Пять причин отыскать забытые усадьбы
Старинные дворцы, дворянские гнезда, аристократические имения - вот где бы провести период самоизоляции. А если нет, то хотя бы насладиться их красотой, когда всех выпустят. Планируем маршрут.
1. ПРИШВАРТОВАТЬСЯ У ГРИФОНА
Всего в 25 километрах от российской столицы притаилась архитектурная жемчужина. Усадьбу Марфино некоторые считают самым европейским уголком ближайшего Подмосковья. Для своего времени имение князя Голицына выглядело очень необычно. Сплошная средневековая готика - башенки, стрельчатые окна, мосты с бойницами и массивные каменные ворота. Широкая лестница ведет не на парадный двор, а к большому пруду. А у ее подножия сидят два величественных грифона. Когда-то возле их лап швартовались лодки, на которых можно было отправиться на прогулку по воде.
Живописным пейзажем часто пользовались киношники. Здесь снимали «Мастера и Маргариту», «Женщину, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Крестоносец», даже «Самый лучший фильм - 2».
ФОТО: Антон Пикус
Сейчас тут военный санаторий, и официально это закрытая территория. Но понимая, что такую красоту должны видеть все, местная администрация смягчила правила. Пропуска выдают любому желающему. Нужно всего лишь показать паспорт.
2. УВИДЕТЬ ЦЕРКОВЬ-ЗАМОК
Московский генерал-губернатор Михаил Измайлов в свое время не скупился на лучших архитекторов, чтобы построить роскошное имение Быково. Сейчас это окрестности подмосковного Жуковского. Одна из красивейших усадеб столицы РФ появилась во второй половине XVIII века. От роскошного дворца, стоявшего на вершине холма, спускался к Москве-реке обширный парк с оранжереями, где росли персики и ананасы. Хозяева любовались видами с широких балконов. Жаль, сейчас в здание не пускают. Сначала отговаривались, мол, комнаты 25 лет будут опасны после пребывания здесь туберкулезного санатория. Но срок давно вышел, а двери так и остались заперты.
ФОТО: Антон Пикус
Последним владельцем до революции здесь был инженер Николай Ильин, который, как поговаривали, поместье выиграл в карты со всеми его красотами. Главное сокровище - двухэтажная Владимирская церковь. Другой такой не сыщешь. Знаменитый архитектор Екатерининского времени Василий Баженов, выстроил ее в псевдоготическом стиле. Изящными башенками, изогнутыми лестницами и острыми шпилями она напоминает скорее загадочный средневековый замок. Уже несколько лет храм снова действует, и любой может попасть внутрь.
3. ОЦЕНИТЬ СВАДЕБНЫЙ ПОДАРОК
Удивительному поместью Белогорка в 20 километрах от Гатчины, как, впрочем, и многим другим заброшенным дворянским гнездам, не очень повезло. История усадьбы по большому счету началась с династии Елисеевых. Тех самых, чьи магазины до сих пор впечатляют туристов на главных улицах Москвы и Петербурга. Поместье очаровывает не меньше. Купец и банкир купил его как свадебный подарок для своей дочери. Лиза, видимо, унаследовавшая предприимчивость отца, развернула бурную деятельность. Тут появились 23 дачных домика под аренду, мельница, каменная ГЭС... И только после этого - главный дом, на вид настоящий замок. Нижний ярус из неотесанных булыжников, стены поднимаются ввысь круглыми и восьмигранными башнями. Строили на века, а прожили всего пять лет - случилась революция.
Если внешний облик сохранился неплохо, даже после пожара, устроенного отступающими немцами в 1944-м, то внутренняя обстановка не сохранилась. Сейчас великолепное здание пустует.
ФОТО: Антон Пикус
4. ЗАГЛЯНУТЬ В СУМОЧКУ НЯНИ ПУШКИНА
Обычная дорога через деревушку Кобрино Ленинградской области. Сельские домики за невысокими заборами. И вдруг табличка: «Здесь жила няня Александра Пушкина Арина Родионовна». Как тут не ударить по тормозам и не заглянуть в скромную деревенскую усадьбу?
Изба частично реставрирована, но не новодел. Ей больше двухсот лет. Дом семье Арины Родионовны выделили помещики Ганнибалы-Пушкины за хорошую службу. Здесь она прожила почти двадцать лет после замужества и родила четверых детей, а затем уехала вместе с Пушкиными.
Входишь в сени и попадаешь в сказку. С потолка свисают сушеные травы, у стены - старинный ларь, на полках глиняные и деревянные тарелки, кружки... В доме воссоздали убранство крестьянской избы конца XVIII века. Экспонаты приносили люди со всей деревни. Но одна вещь особенная. Это сумка-торба из домотканого полотна, которая, по преданию, принадлежала самой Арине Родионовне. Так и хочется сидеть в этой обстановке возле печки и слушать нянины сказки.
5. ПОПАСТЬ В ДОМ, ГДЕ РОДИЛСЯ «ОВОД»
Он стоит на берегу Дона недалеко от Воронежа. Когда-то это было дворянское гнездо рода, из которого вышел поэт-романтик, философ, критик начала XIX века Дмитрий Веневитинов. Он приходился четвероюродным братом Пушкину и стал одним из прототипов Владимира Ленского в «Евгении Онегине».
Но не только он в этом доме был литератором. Гувернанткой у Веневитиновых в конце столетия служила Этель Лилиан Войнич, автор романа «Овод». И немудрено, на фоне такого пейзажа волей-неволей станешь поэтом, писателем или художником.