Клецки с «душами» под забабоны о Цмоке
«Хедлайнерами» пятого международного мифологического фестиваля на Витебщине стали гости из Иркутска
О монстре из Лох-Несского озера легенды разлетелись по всему миру. Но и мы не лыком шиты. Наш ответ шотландцам - Лепельское озеро и его обитатель Цмок.
Брат грозного Змея Горыныча из русских сказок - персонаж скорее положительный. Даже его внешний вид вызывает желание улыбнуться, а не закрыть глаза от страха: тушка упитанная, как у тюленя, лапы с перепонками и хвостик баранкой. В белорусской мифологии Цмок считается покровителем семьи. Издавна молодожены бросают в Лепельское озеро угощения - «задабривают» мифическое чудище и просят счастья в семейной жизни. А пять лет назад симпатяге установили памятник в городском парке и тут же придумали поверье: потрешь Цмоку носик - желание сбудется. Он сияет так, что сомнений не остается, примета работает.
Чтобы познакомить всех с легендарным обитателем озера, в Лепеле с 2013 года стали проводить мифологический фестиваль «В гости к Цмоку». В этот раз приехали гости из Эстонии, Польши и, конечно, России.
У белорусского клуба «Крывічы» из Иркутска дорога была самой дальней. Шутка ли - шесть тысяч километров!
- Расстояние - не помеха! Открывать знаменитый Международный фестиваль этно-фольк-рок-музыки и песни для нас огромная честь, - признался «СВ» Олег Рудаков, руководитель Иркутского белорусского клуба. - Безумно приятно, что проливной дождь не распугал взрослых и детей. Наш мастер-класс по бытовым белорусским танцам прошел на ура. Долго репетировали, чтобы не упасть в грязь лицом. Думаю, получилось.
Без сомнения! После танцев зазвучали белорусские народные песни, записанные в этно-экспедициях по деревням белорусских переселенцев в Иркутской области.
- Сейчас в селах Сибири, если и поют белорусские песни, то больше на современный лад, - огорчается Олег Рудаков. - Надо беречь и возрождать наши корни. Главное правило «Крывічоў» при исполнении старинных песен - никаких экспериментов. Как нам бабушки рассказали, так и поем: акапельно, без аранжировок, строго соблюдая традицию.
Эстафету подхватил белорусский ансамбль народной песни и танца «Рэй», фолк-группа традиционного мужского пения «Рада», коллектив эстонского народного танца Paikeseratas.
Хорошо потопал - отлично полопал! За «кулинарную» часть праздника отвечали деревенские подворья и агроусадьбы. Хит - клецки с «душами», то есть с мясом. На Лепельщине они особенные - в начинку хозяюшки обязательно добавляют пряный тмин.
В «Долине мастеров» народные умельцы проводили мастер-классы по плетению пестрых поясов и кукол-оберегов. Под занавес на площадке «Магический яр» этнографы Янка Крук и Оксана Котович рассказали гостям о «забабонах», поверьях наших предков. В первую очередь, конечно, о Цмоке.
В ТЕМУ
Дом для Цмока лучше всего описал в своем романе «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» классик белорусской литературы Владимир Короткевич. Там четко указано Лепельское озеро и его таинственный обитатель.
Однако за легенды о Цмоке «сражаются» жители еще одного места Витебщины. Возле деревни Сахновичи, на берегу Гинькова озера есть единственная в Беларуси пещера, которая уходит вглубь холма на десять метров. Внутри - галерея с большими свисающими сводами и гротами. Местные «утверждают», что это логово никому иному и принадлежать не может.