САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Сергей Калашников, председатель Комиссии ПС по экономической политике, сенатор: Союзное государство - это не собес

В РАСЧЕТЕ НА СТАРТАПЫ

- Сергей Вячеславович, за годы строительства Союзного государства его бюджет не так уж и вырос, но при этом удается финансировать грандиозные стратегические проекты. В чем секрет?

- Нам важен эффект в рамках совместной экономики. В том числе за счет прорывных проектов, использующих потенциал обеих стран. Секрета нет, есть особенность бюджета Союзного государства. Наша цель - финансировать стартапы, то есть довести ту или иную продукцию до промышленного образца. Единый бюджет позволяет профинансировать начало работ и получить некий продукт, его производство - уже дело второе.

- Как проходит отбор проектов? Например, молодые ребята создали свое предприятие и хотят поучаствовать в союзных программах.

- Союзное государство - не собес для молодых и престарелых. Госпрограммы направлены на наиболее эффективные направления экономики, на создание новых рабочих мест. Не важно, кто предлагает, мы смотрим на возможную эффективность.

- Есть ли у наших регионов возможности создавать благоприятные условия для малого бизнеса?

- Пример Брянской области это наглядно показывает. Брянщина заключила договоры о сотрудничестве с тремя белорусскими областями - Минской, Гомельской и Могилевской. Между ними идет интенсивный обмен, создаются эффективные совместные акционерные общества по линии сельского хозяйства, переработки продукции, упаковки, строительства.

 Сергей Калашников, председатель Комиссии ПС по экономической политике, сенатор: Союзное государство - это не собес


- Сейчас много говорится о роли регионов в импортозамещении...

- С этим не все просто. Необходимо обеспечить ряд условий, без которых оно бессмысленно и даже вредно. Например, если в условиях импортозамещения мы получаем более дорогую и менее качественную продукцию, нужно ли оно нам? Эффективное импортозамещение обеспечивает рост экспортной продукции. В программах Союзного государства этот мотив всегда присутствует. Следовательно, наша задача не себя в первую очередь обеспечить, а создать продукт, который был бы экспортоориентированным. Потому что экспорт - критерий того, что мы производим качественную продукцию.

ДВЕ МОДЕЛИ ОБЪЕДИНИТЬ В ОДНУ

- Стратегическая линия наших государств - формирование единой промышленной политики.

- Ее создание - одна из основных задач нашей Комиссии. Но пока в этом вопросе много белых пятен. Ведь Россия и Беларусь воспроизводят разные модели.

В 1991 году наши страны начали с одинаковой стартовой позиции. Но со временем пути разошлись. Беларусь взяла модель государственного капитализма. Экономика рыночная, но роль государства значительно выше, чем в России, где прошли либеральные реформы. В России производственная промышленная политика была утеряна и подменена квазифинансовой, во многом спекулятивной, которая сдерживает развитие производства.

В Беларуси свои минусы. Жесткий госконтроль и ориентация на экспорт привели к тому, что промышленность там сохранилась лучше. Однако из-за этого республика подвержена рискам. Зависимость от российского рынка делает белорусскую промышленность в какой-то степени несамостоятельной.

Так что и в России, и в Беларуси есть свои различающиеся национальные сложности. Но они в итоге, как ни странно, и помогут найти эффективный третий путь - общий для наших стран.

- Вы его видите?

- Безусловно. Наши модели экономического развития разошлись, но появилась возможность сближения. России нужно осознаннее прогнозировать свое развитие. Речь идет о стратегическом планировании, без которого не обойтись. А Беларуси необходимы более рыночные механизмы ценообразования, внешней торговли.

Кстати, во внешней торговле у нас одна общая проблема - отсутствие государственного обеспечения эффективного выхода малых и средних предприятий на экспорт. Если крупные предприятия как-то справляются, то для «малышей» это практически невозможно в силу бюрократической зарегулированности.

Здесь мы бы могли выбрать путь Китая. В Поднебесной предприниматель, считающий, что способен производить экспортную продукцию, приходит в соответствующий уездный комитет и сообщает, по какой цене готов это сделать. На этом его заботы заканчиваются. В дело вступают специалисты по международной торговле и довольно успешно проталкивают товар или идею на внешние рынки.

Подобного нет ни в Беларуси, ни в России. Но таким путем могло бы пойти Союзное государство.


О МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Хотите помочь? Просто оставьте в покое

- Какие финансовые инструменты есть для поддержки малого бизнеса?

