Сенатор Степан Киричук о Союзе России и Беларуси: «Наш стакан наполовину полон, а не пуст»
23 мая 1997 года был подписан Устав Союза Беларуси и России. Член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Степан Киричук оглядывается назад и констатирует: сделано немало, но «работы еще много»
ОПТИМИСТЫ И ПЕССИМИСТЫ
- Степан Михайлович, давайте вспомним 1997 год. Как вы и ваши знакомые восприняли идею единения?
- Тогда я был мэром города Тюмени. Помню, ко мне пришла делегация от белорусской диаспоры во главе с Владимиром Федоровичем Шуглей – сейчас он член Общественной палаты РФ и почетный генконсул Республики Беларусь в Тюменской области. Спрашивают: понимаете, как это важно, что Россия и Беларусь – вместе? Конечно, я это понимал. У наших народов было огромное желание восстановить разорванные связи – экономические, культурные, исторические, политические. Единение восприняли с большим энтузиазмом.
- Прошел 21 год. Самое время какие-то итоги подвести.
- Сделано немало. Перефразирую известную фразу об оптимистах и пессимистах: наш стакан наполовину полон, а не пуст. Это жизнь хорошо подтверждает. Когда в начале девяностых мы с супругой ехали в поезде в Беларусь к сестре, пограничники интересовались, что везем. В чемоданы, правда, не заглядывали. А собрались в обратный путь, сестра предупредила, что в Беларуси есть норма провоза продуктов через границу, которые нельзя превышать. Сегодня о таких вещах никто даже не вспоминает: границы нет.
Благодаря Союзному государству наши дети могут учиться в любом вузе двух стран. Это касается и выбора места работы, жительства, ведения бизнеса. Нет преград в сфере науки. Когда бываю в Могилеве, обязательно захожу в Белорусско-Российский университет. Порадовался, что в сентябре этого года в программе там появится новая специальность - «мехатроника и робототехника». Лицензию Министерства образования и науки России университет уже получил. Так что наш совместный вуз идет в ногу со временем. На встречах с профессорско-преподавательским составом, академиками РАН Беларуси и России с удовольствием слушаю их рассказы о реализованных силами российских и белорусских ученых научных работах, о перспективных совместных проектах.
СПОТКНУЛИСЬ О КОЛБАСУ
- Немаловажен ведь экономический фундамент дружбы.
- И здесь я тоже оптимистичен: наши связи с Беларусью крепнут год от года. Вот приезжаю в родную Тюмень – и глаз разуется. По улицам колесят зеленые автобусы – и маленькие, и большие, и с опускающимися пандусами для колясочников. Всем хорошо – и горожанам удобно, и белорусский автопром поддержали.
И так повсеместно – белорусские товары в России хорошо продаются, считаются качественными. Так оно и есть.
Жаль, мы «споткнулись» о сыр и колбасу. Но хочу всех уверить: это не главное. Вопросы, касающиеся качества, распространения, переработки продуктов на территории Союзного государства, можно решить быстро. А вот что действительно сложно - принять Конституцию Союзного государства. Думаю, еще не один десяток лет мы будем обсуждать это.
РЕШЕНИЯ «В ЯБЛОЧКО»
- Парламентарии время от времени заявляют о необходимости повысить статус Парламентского Собрания. Как это можно сделать?
- В первую очередь, нужно политическое решение на уровне Высшего госсовета, то есть, Владимира Путина и Александра Лукашенко. Надо ли это делать? Если бы у России и Беларуси были сферы жизнедеятельности, которые необходимо было бы регулировать наднациональным парламентом, - да. Но до этого мы еще не доросли, и в Высший госсовет нам идти пока не с чем. Мне лично очень хотелось бы, чтобы Союзное государство было представлено в Межпарламентской Ассамблее СНГ не в качестве наблюдателя, а с правом голоса.
- А что с равными экономическими условиями для хозяйствующих субъектов? Двадцать лет назад президенты говорили об этом.
- Хотя белорусская сторона и упрекает Россию в том, что у нас нет равных экономических условий, намекая, в частности, на разные тарифы на энергоносители, я упрек не принимаю. Тарифы даже в пределах Российской Федерации разные: в Бурятии и Забайкалье одни, в Тюменской и Курганской области другие. Их невозможно усреднять: цены, объемы работ, транспортировка не подлежат урегулированию политическими заявлениями.
- Видимо, проблема в том, что мы так и не создали единое энергетическое пространство, не перешли на единую валюту?
- Если есть хоть маленькое сомнение в целесообразности введения единой валюты или формировании единого энергетического пространства, спешить с этим не надо. Наши действия на благо СГ должны быть точны, как выстрел в десятку.
- Были задумки сформировать единые транспортную систему и систему связи.
- О единой системе связи будем говорить в июне, на IVФоруме регионов. Съедутся профильные министры, представители операторов. Вопрос с тарифами в Москве и Минске, думаю, скоро будет решен. Проблема актуальна и для всего ЕАЭС.
Но я лично не думаю, что единое транспортное пространство – «больная тема». Да, в автомобильных транспортных перевозках проблемы есть, но связаны они с тем, что европейские транспортники освоили рынок раньше наших. Зато мы активно используем железную дорогу. Колея одинаковая, вагоны переставлять не надо.
- Что скажете об институте гражданства?
- Жаль, что эта идея у нас не стала модным трендом. Я – белорус, но живу и работаю в России. Поэтому хотел бы иметь гражданство и России, и Беларуси. Наверняка у нас найдутся люди, которые хотят стать гражданами Союзного государства. А с другой стороны, зачем? Если союзные законодатели сделали все, чтобы и без двойного гражданства россияне и белорусы могли реализовать себя.
Киричук Степан Михайлович: страница на сайте Парламентского Собрания Союза Беларуси и России