Достойный дом для Достоевского
Поместье предков великого русского писателя восстановят в Беларуси на средства Союзного государства. 30 марта в деревне Достоево под Брестом состоится конференция с участием российских и белорусских экспертов
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» НАПИСАЛ РТИЩЕВ!
Мало кто знает о том, что великий русский писатель Федор Достоевский мог быть Ртищевым! И путали бы его с Федором Ртищевым, просветителем и меценатом, фаворитом царя Алексея Михайловича. Но предки Федора Михайловича позаботились о том, чтобы этого не случилось.
По линии отца великий писатель происходил из польского дворянского рода. У него даже был свой герб - Радван. 6 октября 1506 года глава семьи Данила Иванович Ртищев получил щедрый подарок от удельного князя Пинского и Клецкого Федора Ивановича Боровского. Целое имение! Оно находилось в белорусском Полесье (теперь - деревня Достоево Ивановского района Брестской области).
- Если бы не эта усадьба, Ртищевы, наверное, так и остались бы Ртищевыми, - рассказывает «СВ» директор музея школы имени Достоевского Валентина Пуцыкович. - С тех пор они взяли, как сказали бы сейчас, псевдоним от слова Достоево и стали называть себя Достоевскими.
Интересно, что селяне, когда произносят и название своей деревни, и фамилию писателя, ставят ударение на второй слог. Получаются ДостОево и ДостОевский.
- Вдова Федора Михайловича, Анна Григорьевна Достоевская-Сниткина, писала, что раньше фамилия так и произносилась, - продолжает Пуцыкович. - Слово ДостОево - красивое, нравилось. И это явление - давать фамилии от населенных пунктов - было распространенным. Но чаще людей называли, благодаря профессии, в которой они преуспели. Так, литовские князья, которые приезжали отдыхать на эти земли, давали такие фамилии прислуге. Поэтому среди достОевцев немало Ткачуков (они прекрасно шили) или Кухарчуков (отлично готовили), Гарбаруков (от слова «гарбар», которое переводится как «дубильщик», следовательно, люди с такой фамилией замечательно дубили кожи).
ОТ ПОГРОМОВ ДО МЕЛИОРАЦИИ
Достоевские жили в имении до второй половины XVII века, пока не случились погромы. Казаки Богдана Хмельницкого разрушили усадьбу. Предки Федора Михайловича пытались ее восстановить. Писали письмо королю. Но сумма, которая требовалась для реконструкции, была невероятно большой. Сами они не смогли ее собрать. Продали полуразрушенную усадьбу и уехали на Украину. Но позже отец писателя выбрал Москву. Там и родился классик.
Хозяева имения, которое все ветшало и ветшало, часто менялись. Последним владельцем был белорусский и литовский художник, композитор и пианист Наполеон Орда. Когда началась интенсивная мелиорация Полесья, земли взяли в сельхозоборот, и поместье разрушилось окончательно.
- Достоевский ни разу в жизни не был в родовом имении, - отмечает Пуцыкович. - Зато сюда заглядывали его потомки. Мы поддерживали связь с внуком - Андреем Федоровичем. Он уже умер. Теперь общаемся с правнуком - Дмитрием Андреевичем.
Впервые он приехал в Достоево в 2006 году. Первым делом заглянул в школьный музей.
- Внешне очень похож на Федора Михайловича, - улыбается директор музея. - Тоже с бородой. Обещал, если восстановят имение, купить рядом домик. Приболел, поэтому приехать в ближайшее время не сможет.
Дмитрию Андреевичу 72 года. Живет в Петербурге. Высшего образования не получил. Перепробовал 22 профессии, но все рабочие. Был алмазчиком - специалистом, который наносит на хрусталь грани, электриком, монтером, мастером в радиоателье. Но больше всего ему понравилось водить трамвай - 34-й, который ходит через весь центр Петербурга.
У Дмитрия Андреевича три дочери - Анна, Вера и Маша, и сын, названный в честь прадеда Федором. Никто не пошел по писательской стезе. Зато унаследовали чувство юмора. Дмитрий Андреевич - активный пользователь соцсетей. Пишет о том, чем занимается, так: «Пытаюсь быть пенсионером», а о любимых книгах - «те, что еще не прочел».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
«Кондрашка с ветерком»
У Достоевского была особая форма эпилепсии. Приобретенная. К такому выводу пришел московский профессор Николай Богданов. Занимаясь исследованием родословной писателя, он заглянул в Достоево и рассказал о том, что эпилепсия дала о себе знать в полную силу, когда писателю было 28 лет. Весной 1849 года в Петербурге его арестовали. Сочли участником антиправительственного кружка Петрашевского. Приговорили к расстрелу. Восемь месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости. Затем полчаса ждал, пока расстреляют. Смертной казни не случилось. Но сильное нервное потрясение привело к эпилепсии. Сам Достоевский старался относиться к приступам с юмором и называл болезнь «кондрашкой с ветерком».
ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ
ВСЕ ЛОЖКИ - В МУЗЕЙ
Усадьбу окончательно уничтожили в середине прошлого века. Остался лишь небольшой холм да, говорят, погреб. Рядом - заросший пруд и памятник писателю.
- Пять лет назад мы вместе со студентами Брестского университета и сотрудниками «Брестреставрации» вели раскопки и убедились в том, что тут находилось имение Достоевского, - объясняет Валентина Пуцыкович.
В декабре того же 2012 года на место раскопок приехал Посол РФ в Беларуси Александр Суриков. Тогда и заговорили о восстановлении усадьбы.
Подготовили проект, который будет утвержден на заседании Совмина Союзного государства. Восстанавливать усадьбу начнут уже в следующем году, а завершить планируют к 200-летию со дня рождения Достоевского в 2021 году.
Усадьбу построят за счет средств Союзного государства. Хотят выделить 82 миллиона российских рублей. Перед тем как взяться за восстановление имения, придется изъять земли из сельхозоборота.
Восстановят по макету, который хранится в музее села Достоево, и по рукописи, найденной в Львовском архиве. Получится деревянный дом помещика средней руки с пятью комнатами, двумя каминами и печкой. Выстроят хозяйственные постройки. И окружат имение частоколом.
В будущий музей отнесут вещи Достоевских, найденные при раскопках. Это серебряные ложки, вилки, монеты. Более 400 артефактов. Также туда передадут то, что хранится в школьном музее: фотографию Достоевского и его полное собрание сочинений. Создатели школьного музея, посвященного Достоевскому, хранят эти книги, как зеницу ока. В прошлом году тома вручил музейным работникам заместитель министра культуры Беларуси Тадеуш Стружецкий. Книги прислал премьеру Беларуси Михаилу Мясниковичу бывший генеральный секретарь ЕАЭС Таир Мансуров. Но их решили подарить музею.