07 Февраля 2018 года / Текст:  Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 5  (768)

Рулить и себе не навредить

Член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Александр Васильев знает о качестве трасс не только как лидер движения «Убитые дороги», но и как кандидат в мастера по автоспорту

Рулить и себе не навредить

Александр Васильев (справа) с главным инженером движения "Убитые дороги" Николаем Мельковым даже под Новый год отправились на "инспекцию" - измерять, соответствуют ли ямы ГОСТам. Фото: vk.com

ЦЕННЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ОПЫТ

- Александр Николаевич, в республике часто бываете? Что удивляет вас как бывалого автомобилиста?

- Пожалуй, дисциплинированность пешеходов и водителей: и те, и другие приучены соблюдать правила. За нарушения белорусские сотрудники ГАИ забирают права. Возвращают, когда штраф оплатишь. У нас для автовладельцев много послаблений, поэтому некоторые водители относятся к дорожному движению легкомысленно. Это часто заканчивается не только большими неприятностями, но и летальным исходом.

- Белорусские дороги нравятся?

- Очень неплохие. Еще мне нравится, как власть заботится о безопасности пешеходов. Обратил на это внимание, когда ехал по трассе Е95 от Санкт-Петербурга до Витебска. Многие переходы освещают дополнительно - водители замечают человека задолго до зебры. В этом году в Витебске собираются внедрить еще одно новшество - светящуюся стоп-линию перед регулируемым пешеходным переходом: специальная тротуарная плитка будет повторять сигналы светофора.

Там, конечно, не супердороги, но обслуживают их хорошо. Перед тем как сделать разметку, дорожное полотно покрывают защитным слоем из стекловолокна, что увеличивает срок службы раза в два. Чувствуется, что в Беларуси работают так, чтобы у автомобилиста в пути проблем не было. Летом ехал через Полоцк в сторону Юрьевца - безопасная региональная трасса исключительно хорошего качества. На такие дороги, думаю, жаловаться никто не будет. В России к белорусскому опыту присматриваются, а кое-где применяют.

- Что, например, надо брать на вооружение как можно быстрее?

- Нужно добиваться, чтобы разметка на наших дорогах была не хуже, чем в Беларуси: там ее делают из прочного белого термопластика. По сравнению с ним у нас, можно сказать, ее наносят дешевой акварелью: летом быстро стирается, а зимой ее вообще не видно.

Приведу интересный факт. В прошлом году в России было девятнадцать тысяч ДТП из-за состояния дорог. Из них семьдесят процентов случаев произошло из-за некачественной разметки и только в тридцати процентах повлияли другие факторы.

ПЕСОК ИЛИ РЕАГЕНТЫ?

- Содержание дорог зимой, пожалуй, самый больной вопрос.

- Согласен. Проехать по Подмосковью, Москве, даже по федеральным трассам - как в болоте искупаться: вся машина покрыта толстым слоем грязи. А все потому, что у нас считают дорогу безопасной, если она посыпана песком.

Когда, например, едешь по латвийской трассе, даже за грузовиком, только капли воды со стекла смахиваешь. Там используют специальные реагенты, соли, песок не применяют. Поэтому у автомобилистов и стекла чистые, и фары, и номер легко читается. Будем изучать их опыт и знакомить с ним наших дорожников и гаишников. Пришло время пересмотреть нормативы, чтобы и безопасность не страдала, и автомобили были чистыми.

- Почему российские дороги при низком качестве такие дорогие?

- Причин и проблем множество. Тут и нехватка финансирования, и устаревшие технологии, и коррупция. Дорожные фонды у нас возобновили работу только в 2012 году. После того как их отменили, деньги на строительство, особенно в регионах, не собирали. Откровенно говоря, эту сферу прозрачной не назовешь: проверить, куда ушли средства, практически невозможно. Цена километра полотна зависит также от стоимости земли, по которой пролегает трасса. В Москве и Подмосковье, например, земля на вес золота.

Если говорить о технологиях, то у нас строят в основном асфальтовые дороги: зимой они трескаются, а летом плавятся, образуется колея. Служат такие три-пять лет. На Западе дороги строят из бетона и эксплуатируют до полувека. Даже без ухода и ремонта они служат не меньше десятилетия. У нас их всего три процента. Знаю, что собираются строить такие в Татарстане. Цементный бетон и дешевле, и прочнее раз в десять, и колея не образуется. Стандарты дорожного строительства давно пора менять.

