Черт, Цыган, Волк, Смерть, Ангел и Коза приходят в Полесье 13 января
В городе Давид-Городок в Полесье старинный славянский праздник Щедрец превратился в самобытный маскарад с уникальным содержанием.
- Чтоб было у вас много радости, дайте-ка нам все сладости! – выкликивают колоритные персонажи, подходя к крыльцам домов городчуков (так называют жителей Давид-Городка, которому через два года исполняется 900 лет — Ред.).
Кажется, что весь город к вечеру 13 января на щедрец — праздник, завершающий первую половину Святок, наполняется барабанной дробью и мелодиями аккордеона. Гуляния по размаху, пожалуй, не уступают Масленице. С первой звездой Черт, Цыган, Волк, Смерть, Ангел и Коза шумной гурьбой заглядывают в дома с веселыми шутками-прибаутками и добрыми пожеланиями.
Но традиция не закостенела и к привычным маскам добавились новые: вот выглядывает «одноглазый» пират, кривляется Баба-Яга. Но не они верховодят на этом празднике волшебной ночи. Всему голова - всадник в шинели.
Голова у коника из валенка. Тело из двух плетеных корзин, обвязанных простыней, сверху - белое покрывало, сзади - хвост из льна. Носить на себе эту конструкцию тяжело, но такая традиция передана горожанам предками! А шинели допустимы всех родов войск. От старинных до современных.
НЕ ПОГУБИТЕ НАШИХ КОНЕЙ
Норовистая «лошадка» до поры до времени ведет себя смирно. Но как только ряженые, заприметив в окнах очередного дома свет, со свистом и музыкой распахивают калитку - коник тут же начинает выплясывать на крыльце, топоча до тех пор, пока не выходят хозяева.
Неотъемлемая музыкальная часть гуляний — народная песня: «Там стояла сосна тонка, высока! Шчодры вэчор! Тонка, высока, лiсцэйком шырока! Шчодры вэчор!». Ее даже особо не репетируют: в Давид-Городке песню наизусть знают с детства.
- Шчо-о-одры вэчор! - задорная компания затягивает по-своему, на местном диалекте, с характерным «оканьем».
- За такое развлеченье принимайте угощенье! – улыбается вышедшая на крылечко бабушка, укутываясь в пуховый платок и высыпая в мешок ряженых заранее приготовленные конфеты. Если бы в доме еще кто был, вышли бы все.
Не каждому везет пообщаться с ряжеными, ведь в Давид-Городке проживает без малого шесть тысяч человек. Но колядники стараются и за вечер могут обойти более тридцати домов. Причем по Давид-Городку в эту ночь передвигается много групп ряженых. Помимо конфет, их одаривают и другими гостинцами. Принимаются и пряники, и пироги, а иногда и деньги. Главное, чтобы от души! И каждому конику хозяева домов желают вслед: «Не погубите наших коней!».
Старинному обряду уже 112 лет. Зародился он в годы Первой мировой войны, когда здесь квартировали казаки. К какому войску они принадлежали - к Донскому ли, к Кубанскому ли - то осталось неизвестным. По легенде, в Новый год, а отмечался он тогда только по старому стилю, один из казаков вскочил на коня и поскакал по городку, стучась в дома жителей и поздравляя их с праздником. Городчуки отреагировали позитивно и щедро угощали всадника, и не только сладостями.
Потом казаки ушли вместе с фронтом, а традиция осталась.
Потрясающий по красоте фольклорный обряд внесен в Список объектов нематериального культурного наследия Беларуси.
НА СВЯТКИ В СЕМЕЖЕВО ПРИХОДЯТ ПЕТР I И ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ
В агрогородке Семежево на Минщине обряд «Колядные цари» объединяет всех от мала до велика.
А началось все в XVIII веке, когда недалеко от этого местечка размещались части русской армии. Особых забот у солдат не было. Разве что лошадей накормить да напоить. А развлечься-то надо! Вот и ходили они в зимние долгие вечера по деревне: пели, плясали, разыгрывали представления. Белорусы хлебосольно угощали «артистов» колбасами, булками и другими «прысмаками» (лакомствами). Местным — развлечение, служивым — прибавка к пайку.
После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо.
В обряде участвуют молодые мужчины и юноши – «цари». Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове – высокие шапки, украшенные пестрыми лентами. Каждый исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, царя. Ряженые заглядывают во дворы и разыгрывают историко-религиозную драму «Царь Максимилиан». Сюжет основан на истории Петра I и царевича Алексея.
С наступлением темноты «цари» зажигают факелы. Уникальный обряд в октябре 2009 года пополнил список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.