Уносят меня три красных коня...
Арбат по-могилевски - это улица Ленинская, бывшая Большая Садовая. По длине она едва ли уступит московской пешеходной зоне. Да и по достопримечательностям тоже. В этом году на Форуме регионов решили не устраивать традиционную выставку достижений народного хозяйства. Вместо тракторов и комбайнов, станков и компьютеров решили показать во всей красе народные ремесла
КОГДА МУЧЕНЬЕ - В РАДОСТЬ
Вот на Ленинской и вырос «Город мастеров» с улицами «Русская», «Белорусская» и «Сябрына творчасці і майстэрства». Вписался в пейзаж идеально, словно всегда тут и стоял. Уместилось в нем почти все Союзное государство: от Бреста до Дальнего Востока. Мастера, правда, жаловались, что места им все равно маловато: при желании они бы так развернулись…
Каждый регион представлял то, чем по праву гордился: кому-то ремесло передавалось по наследству, кто-то с нуля возрождал забытый старинный промысел. Соломенные котики - лапы в боки - и глиняные свистульки, тряпичные куклы и мягчайшие пуховые платки, деревянные лошадки и керамическая посуда, обереги и ажурная вышивка - глаза так и разбегались. Товар штучный, ручная работа. Ощущение, будто ты на машине времени перенесся лет эдак на сто-двести назад.
Русин из Закарпатья Сергей Феньвеши вот уже сорок лет живет на Вологодчине. Возрождает древнее ремесло - изготавливает изделия из чернолощеной керамики. Из хобби это дело превратилось в смысл жизни. Сначала работал один. А попробуй хорошую глину найди, потом избавь ее от камешков и сора - не зря этот процесс так и называется «отмучить». Да
и процесс лощения горшка или вазочки тоже непрост - с непривычки столько мозолей натер! Год Сергей приноравливался к печке, чтобы предмет при обжиге получился черного цвета. Теперь учит ремеслу других.
Идем дальше: от палатки к палатке, от диковинки к диковинке. Прямо на улице - мастер-класс по росписи цветной глазурью северных пряников с романтичным названием «Козули». Козы тут ни при чем, название происходит от поморского слова «змейка, завиток». Да и формы у них самые разные.
- Мы приехали из села Нюксеницы Вологодской области, - рассказывает хозяйка Лариса Тарутина. - Пряники «Козули» расписываем больше двадцати лет. За два часа около 50 человек поучаствовали в нашем мастер-классе.
Пока детишки, нагуливая аппетит, увлеченно украшали лакомство, их родители сметали со стола рецепты пряников, которые на Вологодчине готовят по-особому: на жженом сахаре, с корицей. Тают во рту. Хотя кое-где на Русском Севере их предпочитают не есть, а хранить, как оберег от злых духов.
Елена из села Большая Черниговка, что в 150 километрах от Самары, четыре года занимается росписью по дереву.
- Долго выбирала из разных ремесел, пока к этому пришла. По душе пришлась именно северная роспись: ее разнообразие в узорах, красках. На ее основе придумала свой стиль. В этом году получила звание мастера Самарской области. Вот меня сюда в Могилев и пригласили, - от души радуется мастерица.
СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА И НЕЖНОЕ КРУЖЕВО
Делегация из Чкаловска привезла куклы в традиционных нижегородских костюмах.
- Видите, они с элементами лоскутного шитья, - показывает мне игрушку одна из мастериц. - На ней душегрейка, наполненная ваточкой, расшитый кокошник.
Рядом - новинская игрушка, тоже с Нижегородчины. Судьба у нее непростая. В середине прошлого века производство почти умерло и только лет десять назад начало возрождаться. А деревянные коники - прекрасны: ярко-алые, с золотой гривой. Торговля шла бойко.
Дальше - палатка Калужской области. На столах знаменитая хлудневская игрушка - незамысловатые, но смешные и трогательные свистульки, фигурки животных и людей из глины. Жаль, что осталось всего несколько мастеров в Калуге, работающих в этом стиле. Молодежи он, увы, не интересен.
Половину выставки-ярмарки занимали ремесленники из Беларуси. Шили, вязали кружева прямо на глазах у изумленной публики. Очередь из покупателей - за традиционной льняной одеждой с вышивкой: рубашки, передники, платья. Заодно можно попробовать и самому соткать полотно, как это делали бабушки. Или сделать что-то из соломы - кресло, колыбель, сумку.
Марина Гущо из Витебской области ловко орудует веретеном:
- У нас ткачество фактурное, ажурное, ни в одной другой области страны такого не встретишь. Техника изготовления - очень сложная, изучать ее приходилось по уже готовым полотнам. А значит, нужно было взять старый рушник, посчитать каждую ниточку и создать максимально приближенную к оригиналу копию.
Марина буквально по крупицам собирала данные о технике плетения: ходила в фольклорные экспедиции, перечитывала специализированные книги, искала людей, которые могли хоть что-то знать об ажурном ткачестве. Свои работы она уже не раз возила в Россию: в Новгород, Великие Луки. Скоро повезет вышивку на фестиваль в Москву. А несколько лет назад представляла ее аж в Венесуэле.
Какая же ярмарка без песен и танцев? На Звездной площади, где стоит памятник безымянному Звездочету, установили главную сцену «Города мастеров». Народные ансамбли двух стран сменяли друг друга - в эти дни они были главными звездами на небосклоне.
Ноги так и шли в пляс. Артисты ходили прямо по Ленинской, учили всех желающих белорусским танцам под живую музыку, игре в «ручеек» и в метание валенок. Даже некоторые политики не устояли...
7 ФАКТОВ О МОГИЛЕВЕ
Военная столица империи и дублер Минска
1. Одна из легенд гласит, что основал город Лев Данилович Могий, или Могучий Лев. В 1267 году он возвел замок на берегу Днепра. Не то от его прозвища, не то от могилы Льва и произошло название селища.
2. Старые могилевские газеты пестрят заметками о приездах венценосных особ. В годы Северной войны здесь побывал Петр Первый. В «Могилевской хронике Сурты и Трубницких» описывается, как горожане готовились к приезду царя.
3. Волей российской императрицы Екатерины II в результате первого раздела Речи Посполитой Могилев стал частью Российской империи. Дважды Александр I проводил смотр российских войск в городе. Последним коронованным визитером оказался царь Николай II. Как Верховный главнокомандующий он довольно долго прожил в ставке под Могилевом.
4. Перед Великой Отечественной войной город рассматривали в качестве резервной столицы БССР. По проекту ленинградского архитектора Лангбарда возвели здание теперешнего облисполкома, похожее на столичный Дом правительства.
5. Центр города - бывшая торговая площадь. Здесь на заре советской власти возвели здания врачебной управы, нижнего суда и архива. В конце XX века центром архитектурного ансамбля стал мемориальный комплекс «Борцам за советскую власть» - Вечный огонь, бронзовая женская скульптура и братская могила красноармейцев, защищавших город в 1920 году от польских войск. Здесь же восстановили городскую ратушу.
6. В городе несколько триумфальных арок разных размеров. Первая появилась в конце XVIII века в честь приезжавшей Екатерины II.
7. Оригинальным обликом отличаются кафедральный костел святого Станислава и церковь Трех святителей. У костела - непропорциональное каменное основание. А гордость церкви - список чудотворной иконы Божией Матери «Могилевско-Братская». Храм построен в форме креста, а венчают его семь куполов.