Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Парламентское Собрание


Борис Чернышов: Пора вводить квоты для учителей-мужчин

Самый молодой депутат Парламентского Собрания, член Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам накануне нового учебного года рассказал «СВ» об изменениях, которые нужны системе образования России и Беларуси

По статистике, в России мужчин-педагогов всего пятнадцать процентов. А в Беларуси и того меньше – около тринадцати. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

- Одна из ваших инициатив как депутата Госдумы РФ - специальные квоты в педагогических вузах для парней.

- В наших странах самые замечательные учителя. Не было их, не было бы развития науки и технологий. Но давать знания мало. Школа должна подготовить личность к жизни в социуме. Теперь представим себе паренька, у которого куча вопросов. Подойти с ними к родителям он стесняется, к педагогу-женщине тем более. Учитель-мужчина - другое дело. Помню по собственному школьному опыту: был у нас преподаватель - бывший военный, душа компании. К нему можно было подойти за любым советом, и мы подходили.

- Привлечь в школу больше мужчин - давняя задача для чиновников от образования. Но пока ее так и не решили.

- Посмотрите, какой конкурс в военные вузы, благодаря тому, что вырос престиж службы. И здесь нужно уважение к профессии повышать. Одними квотами дело не поправишь, это только часть программы, которую надо разработать. Должны быть действенные меры социальной поддержки. Надо помогать с жильем, давать подъемные, если мы хотим, чтобы человек поехал работать в глубинку.

9f8a450196_Cernssov_of.jpg

Борис Чернышов. Фото с официального сайта ЛДПР

ИЗ-ЗА ПАРТЫ - НА ЗАВОД

- Российский ЕГЭ «казнить нельзя помиловать» - где поставите запятую?

- После «казнить». Такой подход в принципе уничтожает систему образования. Получается, школьник до десятого класса изучает все дисциплины, а потом ему говорят - выбирай три или четыре. И вместо общего среднего образования он получает очень специализированные знания. Нацеленность на ЕГЭ не позволяет получить полноценные знания о мире вокруг.

- И что делать с этой ситуацией?

- Нужно «приземлить» образование, то есть от абстрактных тестов и экзаменационных вопросов повернуть его в сторону реальности практики. Предлагаю ввести в школах производственную практику. Во время учебного года дети занимаются с психологом по программе профориентации, чтобы понять, где лучше всего смогут показать свой потенциал. Потом на каникулах неделю или две смотрят, как это работает по-настоящему. Например, хочет парень быть экономистом - идет в банк, хочет стать инженером - на завод.

- Но ведь есть практика в вузах.

- Боюсь, тогда уже поздно. Человек два-три года своей жизни потратил - именно потратил, если речь идет о нелюбимом деле. А в школе еще есть время изменить выбор. Опять же пример из жизни: из пятидесяти выпускников моего курса только три человека работают по специальности.

ПРОГРАММА-ТРАНСФОРМЕР


- Министерство образования вводит в школах новые предметы - астрономия, шахматы...

- Спорный вопрос. В школе должны изучаться базовые предметы. Все остальное - факультативно. Чтобы ученик сам мог решать, что ему интересно. Допустим, мечтаю я стать историком, а вот голоса и слуха у меня нет. Так зачем мне ходить на уроки пения, если это время я могу потратить на изучение того, что меня действительно увлекает.

Мы, к сожалению, все еще очень закрепощаем школьников и студентов. Недавно рассказывали историю про воронежский университет. Будущим политологам нужно было выбрать дополнительный предмет, к ним подошел преподаватель и говорит: у нас есть история немецкой политики или история немецкой политики, выбирайте из этих двух вариантов. Нельзя ведь так!

Если уже со школы давать ребятам право выбора, к десятому классу они будут готовы определиться с будущей специальностью. И деньги на репетиторов тратить не придется, вместо этого можно просто перестроить учебный план в школе.

- Возможности у школ есть для перехода на такую систему?

- Есть. Главное, чтобы чиновники не мешали. Приезжаю в школу, встречаюсь с педагогами. Спрашиваю: какие сложности? Рассказывают, что, когда заполняют электронные журналы на интернете с низкой скоростью, желание одно - выпить успокоительное. Педагоги задавлены бюрократией, завалены всевозможными отчетами. Пора отменить «крепостное право» в школах. У детей и учителей должны быть все возможности, чтобы раскрыть потенциал.

УЧЕБНИКИ, КАК В СССР

- Сейчас Министерство образования РФ работает над едиными учебниками для всех регионов. Как было в СССР.

- Правильный шаг. Сейчас очень много разных пособий, в старших классах - больше тысячи, в средних - три сотни. И все они рекомендованы Министерством образования. Разумеется, должно быть единообразие и единый учебник по математике, физике, истории и так далее. Говорить, что уровень знаний благодаря этому станет выше, я бы не стал. Но по крайней мере все подойдут к ЕГЭ и вузовским экзаменам с общей базой.

