САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Туризм

Автор Андрей Юрьев

125 лет назад Витебск первым из белорусских городов пересел на трамвай

Знакомится с летним завораживающим Витебском куда интересней из окошек вагонов. Здесь этот транспорт в особом почете.

Тематический музей находится на проспекте Фрунзе Витебска
Фото: Антон Степанищев/ИД "Беларусь сегодня"

ВАГОНЧИК ТРОНУЛСЯ


125 лет назад Витебск первым из белорусских городов пересел на трамвай. По колоритным улочкам он стал колесить в 1898 году, раньше чем в Минске, Москве и Петербурге.
История витебского трамвая начинается на закате XIX века, когда был заключен договор между Витебской городской управой и французским промышленником Фернаном Гильоном. Француз, щедро направляя средства на строительство полотна и электростанции, получал права на владение витебским “передвижником” на 40 лет. В те же годы над городом заклубились густые пары от первой местной электростанции. К слову на некоторых картинах Юдаля Пэна, организовавшего в Витебске школу рисования и живописи и воспитавшего сотни талантливых учеников, среди которых Шагал, Цадкин, Лисицкий, можно узнать трубы сооружения из красного кирпича, ведь художник жил неподалеку от станции.

Первый вагон местными жителями был встречен громогласным «Ура!». Взрослые и дети сбегались со всей округи посмотреть на удивительную конку, следовавшую по рельсам без лошадей. Звенящую и шумную. Желающие опробовать технологическую диковинку должны были заплатить за полный билет 5 копеек, за льготный – 3. Зато можно было проехать пять километров по программе «два в одном»: добраться до нужно места и заодно полюбоваться городом: зданием окружного суда, ратушей, старинными храмами. Тогда история трамвайного парка начиналась с 18 моторных и 16 прицепных вагонов.

ПРИРОС НОВЫМИ МОДЕЛЯМИ


В неспокойные революционные годы начала ХХ века предприятие витебского трамвая было национализировано. А в 1921‑м в ряды трудящихся витебской трамвайной электростанции торжественно зачислили почетным машинистом Ленина.

Гражданская война внесла свои коррективы в функционирование транспортных артерий: по трамвайным путям пустили грузовые платформы для перевозки раненых солдат.
В 1930‑е годы динамично развивающийся город стал крупным научно-промышленным центром страны. Начиналось активное строительство трамвайных путей, которые как паутина следовали к фабрикам, заводам, комбинатам. Грузы с предприятий доставляли спецсоставом с усиленными платформами на территорию товарной железнодорожной станции в районе завода им. Коминтерна.

Трамвайное движение во время Великой Отечественной войны замерло, и оживилось только в 1946‑м. Удобный транспорт был не заменим в доставке кирпича и других стройматериалов для возрождения города.

Кроме грузовых перевозок, в Витебске расширялись и общественные маршруты, соединившие собой, как и раньше два берега Западной Двины. Протяженность путей увеличивалась, трамвайный парк прирастал новыми моделями.

В начале девяностых страна балансировала на краю пропасти — резкий спад производства, сокращение рабочих мест, рост безработицы. Экономические неурядицы сказались и на работе городского транспорта — количество трамваев на витебских улицах сократилось на 30 %. Но Беларуси удалось благополучно преодолеть сложный этап — экономика адаптировалась к новой реальности.

В июне 1998 года город на Двине торжественно праздновал 100‑летие трамвая. По договоренности с вагоностроительным заводом Санкт-Петербурга, в Витебске стали курсировать «питерские гости». Потом город перешел на электротранспорт белорусского предприятия «Белкоммунмаш». Трамвай слегка покачивается, но не дребезжит, как его более древние сородичи. Для витебчан поездка на этом виде транспорта по любимому городу становится лишним поводом для радости.

РЕТРОПЕРСПЕКТИВА


Статный, добродушный кондуктор предлагает приобрести билет за три копейки. Похоже, проскочить «зайцем» не получится. Незамысловатая композиция «сопровождающего» в бронзе размещается в Витебске на проспекте Фрунзе рядом с трамвайным депо.

Кондуктор, как и трамвай рядом — дореволюционный. Форменная одежда, фуражка с номером, нагрудная бляха – все, как в начале двадцатого века. Кстати, до 1914 года кондукторами в витебских трамваях были исключительно мужчины.

Экспозицию музея истории Витебского трамвая можно разделить на 5 отделов, каждый посвящен определенному времени. Первый рассказывает о строительстве и пуске первого транспорта. Затем история охватывает период с 1918 по 1941 год. Третий отдел посвящен Великой Отечественной войне. Четвертый раскрывает интересные факты о послевоенной истории трамваев до 1970-го года. И завершает экспозицию рассказы о наших современниках.

Гостей встречает и старинный колоритный вагон, который был установлен на пьедестал к 110-летию трамвайного движения в городе на Двине. Уникальный экспонат — рельс немецкой фирмы «Бохум», выпущенный в 1898 году. Именно такие лежали изначально в Витебске. Тогда в городе было чуть более 5 километров путей. Трамваи ходили по четырем маршрутам с 7 утра до 9 вечера. Водитель, которого называли «ватман» («электрический мужчина»), работал в одну смену. Правда, мог отлучиться на продолжительный 3–часовой обед.
В музее также можно увидеть различные документы, пожелтевшие от времени фото, сравнить схемы маршрутов “из прошлого” с современной навигацией.

125 лет назад Витебск первым из белорусских городов пересел на трамвай

Так выглядели город и остановка общественного транспорта в начале ХХ века.
Фото: grodnobelproftrans.by


ИЗ ДИНАМИКОВ – ГОЛОС СПИРИДОВИЧ


16 февраля в день старта продаж билетов на «Славянский базар» в Витебске начал курсировать фестивальный трамвай.

- Украшенный символами фестиваля – васильками, он ходит по маршруту №1 и №6. Последняя цифра выбрана не случайно. В этом году фестиваль у нас 33-й – можно расшифровать магию чисел: 3 +3 равняется 6. Кстати, особенность транспорта не только в полевых цветах насыщенно синего цвета. На протяжении всего маршрута пассажиров сопровождает голос бессменной ведущей форума Алены Спиридович.

Харизматичная творческая дива озвучивает не только названия остановок, но и приглашает на июльский форум.

- Мы очень любим и всегда ждем Алену Спиридович, -- признается плавно покачиваясь в брендированном вагоне Татьяна Павлюк. -- Ведущая всегда радует своим образом, голосом и жизнерадостностью. Послушаешь ее и на душе становится теплее.

- Витебск в фестивальные дни буквально оживает. Всем нравится эта атмосфера, и в трамвайчиках наших прокатиться, не во всех городах они есть, - улыбается местная жительница Людмила Шувалова, компостируя талон.

Кстати, в Беларуси доехать от пункта А в пункт Б на трамвае можно только в четырех городах: Минске, Новополоцке, Витебске, Мозыре.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ушла Светлана Светличная
  2. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  3. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  4. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  5. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  6. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  7. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  8. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  9. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  10. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  11. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  12. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  13. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  14. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  15. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Горячий ноябрь в Абхазии

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция протестует против ратификации инвестиционного соглашения с Россией

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также