Вопрос-ответ

Как белорусу в России оплатить штраф ГИБДД?

Есть несколько способов. Почти все банки предоставляют возможность поиска и оплаты штрафов

Вопрос-ответ

Где в республике проголосовать на выборах Президента России?

Для участия в выборах россиянам, живущим в Беларуси, нужно с 25 февраля по 12 марта подать заявление в один из избирательных участков

Спорт

Александр Лукашенко об оценках Антона Кушнира: Высказал Томасу Баху все что думаю в мягкой форме

Мировое спортивное сообщество возмутилось оценками выступления белорусского олимпийского чемпиона по фристайлу Антона Кушнира. Президент Беларуси уже направил в МОК претензию

Культура

«Будни на колесах» Юлии Самойловой

В этом году международный песенный конкурс пройдет в Лиссабоне с 8 по 12 мая. Россиянке Юлии Самойловой, которую организаторы не пустили в прошлом году на Украину, в этот раз ничто не помешает покорить Португалию