06 Августа 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 36  (859)

Чыгуначны треугольник

Доехать из Москвы или Петербурга до Минска можно будет всего за три часа. Уже есть проект строительства скоростной железной дороги между столицами двух наших стран

Чыгуначны треугольник

Фото: Сергей Ермохин/ТАСС

НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ

Высокоскоростные магистрали соединят три города: Москву, Минск и Санкт-Петербург. Получится такой железнодорожный треугольник, удобный для путешественников и бизнесменов.

Города разделяют примерно семьсот-восемьсот километров. В Европе такие расстояния поезда преодолевают за три часа, а у нас нужно ехать целый рабочий день. Или ночь. Вечером засыпаешь в центре одной столицы, а просыпаешься уже в другой. Хорошо, но долго. Есть самолеты, но летать любят не все, а для грузоперевозок они и вовсе непригодны.

- 150 лет назад английский путешественник, ехавший из Лондона в Глазго, восторженно писал о необычайно высокой скорости: он проехал шестьсот километров за девять часов. У нас такие скорости до сих пор. Если ты находишься в Москве и хочешь попасть на поезде в Берлин через Беларусь, ты, по-хорошему, должен сесть на высокоскоростной поезд и через шесть часов быть в Берлине. Попасть в Минск по железной дороге желательно за три часа, - считает Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Развитие современной транспортной инфраструктуры - очень важное направление работы Союзного государства. И одним из центральных проектов должна стать высокоскоростная магистраль. Это специально выделенные железнодорожные пути, по которым поезда несутся со скоростью больше 200 км/ч.

Составы, которые будут отправляться из Минска, пройдут через Витебск. Здесь их пути разойдутся: одни поедут через Псков в Санкт-Петербург, другие - через Смоленск в российскую столицу.

- Воплощение этого проекта в жизнь - длительная перспектива. Сегодня нам надо заручиться поддержкой на его концептуальную реализацию. Рассматриваем проект как один из важнейших факторов социально-экономического развития Союзного государства и углубления интеграции двух стран, - прокомментировал «СВ» замначальника департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России Олег Леснов.

Высокоскоростная магистраль «Москва - Петербург - Минск» может быть построена до 2030 года.

Такие скорости передвижения между большими городами удобны не только для людей, которые лишь книжку откроют и кофе выпьют, а уже пора выходить из поезда. Развитие транспорта означает и рост экономики, товаропотоков из страны и в страну, увеличение зарубежных инвестиций, новые поступления в российский и белорусский бюджеты.

Сейчас объем товарооборота между Россией и Беларусью - больше тридцати миллиардов долларов. Что касается туристов, то россияне составляют восемьдесят процентов всех гостей Синеокой. Много едет и белорусов в города РФ.

ШЕЛК ГОРОДА БЕРЕТ

Линия «Москва - Минск» к тому же станет частью глобального проекта магистрали «Евразия». Ее протяженность - около десяти тысяч километров через Пекин, Москву, Минск и Берлин. Такой современный вариант старинного «Шелкового пути».

Идея «Один пояс - один путь» принадлежит Китаю. Она подразумевает совершенствование существующих и создание новых транспортных коридоров, которые свяжут больше шестидесяти стран Центральной Азии, Европы и Африки. Глобально!

Напомним, что Шелковым путем называли торговый маршрут между Китаем и Европой, который появился во II веке до н. э. Это не какая-то одна, как сказали бы сейчас, магистраль. Шелковый путь был похож на дерево: ветви - это дороги, которые соединяли много городов. По ним шли караваны с товарами.

Шелковым путь назвали потому, что сначала из него везли из Китая именно эту ткань. А сама идея торговли появилась благодаря арабским скакунам, которых решили завозить в Поднебесную из Средней Азии в обмен на шелк. Он в ту пору был в цене. Древние римляне так полюбили неведомый им до той поры материал, что спускали на него уйму денег. По одной из версий, Рим пал именно из-за шелка. Якобы тогда в казне просто не осталось денег на оплату воинов, которые охраняли город.

С ВЕТЕРКОМ!

