Пять причин отметить святки в Синеокой
Сябры сохраняют народные праздники, которые пришли к ним от предков. И приглашают к участию всех желающих.
В XVIII веке неподалеку от деревушки Семежево на Минщине стояла русская армия. Когда солдат не воюет, он на выдумки горазд. Под Новый год по старому стилю бравые военные ходили по сельским улицам и показывали местным представления с песнями, танцами да шутками-прибаутками. В основе – народная драма «Царь Максимилиан». Правда, в отличие от оригинального сюжета главный герой в Семежево то с Мамаем дрался, то от хворей лечился.
Веселье в исполнении солдат так полюбилось сельчанам, что они сохраняют эту традицию своими силами более двух веков! Вечером 13 января наряжаются в костюмы наподобие военной формы екатерининских времен и пускаются радовать народ по хатам.
В 1996 году обряд «Колядные цари» был внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Где: Семежево Копыльского района Минской области.
ОСЕДЛАТЬ КОНИКА
Любителям карнавальных настроений – прямая дорога в Давид-Городок. Тут под Старый Новый год все от мала до велика вовлечены в зимнюю забаву «коники» с переодеваниями в сказочных персонажей. Как только стемнеет, шумные компании в сопровождении гармошки, высыпают на улицы. Поют песни, показывают юмористические сценки, завлекают народ на пляски. Кого можно увидеть в яркой толпе? Неизменные персонажи - Дед, Бабка, Черт, Смерть, Медведь, Лиса и, разумеется, Конь собственной персоной, который символизирует силу и здоровье. Кстати, выглядеть он может по-разному. Обычно туловище скрывают под белой тканью, сзади прикрепляют пушистый хвост. В качестве головы – старый валенок. Конструкция незамысловатая, зато любой может оседлать этого зверя.
Где: Давид-Городок Столинского района Брестской области.
ПОЖЕНИТЬ ТЕРЕШКУ
Святочная фишка Витебщины – «Женитьба Терешки». Амурный подтекст скрыт не только в названии, но и в сути этого тысячелетнего обряда. Кто такой этот Терешка и откуда взялся? Никто уже и не вспомнит. Главное, что фраза «А не женить ли нам Терешку?» служит условным сигналом для начала гуляний. Их сегодня устраивают во многих агроусадьбах. Гости наряжаются в народные костюмы, пляшут под разливы деревенского оркестра и участвуют в необычных забавах, цель которых – познакомиться. Кульминация – женитьба сложившихся пар под одобрительное улюлюканье толпы! Понарошку, разумеется. Впрочем, нередко такие пары после продолжают знакомство и даже брачуются всерьез.
Где: Лепельский район, Витебская область
ОЦЕНИТЬ СЕЛЬСКУЮ ЩЕДРОСТЬ
Колядные традиции популярны во многих белорусских селах. Детвора и молодежь вечером 7 или 13 января собирается в небольшие группы и ходит от дома к дому с песнями, которые прославляют Христа. Хозяева щедро угощают колядовщиков сладостями, кто-то и денежку за хорошую песню дает.
В деревушке Богдановка неизменным атрибутом праздника на протяжении многих лет остаются самодельные бытлеи (они же буклеи). Внутри нехитрой конструкции-цилиндра устраивают крошечный театр с бумажными животными, людьми, деревьями. Когда зажигают свечку, то на экране – матовой кальке – начинают оживать тени сказочных героев. Детвору от буклеев не оторвать!
Где: Богдановка Лунинецкого района Брестской области.
ЗАТЯНУТЬ КОЛЯДУ НА ДУБ
Хорошим праздникам – яркое завершение. Чтоб год был урожайным, а все грехи прощены, в Минской области «тянут» метафорическую Коляду на самый высокий дуб. У этого обряда длинный сценарий с множеством действующих лиц. Поэтому участниками традиционно становятся люди с опытом, а гостей и туристов приглашают просто посмотреть. Зрелище незабываемое – ведь эту самую Коляду прежде чем отправить повыше к небу, сначала холят и лелеют, везут на саночках через всю деревню с песнями и стихами.
Где: Новины Березинского района Минской области.