Сергей Белоусов: Сильнее всего радиация ударила по нашим внукам
Почему именно жители Алтая, приграничного с Казахстаном региона, которому досталась значительная часть радиации, первыми отправились на помощь в Чернобыль, рассказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий
Фото:amic.ru
СВОИХ НЕ БРОСАЕМ
- Алтайцы больше всех пострадали от облучения, а когда рвануло в ЧАЭС, первыми ринулись на помощь.
- Сейчас в крае живут около 47 тысяч пострадавших от радиации во время взрывов с 1949-го по 1965 год. На помощь белорусам рванули, потому что хорошо знали, что такое радиация. В ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле участвовало больше 2,5 тысячи жителей края. Одним из первых в начале мая 1986 года туда отправился Сибирский полк химзащиты, сформированный на базе воинской части в селе Топчиха. Занимались дезактивацией территории. Домой вернулись почти все наши ликвидаторы. Но, естественно, дозу радиации получил каждый. Так что к алтайцам, пострадавшим от ядерных испытаний, прибавились и чернобыльские ликвидаторы.
- Сколько было взрывов в Семипалатинске?
- В атмосфере - 116, наземных - тридцать. В некоторых случаях ядерная энергия практически не выделялась. Поэтому принято считать, что радиационное воздействие было от 111 взрывов. Но самыми грязными были три испытания. Первое - 29 августа 1949 года. Тогда из-за штормового ветра радиоактивное облако дошло с полигона до границ Алтайского края за два часа. Пострадали двести тысяч человек. Ни о погодных условиях, ни о последствиях ядерных взрывов никто не думал, и защитные меры не принимались.
После этого огромный вред нанес взрыв 1953 года - первый термоядерный, или «Сахаровский». Тогда часть радиоактивных облаков ушла на Алтай, часть - на территорию Байкала.
Третий прогремел в 1962 году в атмосфере. Из-за технического сбоя он произошел с опозданием на сорок секунд, и бомба взорвалась значительно ниже запланированного уровня. Накрыло около восьмидесяти процентов края.
ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
- Выходит, есть различия между радиацией алтайской и чернобыльской?
- На Семипалатинском полигоне испытывалось оружие, а на ЧАЭС взорвался так называемый мирный атом, для населения Сибири последствия оказались опаснее. Многие попавшие у нас под облучение страдают от рака щитовидной железы: до сорока случаев на тысячу человек. Ученые говорят, что болезнь помолодела на двадцать-тридцать лет. У девяти из десяти человек - патологии верхних дыхательных путей. У жителей поселков, получивших наибольшую дозу, началось помутнение хрусталика - они слепли. За счет средств «Семипалатинской программы» в Барнауле сделали около восьмидесяти операций, вернувших зрение людям.
- Власти поддерживают пострадавших от радиации?
- Господдержка, конечно, запоздала. Указ Президента РФ «О соцзащите граждан, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», давший алтайцам те же льготы, что и чернобыльцам, появился только в 1993 году. В 2002-м приняли еще Федеральный закон «О социальных гарантиях» таким гражданам. Они получают ежемесячные выплаты, лекарства, путевки в санатории и бесплатный проезд на электричках или междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
- Но ведь облучение сказывается и на детях, родившихся у пострадавших.
- Исследования показали, что больше всего последствия проявляются в третьем поколении. Внуки оказались наиболее беззащитными перед радиацией. На одно из заседаний нашей комиссии хочу пригласить семипалатинцев и алтайских специалистов из Научно-исследовательского центра Алтайского госуниверситета. Именно результаты его исследований легли в основу разработки Программы «Неотложные меры по реабилитации населения края, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В 1994 году приняли «Семипалатинскую программу» и создали НИИ Региональных медико-экологических проблем. Он и сегодня проводит уникальные исследования в этой области. За 21 год накопили огромный опыт, который полезен и белорусским ученым.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Когда рванул Чернобыль, опыт борьбы с облучением пригодился
Игорь Колядо, директор краевого Научно-исследовательского института региональных медико-экологических проблем (Фото:личный архив):
- В Алтайском крае испытывали ядерные бомбы. В Чернобыле рванул атомный реактор. И в России, и в Беларуси эти события ударили по людям.
- После испытаний оружия воздействие на людей было сильное, но территории остались чистыми. Катастрофа на ЧАЭС сказалась и на людях, и на местности, которую еще долго придется восстанавливать.
В Сибири при испытаниях люди хватали свою дозу за десять дней после взрыва. Затем действие прекращалось. Чернобыльцы же пострадали от долгоживущих радионуклидов - стронция, цезия, которые способны накапливаться лет семьдесят.
- Значит, лечат семипалатинцев и чернобыльцев тоже по-разному?
- Своя специфика, конечно, есть, хотя набор заболеваний один и тот же. Например, воздействие радиоактивного йода, особенно на детей, в Беларуси аналогичное. В советское время вспышки заболеваний щитовидной железы у нас не связывали с испытаниями атомных бомб. Считали их территориальным зобом - то есть следствием нехватки йода. Поэтому прописывали йодированную соль, хлеб, молоко. И поддержали таким образом щитовидную железу.
- Алтайский опыт белорусам пригодился?
- Безусловно. К тому времени, когда рвануло на ЧАЭС, мы о радиации уже многое знали и научились минимизировать ее последствия. Приобрели опыт в области коллективной защиты. Знали, как оборудовать больницы аппаратами для ранней диагностики. Обучили специалистов и научились спасать щитовидную железу, потом и другие органы. Этот опыт пригодился и непосредственно после аварии в Чернобыле, и пригождается до сих пор.
Некоторые специфичные заболевания уже ушли. Онкологические показатели снижаются, популяция очищается. Недавно и главный онколог края сказал, что у нас все больше устойчивых к радиации людей.