07 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 5  (768)

Рулить и себе не навредить

Член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев знает о качестве трасс не только как лидер движения «Убитые дороги», но и как кандидат в мастера по автоспорту

Рулить и себе не навредить

Александр Васильев (справа) с главным инженером движения "Убитые дороги" Николаем Мельковым даже под Новый год отправились на "инспекцию" - измерять, соответствуют ли ямы ГОСТам. Фото: vk.com

ЦЕННЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ

- Александр Николаевич, в республике часто бываете? Что удивляет вас как бывалого автомобилиста?

- Пожалуй, дисциплинированность пешеходов и водителей: и те, и другие приучены соблюдать правила. За нарушения белорусские сотрудники ГАИ забирают права. Возвращают, когда штраф оплатишь. У нас для автовладельцев много послаблений, поэтому некоторые водители относятся к дорожному движению легкомысленно. Это часто заканчивается не только большими неприятностями, но и летальным исходом.

- Белорусские дороги нравятся?

- Очень неплохие. Еще мне нравится, как власть заботится о безопасности пешеходов. Обратил на это внимание, когда ехал по трассе Е95 от Санкт-Петербурга до Витебска. Многие переходы освещают дополнительно - водители замечают человека задолго до зебры. В этом году в Витебске собираются внедрить еще одно новшество - светящуюся стоп-линию перед регулируемым пешеходным переходом: специальная тротуарная плитка будет повторять сигналы светофора.

Там, конечно, не супердороги, но обслуживают их хорошо. Перед тем как сделать разметку, дорожное полотно покрывают защитным слоем из стекловолокна, что увеличивает срок службы раза в два. Чувствуется, что в Беларуси работают так, чтобы у автомобилиста в пути проблем не было. Летом ехал через Полоцк в сторону Юрьевца - безопасная региональная трасса исключительно хорошего качества. На такие дороги, думаю, жаловаться никто не будет. В России к белорусскому опыту присматриваются, а кое-где применяют.

- Что, например, надо брать на вооружение как можно быстрее?

- Нужно добиваться, чтобы разметка на наших дорогах была не хуже, чем в Беларуси: там ее делают из прочного белого термопластика. По сравнению с ним у нас, можно сказать, ее наносят дешевой акварелью: летом быстро стирается, а зимой ее вообще не видно.

Приведу интересный факт. В прошлом году в России было девятнадцать тысяч ДТП из-за состояния дорог. Из них семьдесят процентов случаев произошло из-за некачественной разметки и только в тридцати процентах повлияли другие факторы.

ПЕСОК ИЛИ РЕАГЕНТЫ?

- Содержание дорог зимой, пожалуй, самый больной вопрос.

- Согласен. Проехать по Подмосковью, Москве, даже по федеральным трассам - как в болоте искупаться: вся машина покрыта толстым слоем грязи. А все потому, что у нас считают дорогу безопасной, если она посыпана песком.

Когда, например, едешь по латвийской трассе, даже за грузовиком, только капли воды со стекла смахиваешь. Там используют специальные реагенты, соли, песок не применяют. Поэтому у автомобилистов и стекла чистые, и фары, и номер легко читается. Будем изучать их опыт и знакомить с ним наших дорожников и гаишников. Пришло время пересмотреть нормативы, чтобы и безопасность не страдала, и автомобили были чистыми.

- Почему российские дороги при низком качестве такие дорогие?

- Причин и проблем множество. Тут и нехватка финансирования, и устаревшие технологии, и коррупция. Дорожные фонды у нас возобновили работу только в 2012 году. После того как их отменили, деньги на строительство, особенно в регионах, не собирали. Откровенно говоря, эту сферу прозрачной не назовешь: проверить, куда ушли средства, практически невозможно. Цена километра полотна зависит также от стоимости земли, по которой пролегает трасса. В Москве и Подмосковье, например, земля на вес золота.

Если говорить о технологиях, то у нас строят в основном асфальтовые дороги: зимой они трескаются, а летом плавятся, образуется колея. Служат такие три-пять лет. На Западе дороги строят из бетона и эксплуатируют до полувека. Даже без ухода и ремонта они служат не меньше десятилетия. У нас их всего три процента. Знаю, что собираются строить такие в Татарстане. Цементный бетон и дешевле, и прочнее раз в десять, и колея не образуется. Стандарты дорожного строительства давно пора менять.

НЕ ИСПЫТАНИЯ, А УДОВОЛЬСТВИЕ

- Вы возглавляли экспедицию «Россия-2014», а в 2015 году - инспекцию «Оценим качество дорог!», в ходе которой за пять месяцев проверили больше тысячи гарантийных трасс в 82 субъектах РФ. Что скажете о придорожной инфраструктуре?

- Дважды доезжал на машине до Магадана. Самые слабые места - отсутствие заправок и туалетов. Приятно, что по состоянию АЗС, столовых, гостиниц Псковская область - образец для подражания. На каждой заправке чистый туалет, кафе. Совершенно другая картина на трассе М4 «Дон». Попробуйте проехать по ней с годовалым ребенком, которого надо кормить, переодевать, мыть. М4 обновили в 2010 году, а кафешки и туалеты не предусмотрели. А ведь по этой трассе курсирует гораздо больше машин, чем через Псковскую область.

