Пять причин вспомнить памятники Победы
Главный концерт в честь 75-летия окончания Великой Отечественной организовали в Волгограде у подножия величественной скульптуры «Родина-мать зовет!» Немногие знают, что грандиозная фигура - лишь фрагмент композиции, части которой находятся на расстоянии трех тысяч километров друг от друга
Положение фигур тоже имеет смысл. Рабочий обращен на восток, в сторону металлургического завода, а боец смотрит на запад, откуда пришла угроза Родине. Фото: drive2.ru
1. ПРОЙТИ С ВОСТОКА НА ЗАПАД
Идея триптиха родилась у скульптора Евгения Вучетича. Объединяет монументальные фигуры образ Меча Победы. Это его в Магнитогорске рабочий вручает красноармейцу, в Сталинграде заносит над врагом «Родина-мать», а в Берлине им же попирает свастику «Воин-освободитель».
Несмотря на то, что меч начал движение на Урале, а закончил в Германии, памятники появлялись в обратном порядке. Сначала в 1949 году - «Воин-освободитель», затем «Родина-мать зовет!» в 1967-м и только в 1979-м «Тыл - фронту».
Этой 15-метровой скульптурой завершил замысел уже ученик Вучетича - скульптор Лев Головницкий. Почему именно в уральском городе? Согласно документам, каждый третий снаряд и каждый второй танк в годы войны делали из магнитогорской стали. Это и есть тот самый Меч Победы.
2. УВИДЕТЬ ВЗМАХ МЕЧА
Первый меч слишком сильно раскачивался на ветру. Пришлось его заменить на более легкую конструкцию. Фото: Антон Пикус.
Самая известная часть триптиха - конечно, 85-метровая скульптура «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Хотя она могла вовсе не поднять меча. Первый проект выглядел иначе. Фигура женщины со знаменем в правой руке и колосьями в левой, перед которой солдат преклонил колено. Но уже приступив к строительству, скульптор перерабатывает идею.
Размеры сооружения породили много мифов: что внутри ходит лифт, что в голове - ресторан для избранных. Но это легенды. Внутри статуя напоминает многоэтажку без отделки - бетонные комнаты размером три на три и высотой четыре метра. Всего «этажей» одиннадцать. И перемещаться между ними можно только по узкой лестнице.
3. ПОДНЯТЬ ГЛОБУС НА ЛАДОНИ
Мемориал в Трептов-парке возводили сразу после войны. Первый проект Вучетича был другой. На постамент должен встать сам Иосиф Сталин, держащий глобус - символ спасенного мира. «И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из-под огня детей. Метнулся в Германию, сделал зарисовки - и вызрело новое», - писал скульптор.
На конкурс привез оба варианта. Рассудил, по легенде, сам Сталин. Пыхнул трубкой и изрек: «А вам не надоел этот, с усами?», а потом той же трубкой указал на макет «Солдата-освободителя»: «Вот такой памятник нам и нужен!»
Для комплекса в Трептов-парке не хватало материалов. Проблема решилась, когда нашли немецкий склад с ценным камнем, предназначавшимся для отделки сооружения в честь несостоявшейся победы над СССР. Фото: culture.ru
4. ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ГЕРОЕВ НАВЕЧНО
«Потом мы увидели его с ребенком на руках, - вспоминал писатель, военкор «Правды» Борис Полевой о подвиге минчанина Трифона Лукьяновича, который, услышав во время боя плач ребенка, бросился через дорогу. - Держа девочку, двинулся назад. Почти дополз, и тут пуля снайпера остановила его. Малышку он успел передать в руки товарищей».
Это было в Берлине 1945-го, неподалеку от Трептов-парка. Но Лукьянович не единственный прообраз памятника. Известно много подобных примеров. Например, подвиг сержанта Николая Масалова:
«Под мостом я увидел трехлетнюю девочку. Она все звала: «Муттер, муттер!», - рассказывал Николай. - Я ее в охапку - и обратно. Тут фашисты начали палить. Спасибо нашим - выручили». Николай выжил, за героизм его наградили орденом Славы III степени. Скульптор Вучетич позже познакомился с сержантом и делал с него зарисовки.
5. ОТПРАВИТЬ ПОСЛАНИЕ МИРУ
Есть у этой скульптурной истории и продолжение. У здания ООН в Нью-Йорке красуется монумент «Перекуем мечи на орала». Да-да, это все тот же меч Вучетича. Под могучими ударами молота лезвие превращается в плуг, готовый возделывать пашню. Важное послание миру и тогда, и сейчас. Впечатляет и мускулистая фигура рабочего. Своего героя скульптор лепил со знаменитого борца, олимпийского чемпиона Бориса Гуревича.