07 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 5  (768)

Рулить и себе не навредить

Член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев знает о качестве трасс не только как лидер движения «Убитые дороги», но и как кандидат в мастера по автоспорту

Рулить и себе не навредить

Александр Васильев (справа) с главным инженером движения "Убитые дороги" Николаем Мельковым даже под Новый год отправились на "инспекцию" - измерять, соответствуют ли ямы ГОСТам. Фото: vk.com

ЦЕННЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ

- Александр Николаевич, в республике часто бываете? Что удивляет вас как бывалого автомобилиста?

- Пожалуй, дисциплинированность пешеходов и водителей: и те, и другие приучены соблюдать правила. За нарушения белорусские сотрудники ГАИ забирают права. Возвращают, когда штраф оплатишь. У нас для автовладельцев много послаблений, поэтому некоторые водители относятся к дорожному движению легкомысленно. Это часто заканчивается не только большими неприятностями, но и летальным исходом.

- Белорусские дороги нравятся?

- Очень неплохие. Еще мне нравится, как власть заботится о безопасности пешеходов. Обратил на это внимание, когда ехал по трассе Е95 от Санкт-Петербурга до Витебска. Многие переходы освещают дополнительно - водители замечают человека задолго до зебры. В этом году в Витебске собираются внедрить еще одно новшество - светящуюся стоп-линию перед регулируемым пешеходным переходом: специальная тротуарная плитка будет повторять сигналы светофора.

Там, конечно, не супердороги, но обслуживают их хорошо. Перед тем как сделать разметку, дорожное полотно покрывают защитным слоем из стекловолокна, что увеличивает срок службы раза в два. Чувствуется, что в Беларуси работают так, чтобы у автомобилиста в пути проблем не было. Летом ехал через Полоцк в сторону Юрьевца - безопасная региональная трасса исключительно хорошего качества. На такие дороги, думаю, жаловаться никто не будет. В России к белорусскому опыту присматриваются, а кое-где применяют.

- Что, например, надо брать на вооружение как можно быстрее?

- Нужно добиваться, чтобы разметка на наших дорогах была не хуже, чем в Беларуси: там ее делают из прочного белого термопластика. По сравнению с ним у нас, можно сказать, ее наносят дешевой акварелью: летом быстро стирается, а зимой ее вообще не видно.

Приведу интересный факт. В прошлом году в России было девятнадцать тысяч ДТП из-за состояния дорог. Из них семьдесят процентов случаев произошло из-за некачественной разметки и только в тридцати процентах повлияли другие факторы.

ПЕСОК ИЛИ РЕАГЕНТЫ?

- Содержание дорог зимой, пожалуй, самый больной вопрос.

- Согласен. Проехать по Подмосковью, Москве, даже по федеральным трассам - как в болоте искупаться: вся машина покрыта толстым слоем грязи. А все потому, что у нас считают дорогу безопасной, если она посыпана песком.

Когда, например, едешь по латвийской трассе, даже за грузовиком, только капли воды со стекла смахиваешь. Там используют специальные реагенты, соли, песок не применяют. Поэтому у автомобилистов и стекла чистые, и фары, и номер легко читается. Будем изучать их опыт и знакомить с ним наших дорожников и гаишников. Пришло время пересмотреть нормативы, чтобы и безопасность не страдала, и автомобили были чистыми.

- Почему российские дороги при низком качестве такие дорогие?

- Причин и проблем множество. Тут и нехватка финансирования, и устаревшие технологии, и коррупция. Дорожные фонды у нас возобновили работу только в 2012 году. После того как их отменили, деньги на строительство, особенно в регионах, не собирали. Откровенно говоря, эту сферу прозрачной не назовешь: проверить, куда ушли средства, практически невозможно. Цена километра полотна зависит также от стоимости земли, по которой пролегает трасса. В Москве и Подмосковье, например, земля на вес золота.

