06 Августа 2019 года / Текст:  Софья Колесова / К номеру: 36  (859)

Чыгуначны треугольник

Доехать из Москвы или Петербурга до Минска можно будет всего за три часа. Уже есть проект строительства скоростной железной дороги между столицами двух наших стран

Чыгуначны треугольник

Фото: Сергей Ермохин/ТАСС

НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ

Высокоскоростные магистрали соединят три города: Москву, Минск и Санкт-Петербург. Получится такой железнодорожный треугольник, удобный для путешественников и бизнесменов.

Города разделяют примерно семьсот-восемьсот километров. В Европе такие расстояния поезда преодолевают за три часа, а у нас нужно ехать целый рабочий день. Или ночь. Вечером засыпаешь в центре одной столицы, а просыпаешься уже в другой. Хорошо, но долго. Есть самолеты, но летать любят не все, а для грузоперевозок они и вовсе непригодны.

- 150 лет назад английский путешественник, ехавший из Лондона в Глазго, восторженно писал о необычайно высокой скорости: он проехал шестьсот километров за девять часов. У нас такие скорости до сих пор. Если ты находишься в Москве и хочешь попасть на поезде в Берлин через Беларусь, ты, по-хорошему, должен сесть на высокоскоростной поезд и через шесть часов быть в Берлине. Попасть в Минск по железной дороге желательно за три часа, - считает Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Развитие современной транспортной инфраструктуры - очень важное направление работы Союзного государства. И одним из центральных проектов должна стать высокоскоростная магистраль. Это специально выделенные железнодорожные пути, по которым поезда несутся со скоростью больше 200 км/ч.

Составы, которые будут отправляться из Минска, пройдут через Витебск. Здесь их пути разойдутся: одни поедут через Псков в Санкт-Петербург, другие - через Смоленск в российскую столицу.

- Воплощение этого проекта в жизнь - длительная перспектива. Сегодня нам надо заручиться поддержкой на его концептуальную реализацию. Рассматриваем проект как один из важнейших факторов социально-экономического развития Союзного государства и углубления интеграции двух стран, - прокомментировал «СВ» замначальника департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России Олег Леснов.

Высокоскоростная магистраль «Москва - Петербург - Минск» может быть построена до 2030 года.

Такие скорости передвижения между большими городами удобны не только для людей, которые лишь книжку откроют и кофе выпьют, а уже пора выходить из поезда. Развитие транспорта означает и рост экономики, товаропотоков из страны и в страну, увеличение зарубежных инвестиций, новые поступления в российский и белорусский бюджеты.

Сейчас объем товарооборота между Россией и Беларусью - больше тридцати миллиардов долларов. Что касается туристов, то россияне составляют восемьдесят процентов всех гостей Синеокой. Много едет и белорусов в города РФ.

ШЕЛК ГОРОДА БЕРЕТ

Линия «Москва - Минск» к тому же станет частью глобального проекта магистрали «Евразия». Ее протяженность - около десяти тысяч километров через Пекин, Москву, Минск и Берлин. Такой современный вариант старинного «Шелкового пути».

Идея «Один пояс - один путь» принадлежит Китаю. Она подразумевает совершенствование существующих и создание новых транспортных коридоров, которые свяжут больше шестидесяти стран Центральной Азии, Европы и Африки. Глобально!

Напомним, что Шелковым путем называли торговый маршрут между Китаем и Европой, который появился во II веке до н. э. Это не какая-то одна, как сказали бы сейчас, магистраль. Шелковый путь был похож на дерево: ветви - это дороги, которые соединяли много городов. По ним шли караваны с товарами.

Шелковым путь назвали потому, что сначала из него везли из Китая именно эту ткань. А сама идея торговли появилась благодаря арабским скакунам, которых решили завозить в Поднебесную из Средней Азии в обмен на шелк. Он в ту пору был в цене. Древние римляне так полюбили неведомый им до той поры материал, что спускали на него уйму денег. По одной из версий, Рим пал именно из-за шелка. Якобы тогда в казне просто не осталось денег на оплату воинов, которые охраняли город.

С ВЕТЕРКОМ!

