САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Туризм

Автор Софья Арсеньева

Пять причин приехать в Беларусь по железной дороге

Синеокая вдоль и поперек исполосована рельсами. Отправляемся на поезде любоваться густыми лесами, бескрайними полями, потягивая ароматный чай из ретроподстаканников на поезде

ФОТО: БЕЛТА

1. ПУТЕШЕСТВИЕ В XIX ВЕК

Первый паровоз пошел по белорусским землям 159 лет назад. «По высочайшему Государя Императора повелению должно быть начато сооружение Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги», - прописано Указом. На нужды выделили 85 миллионов рублей серебром. Сумма приличная! Но при приеме «белорусского» участка дороги выявили казус: вокзал в деревушке Поречье, окруженной лесом, богаче и больше, чем в Гродно! «Громадная второклассная станция. При ней большое число железнодорожных складов и мастерских. Между тем в Гродно была сооружена крохотная трехклассная станция», - гласят воспоминания историка Евстафия Орловского. Что за диво? Сегодня уже не разобраться. А вокзал и ныне там. Самый старый в стране. Снаружи - прямо девятнадцатый век во всей красе.

В прошлом столетии Поречье облюбовали кинематографисты - станция мелькает в легендарной картине времен перестройки «Меня зовут Арлекино». В наше время российские туристы прибывают сюда тысячами. В чем секрет? Неподалеку притаилась популярная здравница «Поречье».

2. ВОРОТА В ЕВРОПУ

Самым красивым вокзалом Синеокой по праву считается Брестский. Еще 150 лет назад это было здание в виде средневекового замка, сейчас - роскошь в стиле сталинского ампира с фирменным шпилем, увенчанным красной звездой. Мрамор и гранит, кожа и дорогое дерево - отделка и интерьеры впечатляют размахом. А ведь каких только гостей тут не встречали! От Иосифа Сталина и Никиты Хрущева до Ким Ир Сена и Жоржа Помпиду. Поезда уходят из Бреста в двух направлениях - на Москву и на Варшаву - с разных сторон вокзала.

Не многие знают, что брестские железнодорожники 22 июня 1941-го повторили подвиг защитников крепости. Героически обороняли здание, а когда немцы их окружили, стали уходить в подвалы. Тогда оккупанты наполнили подземные этажи водой - часть защитников утонули, а часть - оказались в плену.

3. ОТЫСКАТЬ ИМПЕРАТОРСКИЙ ТУПИК

Железная дорога связала Могилев со столицами в 1902 году. Вокзал отгрохали в стиле неоклассицизма: много света, зелени и коридоров. Пассажиров к перрону поначалу доставляли извозчики, а в 1911-м в городе появились два таксомотора. Принадлежало сие чудо техники Самуилу Сагалу - деду художника Марка Шагала.

Помнят стены могилевского вокзала и Сергея Есенина. Правда, в городе на Днепре он не читал свои стихи по кабакам и ресторанам. У военного санитара Есенина были другие заботы - таскал на носилках раненых и погибших солдат Первой мировой.

Выходя из поезда на станции Могилев, помните: в 1915 году то же самое неоднократно проделывала императорская семья. Тогда в городе располагалась Ставка Верховного главнокомандующего российской армии. Специальный тупик для царского поезда даже обустроили.

4. ПРОКАТИТЬСЯ НА ДРЕЗИНЕ

В Беларуси есть один-единственный город с двумя действующими железнодорожными вокзалами. Нет, не Минск. Барановичи! Собственно, благодаря железной дороге этот город на Брестчине и появился. Даже на гербе у него красуется паровоз.

У станции Барановичи-Полесские работает большой музей железнодорожной техники. Экспонаты тут не прячутся под стеклом, а представлены прямо на рельсах под открытым небом. Самый старый прибыл сюда из брянского депо в 1927 году. В коллекции имеются как паровозы, так и тепловозы. Причем не только отечественные, но и заграничные. Например, немецкий локомотив, который достался белорусам после войны в качестве репатриаций. В музее можно заглянуть в пассажирские и грузовые вагоны разных эпох, взобраться на платформы и вагонные тележки. Развлечение для самых смелых - катание с ветерком на ретродрезине.

5. НАЙТИ КОНЕЦ УЗКОКОЛЕЙКИ

Если хочется таинственной романтики, милости просим на узкоколейные железные дороги. В советское время этот транспорт создавался исключительно для промышленности. Медленный и неприхотливый, он доставлял рабочих и торф, который они добывали.

Теперь запрыгнуть в цветастые вагоны из 70-х с деревянными скамейками могут все желающие. По колее шириной всего в 75 сантиметров можно уехать прямиком в лес, где нет даже намека на вокзалы или остановочные пункты. Впереди - только лесные чащи, пугливые косули да заброшенные торфяные карьеры.

Прелесть экскурсий по узкоколейке в том, что пассажиры могут без опаски выглядывать в окна, стоять на входной подножке и свободно заходить в кабину к машинистам. Дать паровозный гудок? Легко! Зимой в вагонах топят печки-буржуйки. Очень колоритно выглядит. Цена вопроса за атмосферную поездку - около 2,5 тысячи рублей.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Беларуси планируют разработать Экологический кодекс
  2. Курскую АЭС попытались атаковать ВСУ — с помощью НАТОвского вооружения
  3. Путин в преддверии Дня учителя пообщается с педагогами
  4. Сергей Нарышкин: Москва и Баку предотвратили провокацию США против российского дипломата
  5. Беларусь повысила минимальные экспортные цены на сыр и сливочное масло
  6. Минобороны РФ официально сообщило об освобождении Угледара
  7. Дмитрий Мезенцев обсудил с Эльвирой Набиуллиной перспективы развития финансового рынка Союзного государства
  8. MWM: На «Уралвагонзаводе» раскроют все секреты трофейного Leopard
  9. Умер наш коллега Александр Бунин
  10. Вячеслав Володин обсудил с членами кабмина развитие пассажирских перевозок по Волге
  11. Беларусь сохранила лидерство по экскурсионным турам из России
  12. Forbes: ВСУ отправили в Курскую область лучшие западные танки Strv 122 и Leopard 2A6
  13. ВС России уничтожили авиабомбой ФАБ-3000 склад боеприпасов ВСУ в ДНР
  14. Беларусь наладит авиасообщение с Саудовской Аравией
  15. Александр Лукашенко: Закрытых тем в отношениях между Беларусью и Азербайджаном нет

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

«Иркутск будет общим узлом единого отечества»

После посещения Александром Лукашенко столицы Восточной Сибири Беларусь получит больше алюминия и среднемагистральных лайнеров, а общий торговый оборот увеличится в разы

МНЕНИЯ

«Потеря Угледара никакого значения не имеет»

Михаил Васильев

Такова официальная версия украинской пропаганды, которая даже переписала нарушающую российские законы Википедию

Мучение Дарвина

Олег Зинченко

И даже спустя 165 лет после обнародования, дарвинизм становится предметом споров

Шура, это конец?

Анатолий Заусайлов

Визит Зеленского в США иначе как провалом не назовешь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также