По коникам!
У наших народов немало самобытных праздников, которые рассказывают о традициях. Уж на них можно повеселиться!
РОССИЯ
РАЗЗУДИТСЯ ПЛЕЧО
21 марта. В день весеннего равноденствия в Подмосковье проходит «Стрелецкая гульба». Тут надо быть начеку - не ровен час выйдешь из толпы с синяком под глазом. Ну или как минимум с кружкой медовухи в руке. Сама традиция пошла с допетровских времен - тогда такие гульбы были неотъемлемой частью жизни русских людей. Для гостей и сейчас проходят демонстрации стрелецкой удали в построениях, стрельбе, умении обращаться с холодным оружием. А если далек от военной темы - можно поучаствовать в мастер-классах - смастерить куклу из сена и потренироваться в каллиграфии XVII столетия. Или покататься на лошадях, вкусить ароматных жаворонков, погреться у костра. Полное погружение в быт стрельцов XVII века.
ЛОВИСЬ, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ
12 июня. Для жителей Камчатки рыба - не просто еда, ведь от улова зависело выживание всего племени. Ее коптили, солили, вялили. Чтобы заманить лосося на нерест, совершали магические обряды, а потом песнями и танцами благодарили духов реки за щедрость. Праздник отмечают в Петропавловске-Камчатском. На этнографической площадке «В гостях у Кутха» по сей день проводят старинный обряд - под звуки песен и бубнов женщины плетут из травы длинную косу, привязывая к ней оставшиеся с прошлого года рыбьи головы и хвосты. Потом одним концом бросают в воду, а за другой тянут всем племенем вверх по течению, изображая, как тяжело его удержать. И желательно, чтобы участвовала беременная женщина - и у нее роды будут легче, и племени большой улов гарантирован. В программе праздника - песни, танцы и, конечно, поедание рыбы во всех возможных видах.
В ГОСТИ К ШАМАНАМ
С 13 по 15 июня. Озеро Байкал считают местом силы. Рядом с ним, возле скалы Ая каждый год собирались шаманы, чтобы совершить тайные обряды и моления. Тогда же неподалеку их соплеменники съезжались на «наадан», то есть «три игрища мужей». Теперь они трансформировались в Ердынские игры. Официальная часть - восхождение шаманов на вершину Ехэ Ерд, где они зажигают костер из можжевельника под гром бубнов.
В это же время начинаются состязания в «бухэ барилдаан» - национальной борьбе, «сурхарбаан» - стрельбе из лука и «урилдаан» - скачках по пересеченной местности. Из Якутии пришло перетягивание на палках и переноска тяжелого камня на расстояние, из Монголии - стрижка овец на время. Также проходит конкурс «Красавица Ердынских игр».
КТО СО СКАКУНОМ - ТОТ С ДОБРОМ
5 сентября. В музее деревянного зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом устраивают праздник Лошади. «Сам недоешь, а коня накорми», - говорили в старину. Издавна праздник отмечают в день Фрола и Лавра, покровителей этих животных. В этот день скакунам давали отдых, совершали торжественное омовение в реке, выпекали печенье - фролы.
Всем желающим покажут, как раньше седлали коня, пахали поле. Можно водить хороводы, послушать старинные величальные песни. В музее под открытым небом представлен быт крестьян второй половины XIX - начала XX века.
БЕЛАРУСЬ
КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ
В ночь с 13 на 14 января.
В Давид-Городке проводят обряд «Коники». Старинный славянский праздник Щедрец на Полесье отмечается по особому сценарию: с первой звездой на улицы выходят десятки красочных коников в сопровождении ряженых. Костюм мастерят с веселыми шутками-прибаутками. Голова у коника из валенка, тело из плетеных корзин, сверху - белое покрывало, сзади - хвост изо льна.
Шумной гурьбой ходят по городу, заглядывают в дома и радуют хозяев веселыми куплетами и добрыми пожеланиями. Взамен колядовщики получают вкусные угощения. Старинному обряду более ста лет! Традиция появилась еще в годы Первой мировой войны. Русские казаки на Колядки под старый Новый год смастерили из подручных средств «коника» и пошли веселить народ. Два года назад вековая традиция попала в Список объектов нематериального культурного наследия Беларуси.
РАЗБУДИМ ВЕСНУ-КРАСНУ
22 марта. По народному поверью, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется. Традиционно в это время проводят старинный обряд «Гуканне вясны». Особенно ярко и красочно в Вязынке, где находится музей-усадьба классика белорусской литературы Янки Купалы.
Девушки в пестрых костюмах с орнаментом подбрасывают к небу бумажных пташек и протяженно поют «гууууу» приманивая таким способом солнышко и тепло. Еще зазывают запоздалую весну народными танцами, плясками и, конечно, длинным хороводом. Черные, неприглядные ветки деревьев украшают разноцветными лентами и яркими птахами, вырезанными из картона, сделанными из цветных ниток, тканей и других подручных материалов. Еще одна забава - катание на качелях, которые мастерят на высоком холме. А хозяюшки в этот день пекут особое угощение в форме птичек и ласково называют их «чырачкі», от слова чирикать.
ДЕВУШКА-КУСТ - К УДАЧЕ
12 июня. Окончательное расставание с весной символизирует Троица. У церковного праздника
в народе сразу несколько названий - Семуха, «Сёмка», «Сёдмуха», «Тройца», «Зелянец», «Зяленыя святкi». Праздник зависит от Пасхи и отмечается через семь недель после нее. Среди деревьев особо почитается в этот день береза и клен, их ветками украшают дома, молодые деревца вносят в дом, ароматным аиром посыпают пол.
На Полесье исполняют обряд «вождения куста». Девушки ломают кленовые ветки и связывают их нитками - «куст» готов. В такое зеленое убранство наряжают девушку-красавицу и ходят от дома к дому, желая хозяевам благополучия и хорошего урожая.