«САПСАН» ДОМЧИТ ДО МОРЯ

Идея создания высокоскоростных железнодорожных магистралей - не новая. Об этом говорили еще в советские времена, но воз и ныне там.

В Беларуси супермагистралей нет, в России - всего две линии железной дороги, которые можно условно считать скоростными. Время в пути на «Сапсане» из Москвы в Питер и из Москвы в Нижний Новгород занимает всего четыре часа. Правда, мчатся здесь поезда не по выделенным путям, а по обычным. Из-за чего полную скорость составы развить не могут.

Еще одну такую магистраль хотели построить между столицей и Казанью. Тогда бы эта дорога занимала всего 3,5 часа (сейчас - больше одиннадцати). Но руководство страны эту идею раскритиковало, не найдя в ней экономического смысла. Вероятно, здесь будет построена платная автодорога, и на этом вопрос закроют.

Более реальным выглядит появление полноценной высокоскоростной магистрали «Москва - Санкт-Петербург».

- Это не только повысит скорость передвижения между городами, но и приведет к ускорению в целом циркуляции экономической жизни по этим железнодорожным капиллярам, - пояснил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.

Здесь нужна отдельная высокоскоростная дорога, потому что потенциал имеющейся уже исчерпан. Сейчас и пассажирские и грузовые поезда едут по одним, путям. При этом пассажиропоток растет. Можно было бы пустить еще один «Сапсан», но тогда придется снять с маршрута несколько грузовых поездов.

Минтранс предлагает построить магистраль, по которой будут ходить поезда из Москвы к Черному морю.

- У людей должен быть выбор: полететь самолетом, поехать поездом или на машине, - сказал первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов.

У РЖД есть программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ с 2015 до 2030 года. Она предполагает, что в стране появится больше пятидесяти таких маршрутов, станции для суперпоездов откроются в сотне крупных российских городов. Общая протяженность путей составит семь тысяч километров, а объем инвестиций - пять триллионов рублей.

СКАЗАНО

ПУТЬ К СБЛИЖЕНИЮ

Чыгуначны треугольник 

Фото: Постоянный комитет СГ

Олег Леснов, замначальника департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России:

- По оценкам РЖД, строительство транспортных магистралей с сопутствующей логистической инфраструктурой обеспечивает рост валового регионального продукта до шести процентов. Реализация подобных совместных проектов сближает Россию и Беларусь, дает мощный импульс развитию экономики регионов, социальных и культурных связей, а также создает необходимую логистику для развития торгово-экономических потоков и туризма на северном и западноевропейском направлениях. То есть определяет развитие Союзного государства на десятилетия вперед, а также нашу интеграцию в мировую систему торгово-экономических отношений с высокотехнологичными логистическими потоками.

Ожидается, что на скоростных поездах по маршруту «Москва - Санкт-Петербург - Минск» будут переезжать до 2 миллионов человек в год.

ФАКТЫ

  • Первую рельсовую дорогу в России построили в XVIII веке на Алтае. Примерно в это же время на заводе в Нижнем Тагиле выпустили первый паровоз. Он двигался со скоростью примерно 15 километров в час.

  • Высокоскоростное движение в России появилось в 2009 году. Тогда помчались «Сапсаны» между Москвой и Петербургом. За все время на этих поездах проехали почти 34 миллиона пассажиров.

  • Поезд назвали «Сапсаном», как птицу. Она очень быстрая: может лететь на скорости больше 300 километров в час.

  • Пока в России есть два скоростных маршрута: на участках «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Нижний Новгород». Дорога в один конец занимает около 4 часов.

* Чыгуначны (бел.) - железнодорожный.

 

Комментарии


Другие статьи раздела

Туризм

Пять причин поехать в Керчь

Приехав в Керчь, можно искупаться сразу в двух морях: Черном и Азовском. Но и кроме пляжного отдыха в городе, которому почти три тысячи лет, много всего интересного для туристов

Пять причин отправиться в вишневую столицу Беларуси

Считай, это еще одно название Глубокого. Вишневыми садами город славился издавна. Сочных ягод здесь в изобилии в каждом дворе.