НЕ ИСПЫТАНИЯ, А УДОВОЛЬСТВИЕ

- Вы возглавляли экспедицию «Россия-2014», а в 2015 году - инспекцию «Оценим качество дорог!», в ходе которой за пять месяцев проверили больше тысячи гарантийных трасс в 82 субъектах РФ. Что скажете о придорожной инфраструктуре?

- Дважды доезжал на машине до Магадана. Самые слабые места - отсутствие заправок и туалетов. Приятно, что по состоянию АЗС, столовых, гостиниц Псковская область - образец для подражания. На каждой заправке чистый туалет, кафе. Совершенно другая картина на трассе М4 «Дон». Попробуйте проехать по ней с годовалым ребенком, которого надо кормить, переодевать, мыть. М4 обновили в 2010 году, а кафешки и туалеты не предусмотрели. А ведь по этой трассе курсирует гораздо больше машин, чем через Псковскую область.

О российской придорожной инфраструктуре даже Владимир Путин высказался, когда проехал на «Ладе Калине» до Хабаровска. Освещение - плохое, связи нет. Заправок и туалетов не хватает. Для энергетиков непаханое поле деятельности. Они должны помочь осветить трассу, связистам - запитать новые станции, подвести электропитание к автозаправкам, кафе, гостиницам, то есть помочь бизнесу развиваться и создавать рабочие места. Наши автомобилисты должны иметь возможность отдохнуть, поесть, помыться. Дорога должна быть не испытанием, а удовольствием, благом.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ


«Общество может влиять на законы»

- В родном Пскове вы - лидер и создатель общественного движения «Убитые дороги». Удалось что-то изменить?

- Городские улицы по-прежнему ругают, но уже не так, как десять лет назад: ав-томобилисты-общественники контролируют состояние трасс и видят, какие участки нужно ремонтировать в первую очередь. Интересуются, почему разваливаются недавно отремонтированные участки, следят за тем, как власть расходует средства. Новая трасса должна соответствовать нормативам четыре года. Не выдержала - общественник информирует об этом местную власть, а та заставляет нерадивого подрядчика исправлять брак за свой счет.

Год назад запустили проект «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», направленный на участие граждан в формировании дорожной политики в регионах и улучшении качества покрытия. Сегодня общественники действительно могут изменить нормативы и законы, если этого требует ситуация в регионах. Подсказывают, что надо сделать, чтобы движение было удобным и для автомобилистов, и для общественного транспорта.

С увеличением автопарка на плохих, узких дорогах автобусам и троллейбусам сложно соблюдать график движения. А ведь они перевозят огромное количество пассажиров, поэтому приоритет должен быть у них.

Активисты даже подсказывают местной власти, где и какие мосты строить. Провели опрос, который показал, что Астрахани нужен мост. За него проголосовали 2,2 тысячи человек.

В Майкопе под влиянием общественности реконструировали территорию у реабилитационного центра для детей-инвалидов. Сделали к нему нормальный подъезд и удобную парковку.

ДОСЬЕ «СВ»

Александр Васильев родился в 1982 году в Пскове. Окончил Псковский государственный политехнический институт. Работал в научном отделе института. В 2008 году создал интернет-сообщество «Убитые дороги Пскова». В 2011 году был избран депутатом Государственной Думы.


Комментарии


Другие статьи раздела

Трибуна депутата

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Трибуна депутата

Сергей Крючек: «Олимпийское движение надо очистить от дискриминации»

Депутат Госдумы РФ, член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту - о допинговом скандале, ангажированности спортивных чиновников и честный спорт

Трибуна депутата

Владислав Щепов: Инвестиции - приоритет союзной экономики

Как идет формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства, насколько эффективны программы и как будет реализовываться «цифровая повестка»? Об этом «СВ» рассказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Трибуна депутата

Леонид Калашников: Нельзя надеяться на чьи-то «добрые» намерения

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики рассказал о национальных интересах России, Беларуси и Союзного государства

Трибуна депутата

Борис Чернышов: Можно менять соболиные хвостики на лен, но лучше создать криптовалюту

Член Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, один из самых молодых депутатов Госдумы РФ менее чем за год стал автором шести законопроектов. Ему есть что предложить и коллегам по Парламентскому Собранию

Трибуна депутата

Редакция газеты "Союзное вече" поздравляет с 70-летием Александра Попкова

Жизнь Александра Андреевича - пример служения своей стране и народу

Читайте также

Общество

Застынь, мгновение!

