САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Туризм

Автор Софья Арсеньева

Пять причин приехать в Беларусь по железной дороге

Синеокая вдоль и поперек исполосована рельсами. Отправляемся на поезде любоваться густыми лесами, бескрайними полями, потягивая ароматный чай из ретроподстаканников на поезде

ФОТО: БЕЛТА

1. ПУТЕШЕСТВИЕ В XIX ВЕК

Первый паровоз пошел по белорусским землям 159 лет назад. «По высочайшему Государя Императора повелению должно быть начато сооружение Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги», - прописано Указом. На нужды выделили 85 миллионов рублей серебром. Сумма приличная! Но при приеме «белорусского» участка дороги выявили казус: вокзал в деревушке Поречье, окруженной лесом, богаче и больше, чем в Гродно! «Громадная второклассная станция. При ней большое число железнодорожных складов и мастерских. Между тем в Гродно была сооружена крохотная трехклассная станция», - гласят воспоминания историка Евстафия Орловского. Что за диво? Сегодня уже не разобраться. А вокзал и ныне там. Самый старый в стране. Снаружи - прямо девятнадцатый век во всей красе.

В прошлом столетии Поречье облюбовали кинематографисты - станция мелькает в легендарной картине времен перестройки «Меня зовут Арлекино». В наше время российские туристы прибывают сюда тысячами. В чем секрет? Неподалеку притаилась популярная здравница «Поречье».

2. ВОРОТА В ЕВРОПУ

Самым красивым вокзалом Синеокой по праву считается Брестский. Еще 150 лет назад это было здание в виде средневекового замка, сейчас - роскошь в стиле сталинского ампира с фирменным шпилем, увенчанным красной звездой. Мрамор и гранит, кожа и дорогое дерево - отделка и интерьеры впечатляют размахом. А ведь каких только гостей тут не встречали! От Иосифа Сталина и Никиты Хрущева до Ким Ир Сена и Жоржа Помпиду. Поезда уходят из Бреста в двух направлениях - на Москву и на Варшаву - с разных сторон вокзала.

Не многие знают, что брестские железнодорожники 22 июня 1941-го повторили подвиг защитников крепости. Героически обороняли здание, а когда немцы их окружили, стали уходить в подвалы. Тогда оккупанты наполнили подземные этажи водой - часть защитников утонули, а часть - оказались в плену.

3. ОТЫСКАТЬ ИМПЕРАТОРСКИЙ ТУПИК

Железная дорога связала Могилев со столицами в 1902 году. Вокзал отгрохали в стиле неоклассицизма: много света, зелени и коридоров. Пассажиров к перрону поначалу доставляли извозчики, а в 1911-м в городе появились два таксомотора. Принадлежало сие чудо техники Самуилу Сагалу - деду художника Марка Шагала.

Помнят стены могилевского вокзала и Сергея Есенина. Правда, в городе на Днепре он не читал свои стихи по кабакам и ресторанам. У военного санитара Есенина были другие заботы - таскал на носилках раненых и погибших солдат Первой мировой.

Выходя из поезда на станции Могилев, помните: в 1915 году то же самое неоднократно проделывала императорская семья. Тогда в городе располагалась Ставка Верховного главнокомандующего российской армии. Специальный тупик для царского поезда даже обустроили.

4. ПРОКАТИТЬСЯ НА ДРЕЗИНЕ

В Беларуси есть один-единственный город с двумя действующими железнодорожными вокзалами. Нет, не Минск. Барановичи! Собственно, благодаря железной дороге этот город на Брестчине и появился. Даже на гербе у него красуется паровоз.

У станции Барановичи-Полесские работает большой музей железнодорожной техники. Экспонаты тут не прячутся под стеклом, а представлены прямо на рельсах под открытым небом. Самый старый прибыл сюда из брянского депо в 1927 году. В коллекции имеются как паровозы, так и тепловозы. Причем не только отечественные, но и заграничные. Например, немецкий локомотив, который достался белорусам после войны в качестве репатриаций. В музее можно заглянуть в пассажирские и грузовые вагоны разных эпох, взобраться на платформы и вагонные тележки. Развлечение для самых смелых - катание с ветерком на ретродрезине.

5. НАЙТИ КОНЕЦ УЗКОКОЛЕЙКИ

Если хочется таинственной романтики, милости просим на узкоколейные железные дороги. В советское время этот транспорт создавался исключительно для промышленности. Медленный и неприхотливый, он доставлял рабочих и торф, который они добывали.

Теперь запрыгнуть в цветастые вагоны из 70-х с деревянными скамейками могут все желающие. По колее шириной всего в 75 сантиметров можно уехать прямиком в лес, где нет даже намека на вокзалы или остановочные пункты. Впереди - только лесные чащи, пугливые косули да заброшенные торфяные карьеры.

Прелесть экскурсий по узкоколейке в том, что пассажиры могут без опаски выглядывать в окна, стоять на входной подножке и свободно заходить в кабину к машинистам. Дать паровозный гудок? Легко! Зимой в вагонах топят печки-буржуйки. Очень колоритно выглядит. Цена вопроса за атмосферную поездку - около 2,5 тысячи рублей.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Задержан бывший замминистра обороны РФ Павел Попов
  2. Александр Лукашенко: Будем воевать и сражаться на информационном поле, хоть это и непросто
  3. В Шебекино погиб человек и двое получили ранения при обстреле ВСУ
  4. Боррель призвал Евросоюз полностью снять ограничения на удары ВСУ по России
  5. Товарооборот Беларуси с Россией за полгода превысил 25 млрд долларов
  6. Мария Захарова: Москва считает неприемлемыми требования Киева отвести белорусские войска от границы
  7. В Беларуси появится первый круглосуточный новостной телеканал
  8. Депутаты Парламентского Собрания примут участие в международном наблюдении за выборами в Азербайджане
  9. Вячеслав Володин рассказал о законах, которые начнут работать в сентябре
  10. Павлу Дурову предъявили обвинение и отпустили под залог
  11. В Чёрном море ночью уничтожены три безэкипажных катера, следовавших к Крыму
  12. Фонд актёра Джорджа Клуни внесён в список нежелательных в России организаций
  13. Российские военные освободили Камышевку в ДНР
  14. Белорусская таможня прокомментировала запрет Запада ввозить в Беларусь одежду секонд-хенд
  15. Павла Дурова доставили в суд

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Желаю ветеранам долгих лет жизни

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению приняла участие в Дне Союзного государства в санатории «Карачарово»

Политика

Папа Римский у дипломатического представителя Святого Престола в Беларуси всегда перво-наперво интересовался, как дела у Лукашенко

Президент поблагодарил Анте Йозича за помощь при освобождении из украинского плена тридцати белорусов

МНЕНИЯ

Имя, сестра!

Татьяна Вахромеева

Хотелось бы уже услышать, кто именно создает угрозу ядерного инцидента.

Космическая птичка

Юлия Новицкая

Сегодня наши ребята работают в открытом космосе в скафандрах «Орлан МКС».

«Ядерная дубина» как рычаг управления

Валерий Чумаков

Атомные бомбардировки СССР планировались вовсе не с целью захвата или уничтожения страны.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также