Пять причин поехать в Осташков

В маленьком городе в Тверской области можно попасть в старину, посмотреть на «забытые вещи» и устроить себе пляжный отдых

Пять причин увидеть готическую Беларусь

Устремленные ввысь острые шпили, горгульи и узкие окна - этот архитектурный стиль не спутаешь ни с каким другим, даже если почти ничего не понимаешь в искусстве

Прогулки по культурной столице

Летом Витебск превращается в культурную столицу Беларуси. В двадцатые годы прошлого века он был центром авангардного искусства. «СВ» поможет составить самые интересные маршруты

Пять причин поехать в Плес

Волга, живописные холмы и купеческие дома. Небольшой (меньше двух тысяч населения) городок в Ивановской области существует как будто вне времени

Читайте также

Общество

Конституция доброй воли

В Беларуси завершили разработку новой версии основного закона. «СВ» разбиралось, какие поправки могут появиться в его обновленном тексте

Союзное государство

Под союзным брендом

Торгово-промышленные палаты РФ и РБ подписали соглашение о создании Делового совета

Трибуна депутата

Геннадий Давыдько: Любая трагедия – экзамен для нас

Каждому человеку стоит задуматься о своих нравственных ценностях. Ведь портрет здоровья социума легко считывается с его отношения к тому или иному событию

Политика

Владимир Путин: Фантастика! Как небо со звездами

Президента восхитило великолепие куполов отреставрированного монастыря в Ленинградской области

Туризм

Пять причин поехать в Керчь

Приехав в Керчь, можно искупаться сразу в двух морях: Черном и Азовском. Но и кроме пляжного отдыха в городе, которому почти три тысячи лет, много всего интересного для туристов

Культура

Послушаем джаз, пропитаемся «дымом» и сгоняем на «белорусские Мальдивы»

В августе сильнее хочется ухватить остатки лета. С московскими фестивалями напряженка. Из-за пандемии отменили даже самый крупный - «Пикник «Афиши». Но «СВ» подобрало для вас крутые опен-эйры



Трибуна депутата

Геннадий Давыдько: Любая трагедия – экзамен для нас

Каждому человеку стоит задуматься о своих нравственных ценностях. Ведь портрет здоровья социума легко считывается с его отношения к тому или иному событию

Политика

Владимир Путин: Фантастика! Как небо со звездами

Президента восхитило великолепие куполов отреставрированного монастыря в Ленинградской области

Союзное государство

Под союзным брендом

Торгово-промышленные палаты РФ и РБ подписали соглашение о создании Делового совета

Политика

Александр Лукашенко: В сильной Беларуси — сила самой России

Президент Беларуси заявил, что если для безопасности Союзного государства на территории республики понадобится разместить вооруженные силы со всеми видами вооружений - это сделают незамедлительно

Общество

Конституция доброй воли

В Беларуси завершили разработку новой версии основного закона. «СВ» разбиралось, какие поправки могут появиться в его обновленном тексте

Культура

Послушаем джаз, пропитаемся «дымом» и сгоняем на «белорусские Мальдивы»

В августе сильнее хочется ухватить остатки лета. С московскими фестивалями напряженка. Из-за пандемии отменили даже самый крупный - «Пикник «Афиши». Но «СВ» подобрало для вас крутые опен-эйры

Общество

Через тернии к звездам. «Наука» с собачкой

Жена космонавта Олега Новицкого Юлия продолжает рассказывать истории о жизни в невесомости

Звезды

Владимир Бортко: Для меня «Собачье сердце» - не лучший фильм

Он, как и российский президент - Владимир Владимирович. И тоже в политике. Депутат Госдумы. Первый зампредседателя Комитета по культуре. Но прославился, как режиссер. Народному артисту - 75 лет. «СВ» разузнало, до скольки умеет считать Воланд, почему Басилашвили потерял голос, и в каком споре победил Хемингуэй

Туризм

Пять причин поехать в Керчь

Приехав в Керчь, можно искупаться сразу в двух морях: Черном и Азовском. Но и кроме пляжного отдыха в городе, которому почти три тысячи лет, много всего интересного для туристов