Если говорить о технологиях, то у нас строят в основном асфальтовые дороги: зимой они трескаются, а летом плавятся, образуется колея. Служат такие три-пять лет. На Западе дороги строят из бетона и эксплуатируют до полувека. Даже без ухода и ремонта они служат не меньше десятилетия. У нас их всего три процента. Знаю, что собираются строить такие в Татарстане. Цементный бетон и дешевле, и прочнее раз в десять, и колея не образуется. Стандарты дорожного строительства давно пора менять.

НЕ ИСПЫТАНИЯ, А УДОВОЛЬСТВИЕ

- Вы возглавляли экспедицию «Россия-2014», а в 2015 году - инспекцию «Оценим качество дорог!», в ходе которой за пять месяцев проверили больше тысячи гарантийных трасс в 82 субъектах РФ. Что скажете о придорожной инфраструктуре?

- Дважды доезжал на машине до Магадана. Самые слабые места - отсутствие заправок и туалетов. Приятно, что по состоянию АЗС, столовых, гостиниц Псковская область - образец для подражания. На каждой заправке чистый туалет, кафе. Совершенно другая картина на трассе М4 «Дон». Попробуйте проехать по ней с годовалым ребенком, которого надо кормить, переодевать, мыть. М4 обновили в 2010 году, а кафешки и туалеты не предусмотрели. А ведь по этой трассе курсирует гораздо больше машин, чем через Псковскую область.

О российской придорожной инфраструктуре даже Владимир Путин высказался, когда проехал на «Ладе Калине» до Хабаровска. Освещение - плохое, связи нет. Заправок и туалетов не хватает. Для энергетиков непаханое поле деятельности. Они должны помочь осветить трассу, связистам - запитать новые станции, подвести электропитание к автозаправкам, кафе, гостиницам, то есть помочь бизнесу развиваться и создавать рабочие места. Наши автомобилисты должны иметь возможность отдохнуть, поесть, помыться. Дорога должна быть не испытанием, а удовольствием, благом.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ


«Общество может влиять на законы»

- В родном Пскове вы - лидер и создатель общественного движения «Убитые дороги». Удалось что-то изменить?

- Городские улицы по-прежнему ругают, но уже не так, как десять лет назад: ав-томобилисты-общественники контролируют состояние трасс и видят, какие участки нужно ремонтировать в первую очередь. Интересуются, почему разваливаются недавно отремонтированные участки, следят за тем, как власть расходует средства. Новая трасса должна соответствовать нормативам четыре года. Не выдержала - общественник информирует об этом местную власть, а та заставляет нерадивого подрядчика исправлять брак за свой счет.

Год назад запустили проект «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», направленный на участие граждан в формировании дорожной политики в регионах и улучшении качества покрытия. Сегодня общественники действительно могут изменить нормативы и законы, если этого требует ситуация в регионах. Подсказывают, что надо сделать, чтобы движение было удобным и для автомобилистов, и для общественного транспорта.

С увеличением автопарка на плохих, узких дорогах автобусам и троллейбусам сложно соблюдать график движения. А ведь они перевозят огромное количество пассажиров, поэтому приоритет должен быть у них.

Активисты даже подсказывают местной власти, где и какие мосты строить. Провели опрос, который показал, что Астрахани нужен мост. За него проголосовали 2,2 тысячи человек.

В Майкопе под влиянием общественности реконструировали территорию у реабилитационного центра для детей-инвалидов. Сделали к нему нормальный подъезд и удобную парковку.

ДОСЬЕ «СВ»

Александр Васильев родился в 1982 году в Пскове. Окончил Псковский государственный политехнический институт. Работал в научном отделе института. В 2008 году создал интернет-сообщество «Убитые дороги Пскова». В 2011 году был избран депутатом Государственной Думы.


Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Нина Железнова: Горжусь, что я крестьянка по рождению и призванию

О проблемах современного агропрома и деревне будущего корреспонденту «СВ» рассказала член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Совета Республики, директор компании «Озерицкий-Агро»

Трибуна депутата

Главный тост на 9 мая: Чтобы больше не пришлось воевать

Член Комиссии Парламентского собрания по информационной политике Казбек Тайсаев считает, что победой в Великой Отечественной войне советские люди обязаны единству народов и любовью к Родине

Трибуна депутата

Фронт борьбы за правду

Союзные депутаты - о празднике Победы

Трибуна депутата

Николай Мартынов: Союзный бюджет должен не только тратить, но и зарабатывать

Может ли предприниматель  получить финансовую поддержку от СГ и открыть новое производство? Белорусский сенатор, член Парламентского Собрания, владелец и гендиректор обувного холдинга «Марко», решил это проверить на себе и предлагает построить в Тюмени новую обувную фабрику на 320 рабочих мест.

Трибуна депутата

С Первомаем, друзья и сябры!

Иван Мельников, заместитель Председателя Парламентского Собрания, первый зампредседателя Государственной Думы РФ

Трибуна депутата

Сергей Боярский: Выделяем миллиарды в помощь чернобыльцам

Член Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Госдумы РФ - о том, что Союзное государство делает для людей, пострадавших от крупнейшей техногенной катастрофы

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Ивацевичи

Увидеть сатурнян, услышать, как поет прошлое и не только...

Экономика: интеграция

Атомная поддержка

Белорусскую АЭС будет обслуживать «Росэнергоатом»

Культура

Авангард от Лангбарда и бессмертная "Кармен"

Самому красивому и узнаваемому театру Беларуси - 85 лет

Союзное государство

«Орлятам» помогут встать на крыло

Как Россия и Беларусь улучшают военную инфраструктуру и повышают безопасность, союзные депутаты обсудили на заседании Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в Суздале

Общество

Превратился в белых журавлей...

Лучшим проектом мемориала «Я убит подо Ржевом» признали работу молодого белгородского скульптора Андрея Коробцова

Политика

Лучший президент... «Президент»

Трехдневный визит Александра Лукашенко в Таджикистан показал новые возможности для сотрудничества



Политика

Лучший президент... «Президент»

Трехдневный визит Александра Лукашенко в Таджикистан показал новые возможности для сотрудничества

Политика

Место встречи - Сочи и Петербург

На этой неделе Президент России Владимир Путин проводит переговоры с иностранными лидерами. В Сочи к нему приехал болгарский коллега Румен Радев, а в Петербург - французский лидер Эммануэль Макрон

Спорт

Марадона заплакал, целуя футболку «Динамо»

Наконец-то, его футбольное величество официально был представлен в качестве председателя правления брестского «Динамо»

Союзное государство

«Орлятам» помогут встать на крыло

Как Россия и Беларусь улучшают военную инфраструктуру и повышают безопасность, союзные депутаты обсудили на заседании Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в Суздале

Политика

Итоги саммита ЕАЭС: На мировую арену вышел коллективный игрок

Как не допустить дезинтеграции? Что важнее: двусторонний контакт или многосторонняя политика? В какую сторону идут наши страны? Эксперты комментируют первую встречу президентов России и Беларуси в этом году

Общество

Превратился в белых журавлей...

Лучшим проектом мемориала «Я убит подо Ржевом» признали работу молодого белгородского скульптора Андрея Коробцова

Культура

Авангард от Лангбарда и бессмертная "Кармен"

Самому красивому и узнаваемому театру Беларуси - 85 лет

Культура

«От сладкого к Горькому»

Незадолго до дня памяти белорусского классика Максима Богдановича, который отмечают 25 мая, Институт мировой литературы РАН передал в Минск обширную переписку его отца с Максимом Горьким. Музей сделал ответный жест. Эти документы открывают неизвестные стороны жизни обоих. Корреспондент «СВ» одним из первых увидел раритетные документы

Спорт

Постолимпийский синдром

У российских болельщиков турнир в Дании оставил смешанные чувства. И горечь поражения, и гнев на арбитров, придумавших удаление в овертайме с канадцами, и надежда на светлое будущее

Спорт

Крути педали, чтоб «золото» дали

Легендарный велогонщик Валерий Чаплыгин рассказал, какой ценой достаются победы