Владимир Афонский: Школьники должны прикасаться к истории не только через учебники
Уже несколько лет в Тульской области выходит альманах «Неизвестные герои Великой Отечественной», куда включают лучшие иллюстрированные эссе, написанные подростками. Зачем нужен этот проект, рассказал его инициатор, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике
ДАВНО - ЗНАЧИТ НЕ СТРАШНО
- Владимир Игоревич, как ребята отнеслись к этой идее: рассказать о тех, кто принес мир в наши дома?
- Каждый год получаем больше четырехсот работ - это рассказы с фотографиями. Какие-то из них написаны лучше, какие-то хуже, но главное не это. Основной критерий - личные переживания ребят, рассказывающих о своей семье, соседях, жителях города или села. Два года назад было больше работ о родственниках, воевавших на фронте. Сегодня пишут и о тружениках тыла, врачах и учителях - ведь все это тоже вклад в Великую Победу, которая ковалась не только на фронте. Вышло уже три тома альманаха, четвертый готовится к печати. Я очень благодарен губернатору Тульской области Алексею Дюмину, который поддержал нашу инициативу.
- Похоже, вы уверены, что молодежи интересны эти темы.
- Нынешние школьники должны прикасаться к истории страны не только через учебники, но и через прошлое своей семьи. Чтобы в каждом доме была книга с семейной историей, которую можно передать следующему поколению.
- Как можно прочитать и получить эту книгу?
- Тираж, к сожалению, не очень велик - пятьсот экземпляров. Книги мы вручаем всем авторам, преподавателям учебных заведений, где учатся ребята. Передаем в библиотеки.
- Как современная молодежь воспринимает события семидесятилетней давности?
- Для нынешних школьников Великая Отечественная - это примерно то же самое, что и Куликовская битва - нечто далекое и уже поэтому не страшное. Мы все учили историю и знаем, что как только забывается ужас произошедшего, можно ждать новой войны. Я очень хочу, чтобы этого не произошло и мы жили в мире долгие годы.
С ПЯТИ ЛЕТ В «БЕССМЕРТНОМ ПОЛКУ»
- История вашей семьи тоже есть в Альманахе?
- Пока нет. В Великую Отечественную моя бабушка - капитан медицинской службы Зинаида Пашкова - была военным врачом фронтового госпиталя на Втором Белорусском фронте. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» и медалью Жукова. Ее уже нет в живых, но для меня и моих детей она всегда будет примером. Моему младшему сыну в этом году исполнилось всего семь лет. Конечно, он знает о прабабушке, с 2015 года мы с ним ходим в строю «Бессмертного полка» с ее портретом. Думаю, что года через два Илья тоже напишет свое эссе и, надеюсь, оно будет опубликовано. Работы отбирает большая конкурсная комиссия, куда входят педагоги и психологи, историки и журналисты.
- И все же почему решили заняться этим проектом?
- Мне кажется, что это одна из главных задач нашего поколения - передать память о погибших героях, отстоявших мир и независимость нашей Родины. Мы знали их, общались и обязаны сделать так, чтобы их не забыли. Альманах будет существовать, пока ребята собирают и записывают воспоминания, занимаются архивными делом, восстанавливают историю по фотографиям, дневникам и письмам. Уверен, конкурс продолжится еще многие годы, потому что все мы вместе пишем семейную летопись о героизме наших родных и близких. И лучшие работы войдут в ежегодные новые тома альманаха. С большим удовольствием первые экземпляры книги я вручаю ветеранам. Будем рады, если наши российские и белорусские друзья присоединятся к проекту. А 5 октября начинаем новый прием заявок для участия в творческом конкурсе.
СТРАНИЦЫ АЛЬМАНАХА
Пока помним героев - они живы
Фрагменты эссе участников третьего этапа конкурса.
Дмитрий Серегин, город Киреевск:
- Смерть ходила за всеми по пятам, кого где заставала. Многие умирали прямо на улице. У идущих рядом людей не было сил, чтобы оттащить мертвецов даже в сторону. Перешагивали через трупы и шли дальше. Трупы собирали специальные машины, курсирующие по улицам. В одну такую машину положили и мы тело умершей от голода бабушки, зашитое в белую простыню. Ленинградцев хоронили в общих могилах, которые породнили тысячи людей, и мертвых, и живых. Не напрасно они называются братскими. И сегодня можно видеть, как стоят перед ними с непокрытой головой благодарные потомки на Пискаревском кладбище, как кладут на эти холмики цветы в память о своих родных и совершенно незнакомых людях, похороненных в ленинградской земле.
Ольга Гуськова, город Алексин:
…Объявлена минута молчания, я опускаю штендер с фотографией прадеда и слегка прижимаю его к себе. Эту минуту тишины я посвящаю ему. Память… Она передается во многих семьях от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну или дочери. Именно так, от поколения к поколению, передают эту историческую память в моей семье. Частенько мой отец рассказывает о своих дедах, участниках войны, и я с трепетом слушаю его рассказы и с гордостью понимаю, что и мои прадеды внесли свой вклад в разгром фашистской Германии. Один из них, Федосов Иван Матвеевич, ушел на фронт в июне 1941-го. Воевал. Был ранен. Попал в немецкий плен. В плену находился 9 месяцев. Бежал к своим и продолжил воевать до 1945 года.
ОТГОЛОСКИ ВОЙНЫ
Она бежала первой......из новогрудского гетто. Взрослые подкупили охрану. Сначала все шло хорошо, но на одной из улиц двенадцатилетнюю Михлу Сосновскую узнала местная жительница. Она позвала полицейских. Девочку схватили немцы и расстреляли.
Предприниматель из Гродненской области Сергей Коваль очень близко к сердцу воспринял трагическую историю. В какой-то момент он решил поставить девочке памятник на территории бывшего новогрудского гетто рядом с бараками, где когда-то жили евреи, а сейчас находится Музей еврейского сопротивления.
Фигура девочки была списана со старой фотографии, где ребенок запечатлен в костюме ангела. Такой же, счастливой и красивой, она увековечена и в памятнике, создал который скульптор Владимир Пантелеев. Посвятил он его всем жертвам Холокоста.
Немцы пришли в Новогрудок 4 июля 1941-го.
Через две недели собрали евреев на площади. Зазвучала музыка. Никто не понимал, что происходит. Раздались выстрелы. К декабрю из шести тысяч в живых осталось примерно четверть, которых загнали в гетто в Новогрудке.
Каждый день кто-то умирал, поэтому пленники решили бежать. Выкопали тоннель под бараком ложками и руками. Получился лаз длиной в двести метров. Ночью 26 сентября 1943 года все уцелевшие спустились в туннель. Из 250 беглецов треть погибла, их догнали гитлеровцы и расстреляли, но большинство смогли спастись. Среди них были родственники и зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера, которые потом перебрались в Америку.
На открытии памятника никого из Кушнеров не было. Но они не забывают о своей исторической родине. Выделили 36 тысяч долларов на строительство стены памяти на территории бывшего гетто. Открыть мемориал планируют через год - к 75-летию побега.