«САПСАН» ДОМЧИТ ДО МОРЯ

Идея создания высокоскоростных железнодорожных магистралей - не новая. Об этом говорили еще в советские времена, но воз и ныне там.

В Беларуси супермагистралей нет, в России - всего две линии железной дороги, которые можно условно считать скоростными. Время в пути на «Сапсане» из Москвы в Питер и из Москвы в Нижний Новгород занимает всего четыре часа. Правда, мчатся здесь поезда не по выделенным путям, а по обычным. Из-за чего полную скорость составы развить не могут.

Еще одну такую магистраль хотели построить между столицей и Казанью. Тогда бы эта дорога занимала всего 3,5 часа (сейчас - больше одиннадцати). Но руководство страны эту идею раскритиковало, не найдя в ней экономического смысла. Вероятно, здесь будет построена платная автодорога, и на этом вопрос закроют.

Более реальным выглядит появление полноценной высокоскоростной магистрали «Москва - Санкт-Петербург».

- Это не только повысит скорость передвижения между городами, но и приведет к ускорению в целом циркуляции экономической жизни по этим железнодорожным капиллярам, - пояснил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.

Здесь нужна отдельная высокоскоростная дорога, потому что потенциал имеющейся уже исчерпан. Сейчас и пассажирские и грузовые поезда едут по одним, путям. При этом пассажиропоток растет. Можно было бы пустить еще один «Сапсан», но тогда придется снять с маршрута несколько грузовых поездов.

Минтранс предлагает построить магистраль, по которой будут ходить поезда из Москвы к Черному морю.

- У людей должен быть выбор: полететь самолетом, поехать поездом или на машине, - сказал первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов.

У РЖД есть программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ с 2015 до 2030 года. Она предполагает, что в стране появится больше пятидесяти таких маршрутов, станции для суперпоездов откроются в сотне крупных российских городов. Общая протяженность путей составит семь тысяч километров, а объем инвестиций - пять триллионов рублей.

СКАЗАНО

ПУТЬ К СБЛИЖЕНИЮ

Чыгуначны треугольник 

Фото: Постоянный комитет СГ

Олег Леснов, замначальника департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России:

- По оценкам РЖД, строительство транспортных магистралей с сопутствующей логистической инфраструктурой обеспечивает рост валового регионального продукта до шести процентов. Реализация подобных совместных проектов сближает Россию и Беларусь, дает мощный импульс развитию экономики регионов, социальных и культурных связей, а также создает необходимую логистику для развития торгово-экономических потоков и туризма на северном и западноевропейском направлениях. То есть определяет развитие Союзного государства на десятилетия вперед, а также нашу интеграцию в мировую систему торгово-экономических отношений с высокотехнологичными логистическими потоками.

Ожидается, что на скоростных поездах по маршруту «Москва - Санкт-Петербург - Минск» будут переезжать до 2 миллионов человек в год.

ФАКТЫ

  • Первую рельсовую дорогу в России построили в XVIII веке на Алтае. Примерно в это же время на заводе в Нижнем Тагиле выпустили первый паровоз. Он двигался со скоростью примерно 15 километров в час.

  • Высокоскоростное движение в России появилось в 2009 году. Тогда помчались «Сапсаны» между Москвой и Петербургом. За все время на этих поездах проехали почти 34 миллиона пассажиров.

  • Поезд назвали «Сапсаном», как птицу. Она очень быстрая: может лететь на скорости больше 300 километров в час.

  • Пока в России есть два скоростных маршрута: на участках «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Нижний Новгород». Дорога в один конец занимает около 4 часов.

* Чыгуначны (бел.) - железнодорожный.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Туризм

Пять причин поехать в Барнаул

Барнаульцы ценят чувство юмора. Иначе как бы тут мог появиться необычный Музей автоугона имени Юрия Деточкина?

воЛЬГОТНЫЙ режим

Заядлым путешественникам лишние сто километров - не крюк, а вот сто евро лишними точно не будут. Удастся ли сэкономить на визах в ближайшее время?

