Пять причин прогуляться по Минску конструктивистскому
Белорусская столица была практически полностью разрушена во время Великой Отечественной войны. Рассказываем про уникальные здания, которые чудом удалось сохранить
В Доме правительства Беларуси около тысячи кабинетов и 1770 окон, а количество дверей превышает четыре тысячи. Фото: БЕЛТА
1. УВИДЕТЬ САМЫЙ БОЛЬШОЙ «ДОМ» В СТРАНЕ
На фоне Дома правительства в Минске семиметровый бронзовый Ленин выглядит крошечным. Оно и понятно: за спиной вождя лучший в мире образец конструктивизма из бетона и стекла площадью в 2,4 тысячи квадратных метров. Несмотря на столь большие размеры, здание на вид не кажется громоздким и тяжеловесным. Холодные серые тона каменной штукатурки и дробление объемов создают впечатление удивительной легкости.
Когда в конце 1920-х годов проект Дома правительства увидел поэт Янка Купала, он с ноткой скептицизма в голосе назвал архитектора Иосифа Лангбарда «летуценным хлопцам» (мечтательным парнем. - бел.). Почему? А потому, что домину предстояло возводить полностью вручную. Первый подъемный кран появился в Минске лишь в 1940-м. Сохранились редкие кадры начала стройки: будущее главное административное здание республики росло в окружении одноэтажных деревянных хат, а рядом с ним в 30-е годы проносились сани, запряженные лошадьми.
2. СЕСТЬ ЗА ПАРТУ НА КОРАБЛЕ ЗНАНИЙ
Многие полагают, что конструктивизм был присущ только строительству 1920 - 1930-х годов. Но это не так. Вторая волна интереса к этому стилю пришла в 1970-х. Именно тогда в восточной части Минска появился знаменитый 15-й корпус Белорусского национального технического университета, напоминающий огромный корабль. Хотя, как позже признались авторы проекта Игорь Есьман и Виктор Аникин, вдохновлялись они силуэтами… воздушных лайнеров. Поточные аудитории в восьмиэтажном блоке должны были напоминать крылья самолета, а самая высокая часть здания - нос. Не зря ведь смотрит студенческий «корабль» прямо в сторону Национального аэропорта «Минск».
После масштабной реконструкции в 15-м корпусе БНТУ появится «космическая» подсветка. Фото:times.bntu.by
3. ОБОЙТИ ПОЛМИРА ЗА ПАРУ МИНУТ
В двух шагах от Дома правительства притаился другой конструктивистский алмаз - здание геофака БГУ. Авторы Георгий Лавров и Иван Запорожец вложили в него все архитектурные тренды начала советской эпохи. Невероятно большие окна, ассиметрия, павильонный принцип. Но особая красота прячется внутри. Входной тамбур оформили массивом дуба, а грандиозные лестницы из белого гранита переходят в необычный мозаичный пол на втором этаже. Он, кстати, собран из небольших гранитных плит, привезенных из 32 стран - от Бразилии и ЮАР до России и Финляндии. Разноцветные горные породы выложены в причудливые геометрические узоры. Студенты-географы из БГУ шутят, что в их учебном корпусе можно обойти полмира за пару минут.
4. ПООБЕДАТЬ НА ФАБРИКЕ-КУХНЕ
Одно из главных мечтаний феминисток Минска сбылось в 1936 году. Именно тогда в городе появилось чудо-место, которое должно было освободить трудящихся дам от необходимости стоять у плиты. По замыслу на фабрику-кухню каждый день должны были приходить обедать тысячи советских граждан - от работяг с заводов до высокопоставленных чиновников из Дома правительства. Помимо общедоступной столовой, здесь были студенческий зал, торговая сеть, ресторан, бильярдная, а также холодный, кондитерский, вафельный, мороженный, заготовительный и крахмальный цеха.
Автор необычного проекта фабрики-кухни - архитектор Грубер. Фото: ipita.ru
Известно, что ежедневно здесь готовили до 60 тысяч обедов! В меню: «Щи российские», «Борщ украинский», «Бефстроганоф», «Жареная телятина», «Рыба в сметане» и прочие фишки. Неплохо для конца 30-х годов, правда?
Удивительно, но в наши дни фабрика-кухня сохраняет свое первостепенное предназначение. Правда, на смену советским столовым пришли модные кафе и рестораны, где подают блюда разных кухонь мира. Предлагают попробовать и кавказский чахохбили, и мексиканские начос, и тайский том-ям.
5. ЗАБЛУДИТЬСЯ ВО ДВОРИКЕ УЧЕНЫХ
Очевидцы войны вспоминают: в 1944 году Национальную академию наук в Минске можно было увидеть, стоя на вокзале. Не потому, что она возвышалась над другими постройками, а потому, что практически все между этими двумя точками было разрушено и сожжено.
Главное здание академии, подчеркнуто монументальное, с мощной колоннадой и величавыми рельефами проектировал Лавров, а дорабатывал Лангбард. Большинство столичных жителей видели его лишь с фасада. Но чуточку любопытства - и без проблем попадаешь в ухоженный зеленый дворик храма белорусской науки. В обеденное время здесь можно застать седовласых академиков, неспешно прогуливающихся в тени, а после рабочего дня познакомиться с молодыми учеными.