Пять причин увидеть Россию глазами художников
Путешествие по стране - это не только поезда и самолеты, но еще и полет фантазии живописцев, архитекторов и скульпторов
Домик на берегу Оки оказался идеальным местом для того, чтобы жить и творить: тут появились свои Адмиралтейство и Аббатство. Фото: Михаил Фролов.kpmedia.ru
1. ЗАГЛЯНУТЬ В ГОСТИ К ИВАНУ-ЦАРЕВИЧУ
Живописец Виктор Васнецов на своих полотнах создавал удивительный мир сказок и былин. Аленушка грустила у воды так искренне, что не сопереживать ей было невозможно, витязь, стоящий на распутье, был глубоко погружен в раздумья, а при взгляде на Ивана-царевича, летящего в небе, казалось, что ковер-самолет под ним подрагивает, желая набрать высоту. В 1891 году Васнецов решил обустроиться в Москве - купил землю в Троицкой слободе и принялся за проект. Через три года местные жители ахнули: на улице вырос настоящий терем из сказки. Внутреннее убранство было под стать: по-крестьянски простая столовая соседствовала с добротно обставленной гостиной. На первом этаже жила семья художника, а на втором он работал. Тут, в мастерской, родились его самые известные произведения - «Царевна Несмеяна» и «Богатыри», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем Горынычем» и «Сивка-бурка». С 1953 года в доме художника работает музей - теперь оказаться в сказке может любой желающий.
Простая столовая в Троицкой слободе словно ждет, когда появится Царевна Несмеяна. Фото: Наталья Илюхина/Фотобанк Лори
2. ВСТРЕТИТЬ ЗОЛОТУЮ ОСЕНЬ
В поисках вдохновения художники пускаются в самые неожиданные путешествия: отправляются на Крайний Север и в дикие джунгли, ищут гения места на берегу штормящего моря и в раскаленных солнцем городских джунглях. А Василий Поленов раз и навсегда влюбился в тихую природу окских берегов. Однажды, возвращаясь из поездки, оказался под Серпуховом и был очарован. С тех пор он искал идеальное место, где мог бы жить и творить. «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека.
Рядом столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет». Наконец, на высоком берегу, в Бёхове, Поленов нашел то, что искал. Постепенно возникали постройки: лодочный сарай называли просто - Адмиралтейство, место для игр - Избушкой для детей, а мастерскую художника - Аббатством. Художник с упоением писал местные пейзажи: он любил лето на Оке, восхищался золотом осени - на его холстах природа дышит спокойствием.
3. ВЫЙТИ В МОРЕ
Посетители выставки Ивана Айвазовского в Третьяковке, замерев перед «Девятым валом», шепотом делились: «Страшно-то как, укачивает…». Действительно, вряд ли кто-то сравнится с этим живописцем в мастерстве изображения водной стихии. На его полотнах море как живое: волнуется, бушует, накатывает на утлые лодки и большие суда и вновь успокаивается, покачивая на своей глади прогулочный ялик.
В здании-шестеренке сейчас театр Витюка, где точно стоит посмотреть спектакль «Танго». Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости
Феодосия при художнике расцвела, став крупным культурным центром - Айвазовский открыл картинную галерею и выставлял полотна, которые не должны были покидать родных мест. И по сей день здесь хранится крупнейшее собрание его работ - больше четырехсот.
4. ПОЙТИ В ГАРАЖ
У каталонцев есть Гауди, у французов - Ле Корбюзье, а у россиян - Константин Мельников, который в XX столетии попросту перевернул представление об архитектуре. Его «холстом» стала вся Москва. Сразу после революции он стал работать у Ивана Жолтовского и Алексея Щусева, создавая облик новой столицы. Конструктивистские здания Мельникова, построенные с определенным изяществом, обязательно наполненные светом, при этом были абсолютно функциональными. К примеру, он строил автобусные гаражи с разными фасадами, а в ДК Союза коммунальников вынес балконы наружу, придумал движущиеся перегородки и особую систему естественного освещения. Построил дом и для себя - в Кривоарбатском переулке. Кирпичная «восьмерка» из двух цилиндров пронизана шестиугольными окнами - свет в течение дня отсюда не уходит. Со временем мельниковские здания стали памятниками ушедшей эпохе. В Бахметьевском гараже теперь Еврейский музей и центр толерантности, а в Доме культуры расположился театр Романа Виктюка.
Над проектом церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве работали и Поленов, и Васнецов, и Репин. Фото: Антон Мартынов/Фотобанк Лори
5. СОРВАТЬ АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
Писатель Сергей Аксаков, задумав удалиться от шумной московской жизни, купил недалеко от города имение Абрамцево. Несмотря на проблемы со здоровьем, он диктовал свои сочинения дочке. Закончив работу над автобиографическими «Детскими годами Багрова-внука», добавил к ним сказку о прекрасной девушке и чудище лесном - «Аленький цветочек». Когда писатель скончался, его имение купил меценат Савва Мамонтов, который собрал здесь целую плеяду художников. В Абрамцеве была написана «Девочка с персиками» - Серов изобразил дочь Саввы Ивановича Веру, Илья Репин создал тут полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а Михаил Врубель работал над майоликовыми панно и «Сидящим демоном».