ГРУЗия ОБИД
Начавшийся отпускной сезон оказался сдобрен скандалом. С 8 июля будут приостановлены воздушные перевозки из России в страну вина, хачапури и песен. «СВ» разбиралось, как это скажется на жителях Союзного государства и не хлынет ли поток отдыхающих через Минск
Пляжи Батуми, столь любимые россиянами, в этом году могут остаться пустыми. Фото: Sputnik/РИА Новости
СТРАНА НЕЛЕТНОЙ ПОГОДЫ
«В Тбилиси - там все ясно, там тепло, там чай растет, - но мне туда не надо!» - пел Владимир Высоцкий. А вот многим российским туристам надо, но они не полетят. Вместо того чтобы паковать чемоданы и прикидывать, сколько вечерних платьев с собой взять, им теперь приходится спешно менять свои планы. Российским туристическим компаниям власти рекомендовали воздержаться от продаж путевок на этом направлении. Не смогут выполнять летные программы в РФ и авиаперевозчики с родины Шота Руставели и Расула Гамзатова. Даже если у вас уже на руках билеты на самолет грузинской компании, ничего не выйдет. Авиасообщение между двумя странами закрывается не впервые. В 2006 году такую меру приняли, когда российских военных обвинили в шпионаже и арестовали. Был, впрочем, и другой повод - долги грузинских авиаперевозчиков за обслуживание. Санкции действовали до февраля 2008-го. Однако уже в августе, спустя всего полгода, из-за вооруженного конфликта в Северной Осетии воздушные коридоры снова закрыли еще на два года. Потом постепенно все начало налаживаться, но в полном объеме полеты между Грузией и Россией возобновились только в 2014 году.
Нынешняя ситуация омрачена антироссийскими выступлениями. Хлебосольный Тбилиси, еще вчера встречавший наших туристов как дорогих гостей, расцвел плакатами об «оккупантах» и «стране-агрессоре». Кроме того, по данным Министерства транспорта РФ, есть и другой формальный повод - грузинские авиакомпании задолжали «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» больше 790 тысяч долларов за аэронавигационное обслуживание. К тому же остался непогашенным тот самый долг за 2008 год.
НОРМАЛЬНЫЕ ТУРИСТЫ ОПЯТЬ ПОЙДУТ В ОБХОД?
По данным Национальной администрации туризма Грузии, по итогам прошлого года турпоток из России был третьим по величине - 1 миллион 705 тысяч путешественников. Больше приезжали только из соседних Армении (1 миллион 725 тысяч) и Азербайджана (1 миллион 807 тысяч человек).
При этом турпоток из РФ стабильно рос уже несколько лет, и туристические компании планировали провести этот сезон на подъеме. Даже в низкий сезон с января по май 2019 года в Грузии побывали 512 тысяч российских туристов. Поэтому планы на лето были грандиозные. Только у одних «Уральских авиалиний» запланировали по семь рейсов в неделю из Москвы в Тбилиси и еще четырнадцать в Батуми с его ласковым морским прибоем. Теперь же авиакомпаниям предстоит компенсировать потери и переориентировать пассажиров на другие направления - потери при этом составят от двух миллиардов (потраченных на возврат авиабилетов) до шести миллиардов рублей недополученной выручки.
- Министерство транспорта РФ уже занимается разработкой механизма оценки потерь перевозчиков из-за прекращения авиасообщения, - рассказал вице-премьер Максим Акимов.
Поесть, поспасть, и снова на площадь с транспарантами. Протесты заменили гостеприимство. Хочется верить, что не для всех и ненадолго. Фото: Sputnik/РИА Новости
При этом, по данным представителя Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, туроператоры уже успели продать порядка 4,5 тысячи путевок в Грузию до конца года. Теперь им предстоит найти альтернативные варианты путешествий.
- Меняют на Турцию, Сочи, Крым, Болгарию, Абхазию. Предлагаем туристам и горящие туры на Кипр, - отметила она.
Грузинская сторона уже заявила о необходимости поддерживающих мер для туротрасли. В их числе - запуск транзитных шатлов из Баку, Еревана и даже Трабзона для тех россиян, которые все же отважатся добираться обходным путем. А вот в традиционном пересадочном узле для многих российских путешественников - Минске - без перемен. Белорусский перевозчик «Белавиа» заявил, что не собирается увеличивать количество рейсов в Грузию, ежедневные полетные программы в Тбилиси и Батуми останутся прежними.
Согласно данным компании Ostrovok.ru, только порядка восемнадцати процентов туристов готовы рискнуть и поехать в Грузию с пересадкой или же отправиться в путешествие на автомобиле.
В КРУТОМ ПИКЕ
Сложившаяся ситуация сильно ударила по экономике Грузии. Резко упал курс лари, до своего исторического минимума - 2,87 за один доллар.
- По предварительным подсчетам, сокращение туристического потока из России в оставшийся период повлияет на экономику Грузии в размере примерно от двухсот до трехсот миллионов долларов. Этот внешний удар отразится на платежном балансе и, соответственно, на курсе национальной валюты, - говорится в сообщении Центробанка страны.
Министр экономики Натия Турнава дала еще более жесткий прогноз и назвала запрет авиасообщения шоком. Потери могут достигать аж семисот - восьмисот миллионов долларов. Такую же оценку дает и основатель Федерации гостиниц и ресторанов Грузии Шалва Алавердашвили.
- Если полностью закроется рынок и российские туристы не приедут, предположительный ущерб составит около 2,1 миллиарда лари, - считает он.
Россия, впрочем, готова снять запрет авиасообщения. Но при одном условии.
- Речь идет просто о возвращении ситуации в Грузии в нерусофобское русло. Как только это будет зафиксировано, можно задуматься о пересмотре принятого решения и вернуться к разговору, - сказал пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.
СПРАВКА «СВ»
В середине июня в грузинской столице вспыхнули беспорядки. Им предшествовало заседание Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия, которое проходило в зале заседаний Парламента Грузии. Депутат Государственной Думы РФ Сергей Гаврилов, открывая его, занял кресло председателя верхней палаты. Возмущенная этим оппозиция сорвала работу Генассамблеи, после чего протесты продолжились на улице. В результате беспорядков 240 человек пострадали и свыше трехсот задержаны. На следующий день глава парламента Ираклий Кобахидзе подал в отставку.