О российской придорожной инфраструктуре даже Владимир Путин высказался, когда проехал на «Ладе Калине» до Хабаровска. Освещение - плохое, связи нет. Заправок и туалетов не хватает. Для энергетиков непаханое поле деятельности. Они должны помочь осветить трассу, связистам - запитать новые станции, подвести электропитание к автозаправкам, кафе, гостиницам, то есть помочь бизнесу развиваться и создавать рабочие места. Наши автомобилисты должны иметь возможность отдохнуть, поесть, помыться. Дорога должна быть не испытанием, а удовольствием, благом.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ


«Общество может влиять на законы»

- В родном Пскове вы - лидер и создатель общественного движения «Убитые дороги». Удалось что-то изменить?

- Городские улицы по-прежнему ругают, но уже не так, как десять лет назад: ав-томобилисты-общественники контролируют состояние трасс и видят, какие участки нужно ремонтировать в первую очередь. Интересуются, почему разваливаются недавно отремонтированные участки, следят за тем, как власть расходует средства. Новая трасса должна соответствовать нормативам четыре года. Не выдержала - общественник информирует об этом местную власть, а та заставляет нерадивого подрядчика исправлять брак за свой счет.

Год назад запустили проект «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», направленный на участие граждан в формировании дорожной политики в регионах и улучшении качества покрытия. Сегодня общественники действительно могут изменить нормативы и законы, если этого требует ситуация в регионах. Подсказывают, что надо сделать, чтобы движение было удобным и для автомобилистов, и для общественного транспорта.

С увеличением автопарка на плохих, узких дорогах автобусам и троллейбусам сложно соблюдать график движения. А ведь они перевозят огромное количество пассажиров, поэтому приоритет должен быть у них.

Активисты даже подсказывают местной власти, где и какие мосты строить. Провели опрос, который показал, что Астрахани нужен мост. За него проголосовали 2,2 тысячи человек.

В Майкопе под влиянием общественности реконструировали территорию у реабилитационного центра для детей-инвалидов. Сделали к нему нормальный подъезд и удобную парковку.

ДОСЬЕ «СВ»

Александр Васильев родился в 1982 году в Пскове. Окончил Псковский государственный политехнический институт. Работал в научном отделе института. В 2008 году создал интернет-сообщество «Убитые дороги Пскова». В 2011 году был избран депутатом Государственной Думы.


Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Ориентир для Союзного государства

Сергей Калашников, Председатель Комиссии ПС по экономической политике о сотрудничестве регионов России и Беларуси

«БИ ТУ БИ» с плеча не руби

Сергей Крючек, член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту о сотрудничестве регионов России и Беларуси

Меняем рыбу и арбузы на мясо и автобусы

Член Комиссии ПС по бюджету и финансам Николай Арефьев - о сотрудничестве его родной Астраханской области с регионами Синеокой

Сергей Калашников: Цифровая валюта уже стучится в двери

Парламентарии снова вспомнили об одном из важных положений главного документа Союзного государства - переходе на единую валюту. Председатель Комиссии ПС по экономической политике Сергей Калашников рассказал, как цифровые технологии могут помочь Беларуси и России поставить точку в этом вопросе

Франц Клинцевич: Был на учениях «Запад-1981», но «Восток-2018» гораздо мощнее

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, сенатор Совета Федерации - о самых крупных военных маневрах со времен СССР

Людмила Макарина-Кибак: В районах лечат лучше, чем раньше в спецклиниках

Член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, врач по образованию - об успехах союзной медицины, формировании моды на ЗОЖ, работе с молодежью

Читайте также

Экономика: интеграция

Есть контРакт!

На V Форуме регионов Беларуси и России установлен новый рекорд по общей сумме подписанных соглашений

Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Политика

В гостях, как дома

Александр Лукашенко и Владимир Путин участвовали в пленарном заседании Форума регионов Беларуси и России

Союзное государство

Играй, гармонизация!

Депутаты Парламетского Собрания обсудили, что делать с программой по защите населения после Чернобыльской катастрофы и как строить вместе новую экологическую политику Союзного государства

Культура

Настоящий РОМАНтик

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года



Политика

В гостях, как дома

Александр Лукашенко и Владимир Путин участвовали в пленарном заседании Форума регионов Беларуси и России

Экономика: интеграция

Есть контРакт!

На V Форуме регионов Беларуси и России установлен новый рекорд по общей сумме подписанных соглашений

Общество

Анатолий Артамонов: Белорусы построили современные микрорайоны

Губернатор Калужской области рассказывает о сотрудничестве с белорусами

Общество

Возвышенность - среднерусская, партнерство - российско-белорусское

Калужская область - один из драйверов регионального партнерства. В регионе создан благоприятный климат для компаний из республики. Яркий пример - строительство

Культура

Настоящий РОМАНтик

Художник с мировым именем, Роман Заслонов живет на две страны, готовит премьеру триллера и проект к Дрезденскому биеннале 2019 года

Туризм

Белорусская родина в центре Сибири

Жители деревни Тургеневка встречают туристов, изучают родную речь и празднуют Купалье и Дожинки

Политика

В Могилеве прошло пленарное заседание Форума регионов

Участие в нем приняли президенты России и Беларуси

Экономика: интеграция

«Приехали за важными решениями и рекордными инвестициями»

V Форум регионов стартовал в Могилеве. В городе на Днепре ждут подписания контрактов на рекордные полмиллиарда долларов

Политика

Александр Лукашенко: Кроме России, рассчитывать не на кого

Президент Беларуси ознакомился с возможностями отечественной военной техники на учебном полигоне ВВС и войск ПВО