Пять причин поехать в Дрибин

Не про всякий маленький городок найдешь упоминание в документах XVI столетия. А вот про Дрибин есть

Пять причин поехать в Звенигород

Начинался Звенигород на крутом холме на берегу Москвы-реки. Сейчас это место называют просто - Городок

Пять причин поехать в Ляховичи

На Ляховщине активно развивается экологический туризм. Гостей цепляет тишина, чистый воздух, удивительной красоты природа

Читайте также

Трибуна депутата

Людмила Макарина-Кибак: Научились выхаживать «Дюймовочек» размером с ладошку

Врач, член Комиссии ПС по соцполитике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Нацсобрания РБ по здравоохранению, физкультуре, семейной и молодежной политике рассказала «СВ» о приоритетах и перспективах белорусской медицины, помощи детям, стратегии молодежной политики

Туризм

Пять причин поехать в Барнаул

Барнаульцы ценят чувство юмора. Иначе как бы тут мог появиться необычный Музей автоугона имени Юрия Деточкина?

Культура

Илья-пророк воскреснуть помог

В августе исполнилось 175 лет со дня рождения одного из самых знаменитых русских художников. Именины Репин особенно любил отмечать в своей белорусской усадьбе

Экономика: интеграция

Бизнес - ничего наличного

Поддержка малого и среднего предпринимательства стала национальным приоритетом в России и Беларуси почти одновременно. В ближайшие десять лет вклад небольших компаний в экономику обеих стран должен вырасти вдвое

Политика

Владимир Путин о G8: Не могу вернуться в организацию, которой нет

Президенты России и Франции встретились на Лазурном Берегу, где обсудили мировую политику и «большую Европу от Лиссабона до Урала»

Союзное государство

Сквозь галактики - к звездам

В Анапе начался XIV Фестиваль Союзного государства «Творчество юных»



Общество

«Героем себя не ощущаю»

Настоящее чудо! История, произошедшая на прошлой неделе в Подмосковье, облетела весь мир. Самолет А321 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку в поле. Пассажиры целы, отделались лишь травмами. Командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоили звание Героев России, а бортпроводников наградили орденами Мужества

Политика

Владимир Путин о G8: Не могу вернуться в организацию, которой нет

Президенты России и Франции встретились на Лазурном Берегу, где обсудили мировую политику и «большую Европу от Лиссабона до Урала»

Политика

Александр Лукашенко: Нужно обработать каждый клочок земли

Президент проинспектировал ход уборочной страды, познакомился с технологиями максимально глубокой деревопереработки и попробовал дары стародорожского леса

Союзное государство

Сквозь галактики - к звездам

В Анапе начался XIV Фестиваль Союзного государства «Творчество юных»

Трибуна депутата

Людмила Макарина-Кибак: Научились выхаживать «Дюймовочек» размером с ладошку

Врач, член Комиссии ПС по соцполитике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Нацсобрания РБ по здравоохранению, физкультуре, семейной и молодежной политике рассказала «СВ» о приоритетах и перспективах белорусской медицины, помощи детям, стратегии молодежной политики

Общество

Погонные мэтры

Двухнедельный марафон юбилейных пятых Армейских международных игр завершился абсолютной победой российской команды. Всего военные 39 стран установили больше семидесяти рекордов!

Общество

Терпенье и труд до понедельника подождут

В России предложили ввести четырехдневную рабочую неделю. Предполагается, что пятница станет третьим выходным, но на зарплате это не отразится. Эксперты волнуются, что новый график навредит здоровью людей. «СВ» разбиралось в плюсах и минусах

Культура

Илья-пророк воскреснуть помог

В августе исполнилось 175 лет со дня рождения одного из самых знаменитых русских художников. Именины Репин особенно любил отмечать в своей белорусской усадьбе

Общество

Цветики-семицветики

Пиротехники из Беларуси покорили Калининград. Посмотреть на выступление команды Константина Морозова пришли больше десяти тысяч зрителей

Взгляд из Москвы

Врачи против ковбоев

В России благодаря антитабачным мерам за последние несколько лет количество дымящих снизилось на несколько миллионов. Что уже сделано и еще планируется изменить в никотиновом вопросе?