Пять причин поехать в Нижний Тагил
Жители города давно вошли в курортные легенды со знаменитым кличем «Таги-и-ил». Но и в родном краю - промышленников, изобретателей и природных красот - туристам тоже есть что посмотреть
За почти триста лет предприятие значительно изменилось, но общая планировка начала XVIII века осталась прежней. Фото: Wikipedia.org/Vyacheslav Bukharov
1. ПОГУЛЯТЬ ПО ЗАВОДУ-МУЗЕЮ
Словно олицетворение всей уральской мощи, возвышается на проспекте Ленина нагромождение покрытых красным суриком металлических конструкций, труб и башен, нагнетавших горячий воздух в домны. Это единственный в стране завод-музей, и посвящен он, конечно, горному делу. Предприятие открыл еще в 1725 году Акинфий Демидов. С тех пор оно веками модернизировалось: от водяных колес и доменных печей до мартеновских и прокатных цехов, - все обрастало технологиями и новшествами. Многие механизмы, внедренные тагильскими инженерами и изобретателями, сохранились до сих пор. А начиная с конца 80-х весь этот путь в одном циклопическом комплексе могут проследить туристы.
Правда, на территорию промышленного гиганта попасть можно только в составе экскурсионной группы, записавшись заранее.
2. НАЙТИ СЛЕДЫ «СТАРОГО СОБОЛЯ»
Большое влияние на город оказал клан Демидовых. Их железоделательные заводы снабжали Россию и половину Европы самым качественным металлом под маркой «Старый соболь». Есть предание, что для статуи Свободы использовали именно тагильскую медь. Со знаменитой фамилией здесь связано почти все. Но вот особняк с изящными литыми колоннами, который называют Демидовской дачей, на самом деле принадлежал не им.
Демидовы не скупились на образование для своих инженеров. Организовали Горное училище, а лучших студентов отправляли за границу. Одним из таких счастливчиков стал крепостной Фотий Швецов. Вложения оправдались. Вернувшись, он внедрил кучу новинок и увеличил производство вдвое, за что получил вольную и пост технического директора всех тагильских заводов. Правда, после из-за доноса его сместили, а прекрасный новенький дом отобрали за долги.
Тогда он и отошел богатейшему семейству.
Первую чудо-машину уральские мастера поставили на рельсы в 1833 году. Фото: Алексей Булатов/kpmedia.ru
3. РАССМОТРЕТЬ ПАРОВОЗ ЧЕРЕПАНОВЫХ
В XVIII веке Нижний Тагил можно было назвать технической столицей России. Здесь внедряли передовые решения, конструировали невероятные механизмы. А количество изобретателей на душу населения поражает. Жаль, многое не сохранилось. Например, первая в России паровая машина Ивана Ползунова. Он же собрал первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель. В Историко-краеведческом музее демонстрируется реконструированный велосипед Ефима Артамонова, который тот якобы собрал в 1800 году, еще до немца Карла фон Дреза. Впрочем, факт изобретения так и не получил стопроцентного подтверждения, и многие считают его легендой.
Зато никто не сомневается, что именно в Тагиле появился первый российский паровоз отца и сына Черепановых. Памятник машине можно найти у Краеведческого музея.
4. СВЕРНУТЬ ГОРЫ
В часе езды от Тагила возле поселка Кушва стоит другой своеобразный памятник промышленникам. Целая гора. По легенде, в 1735 году местному чиновнику охотник-вогул Степан Чумпин принес «камни, к которым прилипали ножи и топоры». Анализ выявил магнитный железняк очень высокой концентрации. Чумпину выдали двадцать рублей, а гору назвали Благодатью в честь императрицы Анны Иоанновны (так ее имя переводится с греческого).
Рудник оказался таким богатым, что гору буквально срывали метр за метром. Из трех вершин уцелела только одна. И то потому, что руды в ней не было.
Так скульптор представил современного ангела мегаполиса. Фото: Алексей Гречищев
На самом верху стоит чугунная колонна с языком пламени. Это памятник вогулу Чумпину, которого, по преданию, сородичи сожгли за то, что выдал тайну священной горы. А рядом смотровая площадка, откуда открывается чудо-панорама на окрестные горы, необъятный провал карьера и бескрайние леса.
5. ВТИСНУТЬСЯ В САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУЗЕЙ
Наиболее узнаваемый символ города - сторожевая башня на Лисьей горе. Когда и зачем она появилась, историки и сейчас гадают. Деревянная постройка была на этом месте еще в XVII веке. Нынешнее каменное здание с защищающим город архангелом Михаилом на шпиле возвел в 1818 году Николай Демидов. По одной версии, служила башня пожарной каланчой, по другой - дозорные выглядывали с нее беглых заводских рабочих. После реконструкции здесь работает экспозиция, которая считается самым маленьким музеем страны. На тринадцати квадратных метрах можно увидеть сигнальный колокол и предметы быта караульщиков.
Еще одного хранителя города вы найдете перед Музеем изобразительных искусств на Уральской улице. Так «Городского ангела» увидел современный скульптор Александр Иванов.
В ПОМОЩЬ ТУРИСТУ
-
Расстояние от Москвы до Нижнего Тагила - 1790 км, путь на машине займет около суток. От Минска - 2520 км и 31 час дороги.
-
Самолетом из столицы РФ - 2,5 часа. Билет - от 4,8 тысячи рублей. Поездом - около 30 часов. Стоимость - от 2,8 тысячи рублей. Из Минска удобнее добираться через Москву или Екатеринбург.
-
Проживание в гостинице - от 1,5 тысячи рублей.