Пять причин поехать в Жлобин
«Столица белорусской металлургии» запомнится древней историей, шляхетскими балами и мягкими игрушками
1. ПРОВОДИТЬ «ВАРЯГ В ГРЕКИ»
Своим появлением Жлобин (на старобелорусском - Злобин) обязан знаменитому торговому пути «из варяг в греки». Местечко жило за счет торговли: на высоком берегу Днепра местные продукты меняли на ткани, пряности, вино и прочие заморские товары. И корабль на горизонте для здешних жителей в IX - XII веках был большой радостью. Многочисленные артефакты теперь можно увидеть в краеведческом музее.
Сегодня Днепр вблизи Жлобина обмелел. Корабли не пройдут. Осталось две ладьи - на гербе города и на центральной площади. Медный памятник - как связующее звено между славным прошлым и гордым настоящим. Форма напоминает о былом, а металл - дань жлобинским сталеварам из градообразующего металлургического завода.
2. ПОКРУЖИТЬ НА ВЕЛИКОСВЕТСКОМ БАЛУ
Оркестр играет мазурку, дамские каблучки стучат по паркету, кавалеры у больших зеркал подкручивают усы. Балы в одной из самых красивых белорусских усадеб в Красном Береге в получасе езды от Жлобина устраивают, как и в позапрошлом веке - по всем правилам.
Место удивительное: загородный дом дворянского рода Поклевских-Козеллов. Он сохранился практически в первозданном виде. Знатоки называют усадьбу «путеводителем по истории архитектурных стилей». В интерьере сочетается готика, романизм, рококо, маньеризм, барокко, классицизм. С виду дом напоминает сказочный терем.
Поклевские-Козеллы - виноторговцы, горно- и золотопромышленники, владельцы асбестовой промышленности на Урале и первого пароходства на реках Западной Сибири. В Екатеринбурге и Талице тоже сохранились их особняки. К слову, Альфонс Поклевский-Козелл послужил прототипом одного из героев «Приваловских миллионов» Дмитрия Мамина-Сибиряка.
И непременно прогуляйтесь по старинному парку в английском стиле.
В тени пихт и елей спрятался загадочный валун с двумя треугольными отверстиями - каменная сова. По традиции юноши и девушки просят у этой «птички» счастья в любви.
3. УЗНАТЬ, КАК ВЫГЛЯДЯТ НЕСБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ
В годы войны в Красном Береге гитлеровцы организовали самый крупный в Европе детский донорский концлагерь. Сюда свозили мальчиков и девочек из близлежащих деревень и городов. У детей забирали кровь для немецких солдат и офицеров. Всю до последней капли. Сейчас на месте жуткого лагеря смерти каждую весну расцветает яблоневый сад. Посреди деревьев - пронзительный мемориал, созданный творческой группой заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина. У входа встречает черная фигура худенькой девочки с поднятыми руками. Собирательный образ всех детей, сгоревших в пламени ужасной войны. Сверху территория мемориала напоминает солнце с лучами-аллеями. Один из них черного цвета. Он проходит через «мертвый класс» с вечно пустыми партами. На школьной доске - предсмертное письмо-завещание 15-летней Кати Сусаниной отцу из фашистской неволи. А рядом, как надежда, - самая светлая часть мемориала - «Белый парусник» с именами деток, которые удалось установить. Всего несколько десятков. Тысячи в братских могилах остались безымянными. 24 мольберта с красочными витражными рисунками символизируют мечты, которым не суждено было сбыться.
4. ОБЗАВЕСТИСЬ ПЛЮШЕВЫМ ДРУГОМ
Если Тула - это самовар и пряник, Гусь-Хрустальный - эксклюзивное стекло, то Жлобин - белорусская мягкая игрушка. Здесь работает крупнейшая в стране фабрика искусственного меха. Еще недавно любому проезжавшему через Жлобин салютовал целый зоопарк плюшевых зверушек. В постсоветское время с игрушечного бизнеса жила половина города. Зайцы, тигры, крокодилы мыслимых и немыслимых расцветок «оккупировали» обочины трассы Минск - Гомель, все перроны железнодорожного и автобусного вокзалов, местный рынок. Но сейчас «плюшевые» страсти поутихли. Хотя на рынке по-прежнему можно выбрать аутентичный жлобинский сувенир. Кстати, кроме игрушек, находчивые горожане шьют тапки, бурки, жилетки и халаты.
Любопытно, что в минских магазинах жлобинских игрушек днем с огнем не сыщешь. Полки завалены китайскими, хотя они заметно уступают по качеству белорусским аналогам, а стоят дороже.
5. ПОМОЛИТЬСЯ НА МЕСТЕ ВЕЧНЫХ СПОРОВ
Жлобинские земли, а точнее, их часть в районе поселка Стрешин, столетиями были предметом политических раздоров. Его название фигурирует в документах Великого князя Литовского Витовта, в «Списке русских городов дальних и близких», в переписке великого князя Московского Василия III с королем Сигизмундом. Стрешинский деревянный замок штурмом брали черниговские князья, москвичи, казаки.
После второго раздела Речи Посполитой Екатерина II передала Стрешин графу Ивану Остерману. Тот возвел кирпичную Покровскую церковь в стиле классицизма. Она во всей красе стоит до сих пор.
В храме хранится невероятной красоты икона, подаренная графу Остерману-Толстому императором Александром I. А одним из первых священников церкви был иерей Иоанн Гашкевич, отец Святого праведного Иоанна Кормянского. Именно здесь простой сельский мальчик начал свой путь к Богу.
В ПОМОЩЬ ТУРИСТУ
От Минска до Жлобина на машине - 220 километров, время в пути - около 3 часов. От Москвы - 640 километров, 9 часов дороги.
Из белорусской столицы можно доехать на прямом поезде. Около двух с половиной часов, билет - от 130 российских рублей. Из Москвы - 11 часов, билет - от 2100 рублей.
Двухместный номер в гостинице - от 1100 рублей.