Леонид Калашников: Нельзя надеяться на чьи-то «добрые» намерения
Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики рассказал о национальных интересах России, Беларуси и Союзного государства
ОБЩЕМУ ВИЗОВОМУ ПРОСТРАНСТВУ БЫТЬ
- Леонид Иванович, у каждой страны есть национальные интересы. Есть ли они у Союзного государства?
- Конечно. Мы обеспечиваем их уже больше двадцати лет. В первую очередь это оборона и безопасность граждан. Повышение их жизненного уровня. Создание единого научного, образовательного, культурного, трудового пространства, территории равных прав и возможностей на получение качественной медицинской помощи и ведения бизнеса. Патриотическое воспитание молодежи. За годы союзного строительства мы многого добились. Пришли даже к идее общего визового пространства - соглашение готовится к подписанию. Хотя скептики говорили, что не получится.
- Провокационных заявлений вокруг, и правда, немало.
- На них не стоит обращать внимания. Голоса против раздавались с первых дней появления союза. А мы ведь были в шаге от создания единого государства и принятия единой валюты. Этому помешали доброхоты, которые «вовремя» напугали Бориса Ельцина тем, что Россия может потерять суверенитет, вернее, власть может уплыть из рук тогдашнего президента и его окружения… Борис Николаевич пошел на попятную. С тех пор союзное строительство идет не так быстро, как бы этого хотелось.
Считаю, что самый преданный идеолог Союзного государства - Александр Лукашенко. Он бережно относится к русскому языку, в Беларуси он второй государственный. Отстаивая интересы своей страны и народа, делает все, чтобы Союз России и Беларуси укреплялся. Ему памятник за это надо поставить.
УСТУПКИ УСЛОВНОМУ ЗАПАДУ
- Россия в последнее время стала громко заявлять о своих национальных интересах. Раньше что мешало?
- Она и раньше это делала, правда, по отношению к США и Евросоюзу - шепотом. Да и внутри страны, бывало, национальные интересы приносили в жертву в угоду различным группам влияния. Сдавали позиции не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. Вспомните бомбардировку Югославии войсками НАТО: кроме знаменитого разворота премьерского самолета Евгения Примакова в знак протеста - больше мы ничего не сделали. Как и после нападения коалиции на Ирак, Ливию...
В 2011-м Дмитрий Медведев подарил Норвегии девяносто тысяч квадратных километров акватории Баренцева моря с богатейшими залежами нефти, газа и рыбными ресурсами. Из-за этого Россия утратила право на 240 тысяч квадратных километров площадей Арктики в районе Шпицбергена. Отказ от поставок Ирану комплекса С300, ратификация третьего Соглашения о сокращении наступательных вооружений с США в апреле 2010 года - это тоже не в национальных интересах России.
- Разве уменьшение количества ядерных боеголовок - это плохо?
- На первый взгляд - нет. Но на самом деле это породило у американцев желание окружить Россию своими ПВО. О чем я и предупреждал коллег в 2010 году. Сегодня в нашей новой национальной стратегии обороны написано, что развертывание противоракетной системы вокруг России - это угроза нашей безопасности. Но об этом надо было думать перед тем, как подписывать пресловутое соглашение: взаимосвязь стратегических наступательных вооружений и противоракетных всегда была, есть и будет.
- Что ответите тем, кто призывает Курилы отдать Японии?
- Насчет передачи японцам Курил сразу скажу: это невозможно. Я присоединился к заявлению политических деятелей, экспертов, ученых Владимиру Путину о том, чтобы дискуссию о принадлежности Курил прекратить - для России этого вопроса нет.
ЛИБО ТЫ СИЛЬНЫЙ, ЛИБО ТЕБЯ УНИЧТОЖАТ
- Практика показывает, что заверениям лидеров США верить нельзя. А ведь Россия обеспечила афганский транзит, когда американцам надо было перевести группировку в Афганистан, ликвидировала военные базы во Вьетнаме и на Кубе.
- Власти говорят, что шли на уступки, рассчитывая на добрую волю и понимание со стороны Америки. Но как гласит поговорка, посади свинью за стол, она и ноги на стол. Во внешней политике нельзя надеяться на чьи-то «добрые» намерения. В ней руководствуются национальными интересами. Сегодня власть России понимает, что о них надо не только заявлять, их надо отстаивать.
То, что Владимир Путин в 2015 году подписал указ о приостановке соглашения с США об утилизации оружейного плутония до отмены санкций и «закона Магнитского», в эту парадигму укладывается. Отныне мы действуем в соответствии со своими интересами. Будем вооружаться, перевооружать армию, атомную триаду (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы. - Ред.) в том числе. Судьба Ирака, Ливии, Афганистана, разрушенный, как Сталинград, Дамаск, показали: либо ты сильный, либо тебя уничтожат. В приоритете - повышение конкурентоспособности национальной экономики и превращение России в сильную мировую державу.
ДОСЬЕ «СВ»
Леонид Калашников родился в селе Степной Дворец в Бурятии. В 1982 году окончил факультет машиностроения Восточно-Сибирского технологического института. Работал на машиностроительном заводе в Одессе, на заводе АвтоВАЗ, был мастером, заместителем начальника управления в НИИ. Окончил комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Был заместителем секретаря парткома завода ВАЗ. Возглавлял производственно-коммерческую фирму «Инком Авто» и некоммерческое партнерство энергопроизводителей и сбытовых компаний корпорации «Единый электроэнергетический комплекс». В 2000-х годах вступил в КПРФ, был советником Геннадия Зюганова, главным редактором «Рабочей газеты». Вошел в состав Президиума ЦК КПРФ, курировал международные и экономические связи. С 2010-го - депутат Госдумы РФ.
ПО-СОСЕДСКИ
«Гарантия нашего суверенитета - в единстве»
- Каковы, на ваш взгляд, национальные интересы Беларуси? Совпадают с российскими?
- У республики, как у суверенного государства, они такие же, как у России. Хотя, конечно, некоторые различия есть. Когда говорят, раз мы в Союзном государстве, то и национальные интересы у нас одни и те же, это не совсем так. Например, когда против Беларуси ввели санкции, кое-кто из наших либералов сразу открестился: она сама по себе, мы - сами по себе. Хотя я с этим не согласен и считаю, что Россия, как самый близкий союзник и партнер, должна отстаивать интересы Беларуси, как свои.
Несколько лет как санкции введены против России. Должна ли Беларусь, образно выражаясь, класть голову на плаху? Не уверен. Ведь Россия в подобном случае в свое время сдержанно вела себя на внешнеполитическом фронте.
В этой ситуации, на мой взгляд, главное - понимать, что гарантия суверенитета и России, и Беларуси, а значит, и национальные интересы - в нашем единстве: военном и политическом. Ведь танки и базы ПВО в Прибалтике, передовые пункты управления войсками в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Эстонии для оперативной переброски крупных военных контингентов НАТО в Восточную Европу у границы Союзного государства появились не просто так.