- Союзные депутаты уже давно говорят, что необходимы общие учебники и школьные программы в наших странах.

- Эту идею с коллегами обсуждали. Действительно, было бы логично, если бы дети в Союзном государстве получали одинаковые знания. Чтобы могли без дополнительной сдачи ЕГЭ в России и ЦТ в Беларуси поступать в вузы. К сожалению, пока такой подход не находит поддержки у чиновников обеих сторон.

- Что стоило бы активнее продвигать в школах?

- Идею сотрудничества, что все мы живем в Союзном государстве. Если посмотрим на историю, почти все войны начинались из-за рынков, из-за желания отстоять свои экономические интересы. В рамках Союзного государства вы видим принципиально другой, цивилизованный подход: соседи понимают, что их связывает многовековая история и общие интересы сегодня, садятся за стол переговоров и принимают решения открыть друг другу свои рынки и свои идеи. Это нужно понимать и ценить.

ВЕЙПЫ КУРИТЬ - ПРОХОЖИМ ВРЕДИТЬ

- Вы предлагали запретить пользоваться электронными сигаретами и испарителями на улицах.

- Эта тема очень широко обсуждалась, и были куда более радикальные предложения. Кто-то хотел вообще запретить вейпы, кто-то - приравнять их к настоящим сигаретам. Вот только запрещая что-то, мы можем спровоцировать подпольный рынок.

Главная цель, которую преследует мой законопроект, - защитить людей на улице. Наверняка не я один видел такую картину: идет парень, выпускает облако пара, а за ним следом мама с ребенком или пенсионеры всем этим дышат. Это неправильно.

- Минздрав РФ подготовил отрицательный отзыв на этот законопроект. Но, с другой стороны, чиновники хотят, увеличить перечень мест, где курить нельзя.

- Если удастся снизить число курящих, все будут только рады. Значит, будет меньше болезней, вызванных никотином. Мы должны бороться за качество жизни каждого человека. От природы в людях не заложено курение. Это привычка, которую мы приобретаем. Мы можем жить без табака или алкоголя, и жить хорошо.

О ЧЕЛОВЕКЕ СУДЯТ ПО ДЕЛАМ

- Вы самый молодой член Парламентского Собрания, один из самых молодых в Госдуме РФ. Возраст в работе - не помеха?

- Вижу, что это производит впечатление на людей, которые ко мне приходят. Их можно понять, думают: сидит молодой и неопытный, который ничего не знает и не умеет. Но, когда начинаем работать, вижу, как меняется ко мне отношение. Стараюсь не сидеть в кабинете, а как можно больше ездить по регионам, вникать в проблемы.

- Как складывается общение с коллегами-парламентариями?

- Это люди с огромным опытом, в том числе в образовании и здравоохранении. На первой же сессии нового состава Парламентского Собрания мы договорились о совместных проектах. Когда они будут запущены и дадут результаты, обо всем расскажем.

- Многие депутаты Госдумы поначалу жаловались на интенсивный режим работы, который ввел новый спикер Вячеслав Володин.

- Тут я с ними согласиться не могу. Большинству людей и так непонятно, чем это парламентарии там в Москве занимаются. Об этом говорит один из самых низких процентов явки на последних думских выборах за историю России. Поэтому нужно работать. Как на заседаниях, чтобы люди, смотря вечером новости, не видели полупустой зал Госдумы. Так и в своих избирательных округах. О человеке ведь по делам судят.


ДОСЛОВНО

SV4-vasileva-1008-PREV-70.jpg

Ольга ВАСИЛЬЕВА, глава Минобрнауки РФ (Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru):

- ЕГЭ отменяться не будет. Это мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, с Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. Посмотрите статистику: в московских университетах примерно шестьдесят пять процентов студентов - ребята из регионов, треть - москвичи. До ЕГЭ ситуация была противоположной.

Скоро в девятом классе появится устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен так же, как сочинение в одиннадцатом. Некоторые регионы в следующем году проведут «устный русский» в пилотном режиме.

Через три года для девятиклассников станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для одиннадцатиклассников - через пять. Кроме того, планируется, что с 2020 года вся страна обязательно будет сдавать историю. Учителя физики по всей стране массово повышают квалификацию уже сейчас. Они будут вести астрономию. Она станет обязательным предметом.

Что еще нового может появиться? Министерство думает ввести базовые модули по предпринимательской деятельности в качестве факультативов. Кроме того, в школах должны быть пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.

СПРАВКА «СВ»

Борис Чернышов родился в 1991 году в Воронеже. Получил высшее образование по специальности «Политология» в НИУ «Высшая школа экономики» и МГУ. Работал помощником Владимира Жириновского и депутата Госдумы Андрея Лугового, был координатором московского городского отделения ЛДПР.

В 2016 году избрался в нижнюю палату парламента РФ. Занимает пост зампредседателя Комитета по образованию и науке.