- Малому предпринимательству нужна гарантированная стабильность. МП - это индивидуальная предприимчивость людей. В экономике оно, как вода, ищет любую щелочку, в которую большой бизнес не зайдет. Лучшее, что можно сделать, - оставить его в покое. И не облагать налогами хотя бы несколько первых лет или до определенной прибыли.

У нас огромное количество самых разных финансовых инструментов: упрощенная система налогообложения, создание технопарков и фондов поддержки. Вот только вокруг сложилась настолько мощная бюрократическая система, что рядовому предпринимателю к этим благам не пробиться.

Эффективной является только инновационная экономика, которая приносит максимум прибыли на завтрашний день: кто не успел, тот опоздал. Следовательно, необходимо налоговое стимулирование, помощь новациям на каждом предприятии. В России такое послабление в Налоговый кодекс внесено: если компания финансирует инновационную деятельность, то частично освобождается от налогов.

Я интересовался, сколько предприятий пользуется этой льготой. Оказалось, практически ноль! Чтобы доказать, что ты потратил деньги на инновацию, нужно пройти через такие барьеры, что затраты не окупятся никакими налоговыми вычетами.

И с кредитами для предпринимателей у нас беда: ключевая ставка рубит любую промышленность.

- Что делать?

- Менять финансово-кредитную политику. В Беларуси аналогичная проблема: белорусский рубль жестко привязан к российскому. Но, думаю, вместе мы все преодолеем и сделаем нашу экономику эффективнее.


Досье «СВ»


Сергей Калашников родился в 1951 году в Астане. Окончил факультет психологии ЛГУ. Преподавал в Новосибирском государственном техническом университете. Был доцентом в МГТУ имени Баумана, заведующим кафедрой, а затем проректором по науке Института повышения квалификации руководящих работников Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Возглавлял «Торговый дом «Нефтехим», Международную ассоциацию защиты от безработицы и бедности. Избирался депутатом Госдумы. Занимал посты: председателя думского комитета по труду и соцзащите, председателя постоянной комиссии по соцполитике Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Был министром труда и соцразвития РФ, заместителем Госсекретаря Союзного государства, председателем Фонда социального страхования РФ.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор от Брянской области. Заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат психологических наук и доктор экономических наук.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Министерства должны активнее вносить свои предложения в Госдуму, опираясь на правоприменительную практику
  2. Законопроект о защите граждан от кибермошенничества поддержан в Госдуме
  3. Владимир Путин выступил на пленарном заседании съезда РСПП
  4. В Госдуме принят законопроект, направленный на совершенствование подготовки педагогических кадров
  5. Александр Лукашенко подписал указ «О страховании»
  6. В Госдуме открылась выставка «Сколково: 15 лет инноваций»
  7. Порядок поступления в вузы для учащихся колледжей уточняется
  8. Вячеслав Володин: Наша земля России богата своими людьми, которые всегда придут на помощь и сделают все, чтобы защитить мирных граждан
  9. В трех регионах России принят закон об особом порядке ГИА
  10. Александр Лукашенко заслушал доклад министра иностранных дел Беларуси
  11. Александр Лукашенко рассказал о договоренностях с Россией по нефти и газу
  12. Не рекомендуют менять зимнюю резину на летнюю автовладельцам в Москве
  13. МИД Украины заявил о готовности Киева завершить конфликт
  14. Владимир Путин поприветствовал организаторов и участников международной акции «Сад памяти»
  15. Владимир Путин поприветствовал участников и гостей VI Международного форума «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес»

Парламентское Собрание

«Упрощенка» для девятиклассников

Вячеслав Володин назвал три региона РФ с новым порядком экзамена ГИА-9

Политика

Президенты России и США договорились не только о путях по урегулированию мировых конфликтов, но даже о хоккейном матче

Во время длившихся 2 часа 28 минут телефонных переговоров Владимир Путин и Дональд Трамп достигли договорённостей по многим вопросам, касающимся конфликта на Украине, взаимоотношений России и США, глобальных мировых проблем и не только. О подробностях разговора рассказали на сайте Президента России 

МНЕНИЯ

Верните мне свободу

Анатолий Заусайлов

Французы покусились на один из главных символов США

Сбежали, прикарманив государственные деньги

Андрей Удальцов

Как харьковские танкостроители во время войны «спасались» от эвакуации с заводом на Урал

"Фюрер" Зеленский и его деревянные солдаты

Валерий Чумаков

Просроченный президент Незалежней подвёл итог «победной» Курской операции

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также