«Белый кречет» обгоняет «Сапсан»
Скоро расстояние между двумя российскими столицами можно будет преодолеть за два часа с четвертью
- Осторожно, скорый поезд Москва - Санкт-Петербург «Белый кречет» отправляется!
Такое объявление можно услышать в специальном симуляторе на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт - 2030». Входишь в зал виртуальной реальности, и тебя как бы провозят по заданному маршруту, развлекая при этом историческими справками.
Например, такой факт: путь на дилижансе в начале XIX века из Первопрестольной в город белых ночей занимал от четырех - пяти до семи - девяти дней в зависимости от качества экипажа и частоты смены лошадей. И никто не роптал!
- Посмотрите направо, - говорит голос диктора. - Мы догоняем императорский поезд Николая Первого.
И действительно - сквозь прозрачные стены нашего салона видим пыхтящий дымом паровозик с зелеными вагонами. В 1851 году августейший пассажир добирался до Питера с бешеной для того времени скоростью - 29,6 километра в час и доехал за 21 час 45 минут, правда, с остановками.
А вот наша виртуальная «птичка» обгоняет фирменный поезд «Красная стрела». Более 90 лет ночной экспресс перевозит пассажиров, которые не хотят тратить на дорогу ни минуты лишней своего активного времени. Затем оставляем позади рекордсмена семидесятых годов прошлого века - состав «Аврора». С 1963-го по 2010-й он перевозил людей по Октябрьской железной дороге за пять с половиной часов. А вот проносимся мимо поезда ЭР-200. Скорость, с которой он передвигался, заложена в названии и в 1984 году казалась невероятной!
Напомнил нам диктор и про резвое дитя XXI века «Невский экспресс», который бегает и поныне - тоже со скоростью 200. Вместе с привычным уже нам «Сапсаном», разгоняющимся до 250. Однако «Белый кречет» и его оставил позади.
Наш виртуальный путь мы проделали всего за три минуты. Но на скоростной поезд завтрашнего дня можно полюбоваться и вживую - его точный макет установили прямо у входа в Манеж.
ЧЕТЫРЕ КЛАССА
В начале салона, у кабины, очередь из ребятни - все хотят посидеть в кресле машиниста. Их пропускает изрядно уставший представитель холдинга «СТМ» (производитель локомотивов «Ласточка» и «Финист»).
- Первые два прототипа «Белого кречета» планируются к сертификации в начале 2027 года, - рассказал он. - Всего будут поставки 41 восьмивагонного поезда, в каждом 454 места.
- Сколько будет длиться путешествие?
- Поезд будет разгоняться до 400 километров в час на специально выделенной высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Весь путь займет два часа пятнадцать минут. А когда будет построена высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Минск «Союз», протяженностью 715 километров, путь до столицы Беларуси займет три часа. При этом у нас предусмотрены разные классы обслуживания. Один вагон - первый класс: 21 место. Пятнадцать сидячих мест, переговорная - четыре места, купе-сьют - два места. Также вагон бизнес-класса - 68 мест, два вагона «стандарт» - 135 мест. И четыре вагона класса «комфорт» - 230 мест.
Благодаря новому поезду транспортная доступность улучшится для 40,2 миллиона жителей Центрального и Северо-Западного транспортных узлов.
- В Беларусь не хотите такой чудо-поезд предложить?
- Будем очень рады, если наши белорусские друзья заинтересуются и примут пальмовую ветвь РЖД в его закупках. Вообще же он рассчитан на универсальную колею 1520 миллиметров, а значит, может быть востребован в любой стране СНГ. В нем применят самые современные технологии, в том числе и возможность беспилотного ведения.
- А что по поводу комплектующих?
- Полностью российского производства. Первый рейс запланирован на 2028 год.
МОСКОВСКАЯ ПОДЗЕМКА РАЗВИВАЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ И США
- Откуда я вам сдачу возьму? Вас много, а я одна! Проходите с мелочью без очереди!
А это уже пространство на выставке, посвященное московскому метро. В частности, здесь в деталях показано, как было каких-то 15-20 лет назад. Знакомое для москвичей окошко за массивной решеткой и раздраженная тетенька - здесь она, правда, цифровая. А постоянно ломающийся турникет с кусачими створками - не забыли еще, кто бывал в столичной подземке? Как даст - мало не покажется, синяки оставались! Ну и забитый уймой киосков переход - от шаурмы до лавки с гороскопами.
Теперь совсем другое дело: комфорт, технологичность, безопасность. От столичной подземки, если помните, недавно млел американский журналист Такер Карлсон. И есть от чего!
Самая развитая сеть метро в Европе - пятьсот километров. Самый короткий интервал движения поездов среди автоматизированных метро - 90 секунд в часы пик на основных линиях. А выполнение графика движения почти абсолютное - 99,98%. Про красоту и чистоту мы уж и не говорим. А еще - самый молодой парк вагонов в Европе: три четверти практически новые. В 2010 году «с иголочки» было только 13%.
Как изменился подвижной состав столичной подземки с 2010 года:
- Средний возраст уменьшился с 24 до 12 лет.
- На треть увеличилось количество составов (больше 3,3 тысячи).
- Закупили больше 4,5 тысячи новых вагонов.
- Все это обеспечило создание 2,5 миллиона мест в сутки.