Сергей Калашников, председатель Комиссии ПС по экономической политике, сенатор: Союзное государство - это не собес
- Сергей Вячеславович, за годы строительства Союзного государства его бюджет не так уж и вырос, но при этом удается финансировать грандиозные стратегические проекты. В чем секрет?
- Нам важен эффект в рамках совместной экономики. В том числе за счет прорывных проектов, использующих потенциал обеих стран. Секрета нет, есть особенность бюджета Союзного государства. Наша цель - финансировать стартапы, то есть довести ту или иную продукцию до промышленного образца. Единый бюджет позволяет профинансировать начало работ и получить некий продукт, его производство - уже дело второе.
- Как проходит отбор проектов? Например, молодые ребята создали свое предприятие и хотят поучаствовать в союзных программах.
- Союзное государство - не собес для молодых и престарелых. Госпрограммы направлены на наиболее эффективные направления экономики, на создание новых рабочих мест. Не важно, кто предлагает, мы смотрим на возможную эффективность.
- Есть ли у наших регионов возможности создавать благоприятные условия для малого бизнеса?
- Пример Брянской области это наглядно показывает. Брянщина заключила договоры о сотрудничестве с тремя белорусскими областями - Минской, Гомельской и Могилевской. Между ними идет интенсивный обмен, создаются эффективные совместные акционерные общества по линии сельского хозяйства, переработки продукции, упаковки, строительства.
- Сейчас много говорится о роли регионов в импортозамещении...
- С этим не все просто. Необходимо обеспечить ряд условий, без которых оно бессмысленно и даже вредно. Например, если в условиях импортозамещения мы получаем более дорогую и менее качественную продукцию, нужно ли оно нам? Эффективное импортозамещение обеспечивает рост экспортной продукции. В программах Союзного государства этот мотив всегда присутствует. Следовательно, наша задача не себя в первую очередь обеспечить, а создать продукт, который был бы экспортоориентированным. Потому что экспорт - критерий того, что мы производим качественную продукцию.
ДВЕ МОДЕЛИ ОБЪЕДИНИТЬ В ОДНУ
- Стратегическая линия наших государств - формирование единой промышленной политики.
- Ее создание - одна из основных задач нашей Комиссии. Но пока в этом вопросе много белых пятен. Ведь Россия и Беларусь воспроизводят разные модели.
В 1991 году наши страны начали с одинаковой стартовой позиции. Но со временем пути разошлись. Беларусь взяла модель государственного капитализма. Экономика рыночная, но роль государства значительно выше, чем в России, где прошли либеральные реформы. В России производственная промышленная политика была утеряна и подменена квазифинансовой, во многом спекулятивной, которая сдерживает развитие производства.
В Беларуси свои минусы. Жесткий госконтроль и ориентация на экспорт привели к тому, что промышленность там сохранилась лучше. Однако из-за этого республика подвержена рискам. Зависимость от российского рынка делает белорусскую промышленность в какой-то степени несамостоятельной.
Так что и в России, и в Беларуси есть свои различающиеся национальные сложности. Но они в итоге, как ни странно, и помогут найти эффективный третий путь - общий для наших стран.
- Вы его видите?
- Безусловно. Наши модели экономического развития разошлись, но появилась возможность сближения. России нужно осознаннее прогнозировать свое развитие. Речь идет о стратегическом планировании, без которого не обойтись. А Беларуси необходимы более рыночные механизмы ценообразования, внешней торговли.
Кстати, во внешней торговле у нас одна общая проблема - отсутствие государственного обеспечения эффективного выхода малых и средних предприятий на экспорт. Если крупные предприятия как-то справляются, то для «малышей» это практически невозможно в силу бюрократической зарегулированности.
Здесь мы бы могли выбрать путь Китая. В Поднебесной предприниматель, считающий, что способен производить экспортную продукцию, приходит в соответствующий уездный комитет и сообщает, по какой цене готов это сделать. На этом его заботы заканчиваются. В дело вступают специалисты по международной торговле и довольно успешно проталкивают товар или идею на внешние рынки.
Подобного нет ни в Беларуси, ни в России. Но таким путем могло бы пойти Союзное государство.
О МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Хотите помочь? Просто оставьте в покое
- Какие финансовые инструменты есть для поддержки малого бизнеса?
- Малому предпринимательству нужна гарантированная стабильность. МП - это индивидуальная предприимчивость людей. В экономике оно, как вода, ищет любую щелочку, в которую большой бизнес не зайдет. Лучшее, что можно сделать, - оставить его в покое. И не облагать налогами хотя бы несколько первых лет или до определенной прибыли.
У нас огромное количество самых разных финансовых инструментов: упрощенная система налогообложения, создание технопарков и фондов поддержки. Вот только вокруг сложилась настолько мощная бюрократическая система, что рядовому предпринимателю к этим благам не пробиться.
Эффективной является только инновационная экономика, которая приносит максимум прибыли на завтрашний день: кто не успел, тот опоздал. Следовательно, необходимо налоговое стимулирование, помощь новациям на каждом предприятии. В России такое послабление в Налоговый кодекс внесено: если компания финансирует инновационную деятельность, то частично освобождается от налогов.
Я интересовался, сколько предприятий пользуется этой льготой. Оказалось, практически ноль! Чтобы доказать, что ты потратил деньги на инновацию, нужно пройти через такие барьеры, что затраты не окупятся никакими налоговыми вычетами.
И с кредитами для предпринимателей у нас беда: ключевая ставка рубит любую промышленность.
- Что делать?
- Менять финансово-кредитную политику. В Беларуси аналогичная проблема: белорусский рубль жестко привязан к российскому. Но, думаю, вместе мы все преодолеем и сделаем нашу экономику эффективнее.
Досье «СВ»
Сергей Калашников родился в 1951 году в Астане. Окончил факультет психологии ЛГУ. Преподавал в Новосибирском государственном техническом университете. Был доцентом в МГТУ имени Баумана, заведующим кафедрой, а затем проректором по науке Института повышения квалификации руководящих работников Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Возглавлял «Торговый дом «Нефтехим», Международную ассоциацию защиты от безработицы и бедности. Избирался депутатом Госдумы. Занимал посты: председателя думского комитета по труду и соцзащите, председателя постоянной комиссии по соцполитике Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Был министром труда и соцразвития РФ, заместителем Госсекретаря Союзного государства, председателем Фонда социального страхования РФ.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор от Брянской области. Заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат психологических наук и доктор экономических наук.