Пять причин вспомнить Хатынь
В массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов
1. УСЛЫШАТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ЗВОН
22 марта 1943-го в одном из пустых сараев Хатыни заживо сожгли 149 жителей деревни, 75 из них - дети. В пламени исчезли 26 домов. К вечеру на месте лесной деревни остались лишь пепелище да сиротливо торчащие печные трубы. Поводом для уничтожения целого села стало убийство партизанами немецкого шеф-командира роты гауптмана Ганса Вельке накануне. Добраться до самих лесных мстителей оккупанты не смогли - решили подло отыграться на женщинах, стариках и детях.
Хотя сегодня ни на одной карте не отыскать Хатынь, она известна во всем мире благодаря мемориальному комплексу, построенному в 1969 году. Архитектор Леонид Левин вспоминал: «Мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук! Тут должен быть звук». Так и родилась идея колоколов Хатыни, которые больше полувека звучат над мемориальным комплексом, напоминая о невосполнимой утрате белорусского народа.
2. ПОДНЯТЬСЯ НА КУРГАН СЛАВЫ
Проезжая мимо величественного кургана, увенчанного тремя штыками, на 21-м километре шоссе Минск - Москва, трудно поверить, что когда-то тут было абсолютно ровное поле. Но Курган Славы, филиал МК «Хатынь», - полностью рукотворный. Первые горсти земли в подножие монумента заложили 30 сентября 1966 года. Их везли бывшие фронтовики из городов-героев Москвы, Ленинграда, Севастополя, Киева, Мурманска и других. Ведрами носили и жители окрестных деревушек. Одни брали с братских могил на опушке леса, другие - с мест кровопролитных сражений, третьи - с пепелищ спаленных хат. Поток не прекращался несколько лет.
Все не зря: сегодня курган считается одним из самых знаменитых белорусских мемориалов, посвященных событиям Великой Отечественной, наравне с Хатынью и Брестской крепостью.
3. УЖАСНУТЬСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ФАШИСТОВ
Ее судьбу разделили тысячи оккупированных деревень и хуторов. На территории мемориального комплекса 185 символических могил, каждая из которых напоминает об исчезнувших в огне и не восстановленных белорусских населенных пунктах. 186-я невозрожденная деревня - сама Хатынь. Но есть тут и Дерево жизни со списком 433 деревень, которым удалось восстановиться, после того как фашисты сожгли их вместе с жителями.
Стена Скорби - железобетонный блок с нишами, в которых находятся мемориальные плиты с названиями 66 крупнейших лагерей смерти и мест массовой гибели людей в Беларуси. Завершает мемориал площадь Памяти, в центре которой растут три березы, символизирующие жизнь, а на месте четвертой горит Вечный огонь.
4. УЗНАТЬ ИМЯ ГЕРОЯ
Троим хатынцам чудом удалось выжить, выбравшись из горящего сарая: семилетнему Виктору Желобковичу, двенадцатилетнему Антону Барановскому и 56-летнему Иосифу Каминскому.
- Обрушилась горящая крыша, страшные дикие вопли еще больше усилились. Мне удалось из-под трупов и горящих людей выбраться и доползти до дверей. Здесь же один из карателей из автомата выстрелил по мне, в итоге я оказался раненным в левое плечо, - вспоминал кузнец Иосиф Каминский.
Обгоревший и окровавленный, он пришел в сознание поздно ночью и сразу бросился искать своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен и получил сильные ожоги - скончался на руках у отца. Именно Иосиф Каминский стал прототипом бронзового «Непокоренного человека», который встречает посетителей.
5. ПОМОЛИТЬСЯ В ВОССТАНОВЛЕННОМ ХРАМЕ
В прошлом году в мемориальном комплексе началась масштабная реконструкция, которая закончилась к восьмидесятилетию трагической даты. Отремонтировали все элементы ансамбля, очистили и отреставрировали скульптуры. Вот-вот свои двери для посетителей распахнет новый музей.
За считаные месяцы в Хатыни воссоздали церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Национальном историческом архиве сохранились описания здешнего храма конца XVIII века - они легли в основу проекта. Богослужения будут проходить по особым дням, а во время работы мемориального комплекса посетители смогут зайти внутрь, чтобы помолиться или зажечь свечу.