Мороз и солнце. Больше ничего и не нужно, чтобы работы этих мастеров ожили, засверкали, словно витрины ювелирного магазина, и радовали глаз зрителей... до первой оттепели. На излете зимы в разных уголках России и Беларуси проходят фестивали, где художники и скульпторы воздвигают памятники кусачей стуже и северному ветру. Изо льда, конечно

Интервью

Артист Глеб Матвейчук: В синюю певицу из «Пятого элемента» меня превращали шесть часов

Он родился в Москве, а рос и учился в Минске. Играл в кино и рок-операх, писал музыку для фильмов, но широкую известность получил после съемок в реалити-шоу. Артист и композитор рассказал «СВ», кого было сложнее всего изображать в телешоу «Точь-в-точь», о совместных проектах с Александром Балуевым и какой выбор пришлось сделать между российской и белорусской столицами

Трибуна депутата

Николай Арефьев: Эксплуатация самолетов и подготовка пилотов оставляет желать лучшего

Сегодня МАК озвучил первую версию причины крушения пассажирского Ан-148 с 71 человеком на борту

Политика

На гонку вооружений Москва ответит асимметрично

Министры обороны стран НАТО на последней встрече в Брюсселе договорились о модернизации командных структур Альянса. Как этот шаг, а также новая ядерная доктрина США повлияет на нас, обсудили военные эксперты на круглом столе «Россия - НАТО текущее состояние отношений»

Экономика: интеграция

Меньше рисков - больше свободы

Бизнесу в Беларуси облегчили жизнь. Стоит ли принять похожий закон о развитии предпринимательства в России?

Союзное государство

V Форум регионов: Встреча состоится в области, а не в столице

В Минске прошло совместное белорусско-российское заседание оргкомитетов по его подготовке и проведению



Общество

Застынь, мгновение!

Мороз и солнце. Больше ничего и не нужно, чтобы работы этих мастеров ожили, засверкали, словно витрины ювелирного магазина, и радовали глаз зрителей... до первой оттепели. На излете зимы в разных уголках России и Беларуси проходят фестивали, где художники и скульпторы воздвигают памятники кусачей стуже и северному ветру. Изо льда, конечно

Экономика: интеграция

Меньше рисков - больше свободы

Бизнесу в Беларуси облегчили жизнь. Стоит ли принять похожий закон о развитии предпринимательства в России?

Общество

Делай добро, бро*

В 2017-м в России появился новый государственный праздник, и 5 декабря впервые отметили День волонтера. В нынешнем году решили не мелочиться и посвятить этой важной, но относительно новой для наших стран деятельности весь год

Спорт

Чемпионка поколения NEXT

На исходе первой олимпийской недели белорусы завоевали сразу две награды. «Золото» неожиданно для самой себя взяла фристайлистка Анна Гуськова

Интервью

Артист Глеб Матвейчук: В синюю певицу из «Пятого элемента» меня превращали шесть часов

Он родился в Москве, а рос и учился в Минске. Играл в кино и рок-операх, писал музыку для фильмов, но широкую известность получил после съемок в реалити-шоу. Артист и композитор рассказал «СВ», кого было сложнее всего изображать в телешоу «Точь-в-точь», о совместных проектах с Александром Балуевым и какой выбор пришлось сделать между российской и белорусской столицами

Вопрос-ответ

Как белорусу в России оплатить штраф ГИБДД?

Есть несколько способов. Почти все банки предоставляют возможность поиска и оплаты штрафов

Вопрос-ответ

Где в республике проголосовать на выборах Президента России?

Для участия в выборах россиянам, живущим в Беларуси, нужно с 25 февраля по 12 марта подать заявление в один из избирательных участков

Спорт

Александр Лукашенко об оценках Антона Кушнира: Высказал Томасу Баху все что думаю в мягкой форме

Мировое спортивное сообщество возмутилось оценками выступления белорусского олимпийского чемпиона по фристайлу Антона Кушнира. Президент Беларуси уже направил в МОК претензию

Культура

«Будни на колесах» Юлии Самойловой

В этом году международный песенный конкурс пройдет в Лиссабоне с 8 по 12 мая. Россиянке Юлии Самойловой, которую организаторы не пустили в прошлом году на Украину, в этот раз ничто не помешает покорить Португалию